Дело № 2-765/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,
с участием истца В.В. Шибаева,
представителя ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» М.С. Казаковой,
представителя третьего лица Департамента финансов Администрации МО ГО «Сыктывкар» Т.С. Смольниковой,
представителя третьего лица Министерства финансов в лице Управления Федерального Казначейства по РК А.В. Бойцова,
представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Коми Е.Ю. Шмидт,
третьего лица Е.В. Осиповой,
при секретаре К.Е. Есеве,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре в суде 15 января 2015 года гражданское дело по иску Шибаева В.В. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
В.В. Шибаев обратился с исковым заявлением в суд к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия в период с ** ** ** по настоящее время, выраженном в невыплате денежных средств согласно договора, обязании перечислить денежные средства на лицевой счет, указанный в договоре. В обоснование иска указал, что на основании постановления Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... ему выдано свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения» №... от ** ** **. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», данное свидетельство дает право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере ... рублей. В течение срока действия указанного свидетельства истцом был оформлен договор купли-продажи от ** ** ** жилого помещения по адресу .... Данная сделка была зарегистрирована в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права от ** ** ** №.... ** ** ** истцом предоставлены все необходимые документы в отдел жилищной политики Администрации МО ГО «Сыктывкар», однако денежные средства не перечислены в связи с их отсутствием.
К участию в деле в качестве третьи лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство финансов в лице Управления Федерального Казначейства по РК, Министерство труда и социальной защиты Республики Коми, Департамент Финансов Администрации МОГО «Сыктывкар», Е.В. Осипова.
Истец В.В. Шибаев в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» М.С. Казакова с иском не согласилась, сославшись на отсутствие финансирования.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Коми Е.Ю. Шмидт в судебном заседании с иском не согласилась, указав на то, что денежные средства подлежат взысканию с Министерства финансов из федерального бюджета.
Представитель соответчика Департамента финансов Администрации МО ГО «Сыктывкар» Т.С. Смольникова в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что администрация является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица Министерства финансов в лице Управления Федерального Казначейства по РК А.В. Бойцов в судебном заседании также не согласился с исковыми требованиями.
Третье лицо Е.В. Осипова в судебном заседании исковые требования поддержала.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что постановлением Администрацией МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» Администрацией МО ГО «Сыктывкар» В.В. Шибаеву выдано свидетельство №... о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения от ** ** ** сроком действия до ** ** ** года (включительно). Единовременная денежная выплата установлена в размере ... рублей.
** ** ** года В.В. Шибаев по договору купли - продажи с Е.В. Осиповой (продавец) приобрел за ... рублей в собственность комнату, общей площадью - ... кв. м., по адресу: ...
Жилое помещение приобретено за счет единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере ... рублей (свидетельство №... о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, выданное Администрацией МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **), которые по Договору купли - продажи жилого помещения от ** ** ** В.В. Шибаев обязался перечислить Продавцу Е.В. Осиповой после регистрации договора, путем перечисления на лицевой счет продавца Е.В. Осиповой в ОАО «...» в лице Коми отделения №... ОАО «...», л/с №..., при этом возник залог в силу закона в пользу продавца.
** ** ** года УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми на основании договора купли - продажи от ** ** ** года произведена государственная регистрация перехода права собственности от продавца к покупателю, после чего В.В. Шибаеву выдано свидетельство о государственной регистрации права от ** ** ** года серия ... на жилое помещение по адресу: ...
В.В. Шибаев обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о перечислении указанных средств на счет продавца жилого помещения.
Единовременная денежная выплата на приобретение жилья администрацией МО ГО «Сыктывкар» не предоставлена в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования, что отражено в письме №..., адресованном истцу.
Согласно выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми от ** ** ** года собственником жилого помещения по адресу: ... является В.В. Шибаев в период с ** ** ** года на основании договора купли – продажи от ** ** ** года.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение за счет Администрации МО ГО «Сыктывкар» единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и их отсутствие не может служить основанием для отказа в иске.
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
На основании части 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В силу пунктов 2, 3 части 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ объем субвенций из федерального бюджета по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, нормы предоставления для соответствующей категории граждан, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан.
Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» (далее - Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ) устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (далее - граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий).
Как установлено частью 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ единовременные денежные выплаты, в рамках Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ, предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете.
Законом Республики Коми от 07.12.2011 № 147-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» (далее - Закон Республики Коми от 07.12.2011 № 147-РЗ) государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, переданы с 01.01.2012 органам местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.
В силу части 1 статьи 7 Закона Республики Коми от 07.12.2011 № 147-РЗ финансирование расходов на реализацию органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств федерального бюджета, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета республиканского бюджета Республики Коми, и средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Республики Коми от 07.12.2011 № 147-РЗ распределение субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, утверждается законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год и плановый период.
Субвенции, предусматриваемые бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 5 статьи 7 Закона Республики Коми от 07.12.2011 № 147-РЗ).
В силу пункта 3 Правил предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ, за счет средств, поступающих из федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 412, перечисление средств субвенций производится Агентством в сроки и порядке, установленные Соглашением.
Форма Соглашения о предоставлении бюджету муниципального района (городского округа) субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», за счет средств, поступающих из федерального бюджета, установлена Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 27.12.2013 № 2709.
В соответствии с п. 21 Постановления Правительства Республики Коми от 5 апреля 2012 года № 121 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и о внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» единовременная денежная выплата используется гражданином в течение 6 месяцев со дня принятия органом местного самоуправления (Агентством) решения о предоставлении единовременной денежной выплаты на территории Республики Коми на приобретение жилого помещения или индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома) (далее - жилое помещение).
Согласно п. 30 Постановления Правительства Республики Коми от 5 апреля 2012 года № 121 орган местного самоуправления по итогам проверки сведений, указанных гражданином в соответствии с пунктом 24 настоящего Порядка, принимает решение о перечислении единовременной денежной выплаты в соответствии с решением органа местного самоуправления (Агентства) о предоставлении единовременной денежной выплаты либо решение об отказе в перечислении единовременной денежной выплаты, принятое по основаниям, указанным в пункте 34 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации запроса и документов, указанных в пунктах 24 настоящего Порядка.
Перечисление средств, предоставляемых в форме единовременных денежных выплат, производится органом местного самоуправления на счета продавцов (застройщиков) жилого помещения в размере выделенной гражданину единовременной денежной выплаты, но не более стоимости жилого помещения, указанной в соответствующем договоре, указанном в пункте 24 настоящего Порядка, в течение 15 рабочих дней со дня представления гражданами документов, указанных в пункте 24 настоящего Порядка, в орган местного самоуправления.
Согласно п. 34 Постановления орган местного самоуправления принимает решение об отказе в перечислении единовременной денежной выплаты в случае: 1) если соответствующий договор, указанный в пункте 24 настоящего Порядка, заключен после истечения срока на реализацию права на получение единовременной денежной выплаты, указанного в пункте 21 настоящего Порядка; 2) если документы представлены с нарушением требований, указанных в пунктах 22 - 25 и 29 настоящего Порядка.
Жилое помещение истцом приобретено в пределах шестимесячного срока действия свидетельства, в связи с чем ответчиком необоснованно отказано единовременной денежной выплате.
Доводы ответчика о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по дулу, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство Российской Федерации детально регламентирует порядок предоставления субвенций из федерального бюджета по спорным правоотношениям, а также процедур возврата в республиканский бюджет Республики Коми неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов. В связи с чем Администрация МО ГО «Сыктывкар» является надлежащим ответчиком по указанному делу.
В целях восстановления нарушенного права В.В. Шибаева (ст. 258 ГПК РФ), суд приходит к выводу о возложении обязанности на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» перечисления денежных средств в сумме ... рублей на лицевой счет, указанный в договоре купли – продажи жилого помещения по адресу: ... от ** ** ** года в качестве денежных средств в размере единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░ ** ** ** ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ... ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ ** ** ** ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ...
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ... ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░░ ** ** ** ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ** ** **.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░