Решение по делу № 33а-2741/2021 от 13.07.2021

Дело № 2а-946/2021; 33а-2741/2021 а.ж.

УИД 68RS0002-01-2021-000975-07

Судья Кострюков П.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 25 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Епифановой С.А.,

судей: Корнеевой А.Е., Моисеевой О.Н.,

при секретаре Вотановской М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орлова Алексея Николаевича к администрации г. Тамбова Тамбовской области о признании незаконным постановления от 19 февраля 2021 г. №755 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 17 мая 2021 года,

заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Орлов А.Н. обратился в суд с административным иском к администрации г. Тамбова о признании незаконным постановления от 19.02.2021 №755 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом №*** с кадастровым номером *** на кадастровом плане территории г.Тамбова и возложении обязанности предварительно согласовать ему предоставление земельного участка под указанным гаражом, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование административных требований указав, что ему на праве собственности принадлежит гараж № ***, площадью 22,5 кв.м., расположенный по адресу: г. Тамбов, ГСК «Энергетик-ТЭЦ», на основании решения исполкома Октябрьского района Совета народных депутатов №414 от 01.08.1985. Право собственности зарегистрировано 18.01.2021 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Тамбовской области.

20.01.2021 он обратился в администрацию г. Тамбова с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории города Тамбова. Постановлением администрации г. Тамбова №755 от 19.02.2021 в удовлетворении его заявления было отказано на том основании, что земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территории (охранной зоны лини электропередачи).

Считает данное постановление незаконным. Согласно п.2 постановления Правительства РФ №160 от 24.02.2009 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков» Правила, утвержденные данным постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, до даты вступления в силу названного постановления. Испрашиваемый земельный участок был предоставлен на основании решения исполкома Октябрьского района Совета народных депутатов от 01.08.1985, то есть до даты вступления указанного постановления.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 17 мая 2021 года признано незаконным постановление администрации г. Тамбова от 19.02.2021 №755 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом №*** в гаражно - строительном кооперативе «Энергетик-ТЭЦ» на кадастровом плане территории города Тамбова».

На администрацию г. Тамбова возложена обязанность произвести действия в соответствии с Административным регламентом предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 12.05.2015 № 3628, о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом №*** в гаражно-строительном кооперативе «Энергетик-ТЭЦ», в рамках обращения Орлова А.Н.

Не согласившись с данным решением, администрация города Тамбова Тамбовской области подала апелляционную жалобу о его отмене и принятии нового решения.

Указывает на то, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

До принятия постановления Правительства РФ № 160 от 24.02.2009, действовало Постановление Совета Министров СССР от 26 марта 1984 № 255 «Об утверждении правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт», подп. 11 п.4 правил в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений

В мотивировочной части решения указываются обстоятельства, что судом было установлено, что со стороны административного ответчика не оспорен факт расположения гаража 1985 года постройки на испрашиваемом земельном участке, однако, право собственности на гараж за административным истцом было признано и зарегистрировано только в 2020, то есть в тот период времени, когда уже существовали охранные зоны.

Подпунктом 9.1 пункт 9 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» разъяснено, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Учитывая, что принадлежащий Орлову А.Н. гараж был возведен в период действия Правил, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 №255, оснований для согласования и предоставления данного земельного участка в собственность отсутствуют.

В возражениях на жалобу представитель административного истца Дружкин В.М. просит в удовлетворении апелляционной жалобы администрации города Тамбова Тамбовской области отказать.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации города Тамбова Тамбовской области Филимонову Т.В., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя административного истца Дружкина В.М., возражавшего против отмены решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. ст. 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 ЗК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса.

В силу пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

На основании пункта 4 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.

Правительство Российской Федерации, постановлением от 24 февраля 2009 г. № 160 утвердило Правила установления охранных зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (пункты 1 и 3 Правил).

В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил установления охранных зон).

В силу пункта 5 Правил, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением 110 кВ (110 000 вольт) - 20 м.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов №414 от 01.08.1985 Орлов А.Н. принят в члены ГСК.

Постановлением администрации Октябрьского района г. Тамбова №14 от 10.01.1996г. создан ГСК «Энергетик-ТЭЦ» и утвержден список членов данного ГСК, одним из которых является Орлов А.Н.

ГСК «Энергетик-ТЭЦ» были предоставлены под гаражи земельные участки: площадью 11628 кв.м. за счет земель ТЭЦ и 3990 кв.м. за счет земель ТЭЦ 25737 кв.м. за счет городских земель согласно постановления Мэра г. Тамбова №364 от 25.01.2000.

18.01.2021 за Орловым А.Н. зарегистрировано право собственности на гараж, 1985 года постройки, расположенного по адресу: г. Тамбов, ГСК «Энергетик-ТЭЦ», гараж №***

Постановлением администрации г.Тамбова №755 от 19.02.2021 отказано Орлову А.Н. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом №*** в ГСК «Энергетик-ТЭЦ», в связи с тем, что гараж расположен в зоне с особыми условиями использования территории (охранной зоне линии электропередачи), а установленные ограничения использования земельных участков, полностью расположенных в зоне с особыми условиями использования территории, не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что запрет на размещение в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства, установленный Правилами, в отношении гаража административного истца не препятствует предварительному согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом, в связи с чем, оспариваемое постановление приводит к нарушению прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия с таким выводам суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении приведенных положений действующего законодательства, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 мая 2012 г. по делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с жалобами граждан Гумеровой Ф.Х. и Шикунова Ю.А., право собственности и иные имущественные права - в силу статей 7, 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 46 и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости - подлежат защите на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников; возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм; сама же возможность ограничений и их характер должны обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей, включая достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечение которых составляет обязанность государства (статья 7, часть 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации).

Положения статей 56, 89 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Правил установления охранных зон исходя из конституционно значимых целей ограничения прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), предусматривают возможность ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон (зон с особыми условиями использования территории), которые, в свою очередь, обеспечивают энергетическую и экологическую безопасность электрических сетей, т.е. установление этих зон направлено не только на обеспечение сохранности данных объектов при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2017 г. № 1915-О).

В пункте 8 Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации, постановлении от 24 февраля 2009 г. № 160, установлен запрет осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Однако в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств в подтверждение того, что нахождение гаража, принадлежащего Орлову А.Н., может повлечь нарушение функционирования объектов электросетевого хозяйства, а также может создавать угрозу жизни и здоровью граждан или повлечь за собой иные негативные последствия.

При этом положения Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 24 февраля 2009 года № 160 (далее - Правила), не устанавливают безусловный запрет на строительство в охранной зоне. Согласно пункту 10 Правил, в пределах охранных зон строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений запрещаются только без письменного решения сетевых организаций о согласовании.

Аналогичные требования устанавливались в пунктах 4 и 11 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255.

При этом на данном участке уже размещен гараж, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке.

Утверждение автора жалобы об отсутствие возможности предварительного согласования предоставления земельного участка под гаражом в собственность Орлову А.Н. из – за его нахождения в охранной зоне линии электропередач, противоречит приведенным нормам.

При указанных обстоятельствах, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления Орлову А.Н. земельного участка.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 17 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова Тамбовской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Тамбова.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 сентября 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2741/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Орлов Алексей Николаевич
Ответчики
администрация города Тамбова
Другие
Дружкин Владимир Михайлович
филиал ПАО МРСК-Центра- Тамбовэнерго
ГСК Энергетик-ТЭЦ в лице председателя Новохатского Юрия Ивановича
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Корнеева Альбина Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
13.07.2021Передача дела судье
04.08.2021Судебное заседание
25.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2021Передано в экспедицию
25.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее