Дело № 12-5/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
07 февраля 2022 года с. Красноселькуп
Судья Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (ул. Ленина, д. 2-б, с. Красноселькуп) Шанкина Лилия Тимофеевна, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе юридического лица – ОАО «Севернефтегазпром» (адрес юридического лица: ул. Ленина, д. 22, с. Красноселькуп, Красноселькупский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629380)
на постановление Красноселькупского лесничества управления лесных отношений Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Красноселькупское лесничество) от 22.12.2021 № 38/21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), которым ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
с участием в судебном заседании:
представителя юридического лица Илькевича С.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя административного органа Сафонова И.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
У С Т А Н О В И Л:
Вышеуказанным постановлением ОАО «Севернефтегазпром» (далее по тексту - Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.27 КоАП РФ, за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество подало жалобу, в которой просит его отменить как незаконное.
В обоснование доводов жалобы указано, что к основным доводам по выявленному нарушению относится невыполнение работ по лесовосстановлению в 2020 году. Общество повторно не обратилось за выбором лесных участков для лесовосстановления, не учитывая фактическое отсутствие у Общества указанных возможностей, ввиду размещения на сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа информации, которая оказалась не достоверной в части пригодности участков для компенсационного лесовосстановления.
В рамках исполнения требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению ОАО «Севернефтегазпром» со дня окончания срока действия лесной декларации по договору аренды лесного участка от 08.11.2018 № 322/JI-18, обязано выполнить работы по лесовосстановлению на площади 107,0153 га.
В соответствии с п. 11 постановления Правительства РФ от 07.05.2019 № 566 «Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка» (далее - Правила №566), Общество направило в адрес Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) два заявления о намерении провести работы по лесовосстановлению: № 00105/0269 от 22.01.2020 (вх. Департамента № 2701-17/2565 (Приложение №6) и № 00105/0270 от 22.01.2020 (вх. Департамента № 2701-17/2677 от 23.01.19) (Приложение №7) с дальнейшим уточнением в заявлении от 03.02.2020 №00105/0270/2 (Приложение №8). Данные заявления были направлены в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации по договору аренды лесного участка от 08.11.2018 № 322/JI-18, на площадь 107,0153 га.
На основании направленных заявлений Департаментом в соответствие с Уведомлением о согласовании выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению от 17.02.2020 №2701-17/7587 (Приложение № 9) были согласованы участки общей площадью 107,0153 га, местоположение: Таркосалинское лесничество, Пурпейское участковое лесничество квартал 2187 выдел 3, площадь 25,1045 га (обследование 2019, подрост 500 шт/га) и квартал 2291 выдел 15, площадь 81,9108 га (обследование 2019, подрост 1000 шт/га).
После согласования участков ОАО «Севернефтегазпром» заключило договор с ООО «Геосфера» № E500W/CHm-2020 на выполнение комплекса работ по подготовке проекта лесовосстановления и проведению историко-культурной экспертизы на данных участках (107,0153 га).
В ходе выполнения проектно-изыскательских работ на выделенных Департаментом лесных участках обнаружилось, что данные лесотаксационные выделы не соответствуют требованиям, предъявленным к лесным участкам для проведения компенсационного лесовосстановления (наличие обводнения, заболоченности, низкоплотного насаждение сосны). В связи с этим ОАУ «Леса Ямала» филиал Ноябрьского лесхоза предоставил соответствующее заключение (письмо № 283 от 07.07.2020 (Приложение №10).
Перечень лесных участков обследованных Департаментом, возможных к выбору для проведения работ по лесовосстановлению на территории лесничеств, размещается на сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и не подлежит самостоятельному дополнению.
Департамент осуществляет обследование участков согласно пункту 8 Правил № 566, по которому земли, предназначенные для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, подлежат обследованию уполномоченным органом, либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо уполномоченным органом местного самоуправления (в зависимости от категории земель).
Фактически информация, предоставленная на сайте Правительства ЯНАО, оказалась недостоверной в части пригодности участков для компенсационного восстановления.
На основании полученного заключения Общество письмом исх. № 00105/4143 от 27.07.2020 (Приложение №11) незамедлительно направило в адрес Департамента информацию, что согласованные Департаментом участки не пригодны для проведения работ по лесовосстановлению, так как не соответствуют требованиям: большая часть участков заболочена, а часть представлена низкополнотными насаждениями.
В указанном письме заявитель уведомлял Департамент, что в ходе взаимодействия отдел Таркосалинского лесничества подтвердил непригодность участков и проинформировал Общество о том, что на дату письма Таркосалинским лесничеством обследуются новые участки, которые будут пригодны для замены и будут переданы в Департамент ориентировочно 31.07.2020. Также в указанном письме Заявитель просил Департамент проинформировать о дате обновления информации на сайте Правительства ЯНАО для подачи заявки на замену участков для лесовосстановления.
Письмом исх.№00105/4482 от 11.08.2020 (Приложение №12) Общество повторно, в целях избежания срыва сроков работ по лесовосстановлению, просило Департамент сообщить о сроках дополнения реестра участков, пригодных для лесовосстановления, для подачи в срочном порядке заявки на замену ранее согласованных участков.
В ответ на письма заявителя о размещении на сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа не достоверной информации в части пригодности участков для компенсационного лесовосстановления (Приложение №11 и №12) Департамент 27.08.2020 согласно письма исх. №2701-17/44758 (Приложение №13) сообщил, что работы по обследованию лесных участков, предназначенных для компенсационного лесовосстановления, в 2020 году проводятся ОАУ «Леса Ямала» в рамках доведенного государственного задания. Срок выполнения работ 01.10.2020.
В связи с бездействием Департамента, представительствами которого являются Таркосалинское и Красноселькупское лесничество, заявитель письмами исх. № 00105/4973 от 07.09.2020 (Приложение №14) и исх. № 00105/5274 от 23.09.2020 (Приложение №15), обращался в Департамент с заявлениями о срыве работ по лесовосстановлению в 2020 году и неисполнении требований законодательства РФ по причинам, не зависящим от заявителя, и предлагал рассмотреть возможность обследования лесных участков на территории Южно-Русского нефтегазового месторождения.
На вышеуказанные запросы и обращения заданий для обследования пригодных участков на территории Южно-Русского нефтегазового месторождения от Департамента организовано не было.
Таким образом, по независящим от Общества причинам в 2020 году реализовать обязанность Общества по компенсационному лесовосстановлению на площади 107,0153 га не представлялось возможным. Данная проблема возникла в связи с предоставлением на сайт Правительства недостоверной информации от Департамента о пригодности участков.
После получения результатов обследования новых участков в ходе рабочего взаимодействии с Департаментом заявитель 14.10.2020 обратился с заявлением о намерении провести работы по лесовосстановлению (письмо №00105/5658 (Приложение №16). Департамент, согласно уведомления № 2701-17/52907 от 16.10.2020 (Приложение №17), выделил и согласовал участок общей площадью 107,0153га для проведения работ по лесовосстановлению и Общество приступило к реализации обязательств путем заключения соответствующих договоров с подрядными организациями для выполнения работ.
С момента согласования Департаментом нового участка Обществом незамедлительно были выполнены работы в бесснежный период 2021 в полном объеме, так как приступить к работам в 2020 году не представлялось возможным из-за отрицательных температур и наличия снежного покрова.
В связи с вышеизложенным Обществом были предприняты все возможные меры для соблюдения требований законодательства в установленные сроки, но невыполнение обязательств возникло при отсутствии вины заявителя, в связи с размещением на сайте Правительства недостоверной информации от Департамента о пригодности участков и по причине отсутствия события административного правонарушения (ст.24.5.КоАП РФ).
Просит постановление отменить и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель Общества Илькевич С.Н. на доводах жалобы настаивал, просил ее удовлетворить, дополнительно указал, что обследование лесных участков, предоставляемых для лесовосстановительных работ, должен производить Департамент. В данном случае участки, представленные на сайте Правительства ЯНАО, не были обследованы, в связи с чем Обществом был выбраны участки, которые оказались непригодными к лесовосстановлению. Процедура замены участков, ранее согласованных к лесовосстановлению, нормативными актами не регламентирована. Положение о необходимости выбора на сайте правительства ЯНАО новых участков взамен признанных непригодными законодательно не установлено, таких разъяснений Обществу со стороны Департамента не дано. Оставшегося в 2020 году времени для проведения лесовосстановительных работ после установления непригодности выбранных участков было недостаточно для проведения вновь всего объема необходимых работ. Повторный выбор новых участков на сайте Правительства мог вновь повлечь за собой выбор непригодных участков, что повлекло бы для Общества дополнительные необоснованные расходы как финансовых средств, так и времени. К жалобе представил расчет времени, необходимого для подготовки лесовосстановительных работ и сведения из метеослужбы о длительности бесснежного периода.
Представитель административного органа Сафонов И.В. в судебном заседании возражал против доводов заявителя, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на жалобу, из которых следует, что статьей 63.1. Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязательства) определено, что лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее по тексту - Правила № 566).
В соответствии с пунктом 11 Правил № 566 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению (далее - заявление).
Срок действия лесной декларации на 2019 год по договору аренды лесного участка от 08.11.2018 № 322/Л-18 истек 31 декабря 2019 года.
От ОАО «Севернефтегазпром» в адрес департамента 22.01.2020 поступили заявления о намерении провести работы по лесовосстановлению на площади 107,0153 га. По результатам рассмотрения заявлений в адрес ОАО «Севернефтегазпром» было направлено уведомление от 17.02.2020 № 2701-17/7587 о согласовании выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению.
Как указано в жалобе Общества, в ходе выполнения проектно-изыскательских работ установлено, что проведение работ по лесовосстановлению на выделенных участках невозможно, в связи с их непригодностью, о чем свидетельствует заключение Ноябрьского лесхоза - филиала ОАУ «Леса Ямала» от 07.07.2020 № 283.
При этом необходимо отметить, что в заключении Ноябрьского лесхоза– филиала ОАУ «Леса Ямала» от 07.07.2020 № 283, кроме прочего, прямо рекомендовано Обществу воспользоваться возможностью выбора других лесных участков из перечня возможных для проведения лесовосстановления.
Также о возможности выбора других участков сообщалось в ответном письме департамента от 27.08.2021 № 2701-17/44758.
В обоснование своих доводов о принятии мер по соблюдению требований законодательства Общество ссылается на письма направленные в адрес департамента: от 27.07.2020 № 00105/4143; от 11.08.2020 № 00105/4482; от 07.09.2020 № 00105/4973; от 23.09.2020 № 00105/5274.
Как следует из представленных документов, на протяжении трех месяцев Общество не предпринимало меры по повторному выбору участков представленных в Реестрах участков, предназначенных для компенсационного лесовосстановления на территории Надымского лесничества, Ямальского лесничества, Ноябрьского лесничества, Такосалинского лесничества, Красноселькупского лесничества, которые также были размещены на сайте Департамента, а вело переписку с требованием сообщить сроки дополнения реестра.
Несмотря на наличие возможности по повторному выбору участков для проведения работ по лесовосстановлению в летний период, заявление о намерении провести работы направлено Обществом в адрес Департамента только лишь 14.10.2020 письмом № 00105/5658. По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом в адрес общества направлено уведомление от 16.10.2020 № 2701-17/52907 о согласовании выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 566 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации.
Согласно пунктам 16 Правил № 566, приемка работ проводится в осенний период, но не позднее чем через год после проведения лесовосстановления или лесоразведения уполномоченным органом, либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо уполномоченным органом местного самоуправления (в зависимости от категории земель, на которых проведены работы по лесовосстановлению и лесоразведению).
Осмотр лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда, после проведения Обществом работ по лесовосстановлению на территории лесничества, проведен 21.09.2020 на основании приказа департамента от 03.09.2021 № 2979, в присутствии представителя ОАО «Севернефтегазпром» - ФИО2, действующего на основании доверенности от 10.03.2021 № 89АА1021267.
При приемке работ проводится оценка лесовосстановления или лесоразведения, при которой учитывается количество жизнеспособных растений главных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления или проекте лесоразведения (пункт 16 Правил № 566).
В ходе осмотра не установлена приживаемость лесных культур в связи с проведением работ в осенний период 2021 года.
Так как приемка работ проводится в осенний период, но не позднее чем через год после проведения лесовосстановления (пункт 16 Правил №566) оценка лесовосстановления с учетом количества жизнеспособных растений главных древесных пород была перенесена на осень 2022 года.
В соответствии с пунктом 17 Правил № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению считаются выполненными в случае достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения соответственно.
По результатам приемки работ уполномоченным органом, либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо уполномоченным органом местного самоуправления (в зависимости от категории земель, на которых проведены работы по лесовосстановлению или лесоразведению) оформляется акт приемки работ.
По результатам осмотра акт приемки не составлен, что свидетельствует о невыполнении работ как в 2020 году, так и в 2021 году.
Таким образом, довод заявителя об отсутствие вины Общества в совершении административного правонарушения считает несостоятельным. Просит оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 8.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению. Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 63.1. Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязательства) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 (далее по тексту – Правила), установлено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению (далее - заявление).
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации.
Из материалов дела следует, что срок действия лесной декларации на 2019 год по договору аренды лесного участка, заключенному между Департаментом и Обществом, от 08.11.2018 № 322/Л-18, истек 31 декабря 2019 года, следовательно, работы по лесовосстановлению ОАО «Севернефтегазпром» должны быть произведены не позднее чем 31.12.2020.
Указанные работы в установленный срок не произведены, что свидетельствует о наличии события правонарушения, вопреки доводам заявителя.
22.01.2020 и 03.02.2020 ОАО «Севернефтегазпром» в адрес Департамента было направлено заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению с указанием сведений о выбранных землях, на которых будут проводиться указанные работы (л.д. 112,113,116).
Уведомлением от 17.02.2020 Департамент согласовал выбранные земли в Пурпейском участковом лесничестве Таркосалинского лесничества (л.д.117-120).
30.04.2020 Департамент уведомил ОАО «Севернефтегазпром» о необходимости направления за 30 дней в отдел Таркосалинское лесничество проекта лесовосстановления по установленной форме (л.д.122).
20.05.2020 ОАО «Севернефтегазпром» сообщило Департаменту, что Общество ведет согласование технического задания и проекта договора на выполнение работ по историко-культурной экспертизе и на подготовку проекта лесовосстановления. После проведения этих работ будет заключен договор на проведение работ по лесовосстановлению (л.д.121).
Из письма Ноябрьского лесхоза – филиала ОАУ «Леса Ямала» в адрес ООО «ГеоСфера» от 07.07.2020 № 283 следует, что предоставленные для лесовосстановления участки не соответствуют требованиям для компенсационного лесовосстановления (л.д.123-125).
27.07.2020 ОАО «Севернефтегазпром» сообщил в Департамент о том, что отделом Таркосалинское лесничество Общество проинформировано о непригодности согласованных участков и об обследовании и подборе новых участков ориентировочно в срок до 31.07.2020. ОАО «Севернефтегазпром» просит Департамент во избежание срыва сроков производства работ в рабочем порядке проинформировать Общество о сроках дополнения реестра участков, пригодных для лесовостановления для подачи в срочном порядке заявки в Департамент на замену участков (л.д.126).
11.08.2020 в дополнение к письму от 27.07.2020 ОАО «Севернефтегазпром» просит Департамент проинформировать о сроках дополнения реестра участков, пригодных для лесовосстановления для подачи в срочном порядке заявки на замену участков (л.д.127).
Письмом от 27.08.2020 Департаментом в адрес ОАО «Севернефтегазпром» сообщено, что перечни лесных участков, предназначенных для лесовосстановления, размещены на официальном сайте департамента. Работы по обследованию лесных участков в 2020 году проводятся ОАУ «Леса Ямала» до 01.10.2020. Обследованные участки подлежат согласованию с органом государственной власти в ЯНАО и по результатам будет приниматься решение о включении их в реестры участков. Предназначенных для компенсационного лесовосстановления, с дальнейшем размещением на сайте департамента (л.д.128).
Письмом от 07.09.2020 ОАО «Севернефтегазпром» просит Департамент в срочном порядке предоставить достоверную информацию о возможности замены ранее согласованных участков исходя из того, что Общество было проинформировано Тарко-Салинским лесничеством о подборе новых участков до 31.07.2020, и дать разъяснения о порядке взаимодействия Общества и Департамента при срыве работ по причинам, не зависящим от Общества (л.д.129-130).
Письмом от 23.09.2020 ОАО «Севернефтегазпром» просит Департамент рассмотреть возможность обследования лесных участков на территории Южно-Русского нефтегазового месторождения (л.д.131-132).
Письмом от 07.10.2020 ОАО «Севернефтегазпром» просит сообщить результат обследования лесных участков ОАУ «Леса Ямала» для замены ранее согласованных непригодных участков, на что было указано в письме от 27.08.2020, с указанием, что данный факт привел к срыву производства работ по лесовосстановлению в 2020 году по причинам, не зависящим от ОАО «Севернефтегазпром» (л.д.133).
Письмом от 08.10.2020 ОАО «Севернефтегазпром» просит Департамент сообщить возможность обследования лесных участков на территории Южно-Русского нефтегазового месторождения (л.д.134).
14.10.2020 ОАО «Севернефтегазпром» вновь обратилось в Департамент с заявлением о намерении провести работы по лесовосстановлению в Таркосалинском участковом лесничестве.
Уведомлением от 16.10.2020 Департамент согласовал выбранные земли в Таркосалинском участковом лесничестве Таркосалинского лесничества (л.д.135-137).
31.03.2021 ОАО «Севернефтегазпром» направил в Таркосалинское лесничество на рассмотрение и согласование проект лесовосстановления (л.д.139), который 19.04.2021 согласован начальником отдела Таркосалинского лесничества (л.д.141).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает установленным, что у юридического лица отсутствовала реальная возможность выполнить работы по лесовосстановлению в 2020 году по причине выбора размещенных на сайте Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО лесных участков, непригодных для лесовосстановления.
Общество не могло предполагать, что выбранные им лесные участки могут быть непригодны для лесовосстановления. Для установления непригодности лесных участков, предназначенных для лесовосстановления, размещенных на сайте Департамента, Обществом затрачены временные и материальные ресурсы, что учитывается судом. О непригодности выбранных лесных участков Обществу стало известно в июле 2020 года.
Между тем, обязанность обследования и выбора лесных участков, пригодных для лесовосстановления, в силу п. 8 Правил возложена на уполномоченный орган, в данном случае – Департамент.
Нормативных положений, регламентирующих порядок замены непригодных для лесовосстановления лесных участков, законодательство РФ и ЯНАО не содержит. Департамент в ответ на письма Общества о предоставлении информации о сроках дополнения реестра участков, пригодных для лесовостановления, в целях подачи в срочном порядке заявки на замену участков, соответствующую информацию не предоставлял, о необходимости повторного выбора лесных участков, размещенных на сайте Правительства ЯНАО, не уведомлял.
28.08.2020 Департамент сообщил Обществу о том, что перечень участков для лесовосстановления размещен на сайте Департамента, а обследование участков будет произведено до 01.10.2020.
Доводы представителя Департамента на то, что письмом Ноябрьского лесхоза – филиала ОАУ «Леса Ямала» от 07.07.2020 № 283 ОАО «Севернефтегазпром» было указано на необходимость нового выбора лесных участков из перечня возможных для проведения лесовосстановления являются необоснованными, поскольку из текста письма, адресованного ООО «ГеоСфера» следует, что предоставленные ОАО «Севернефтегазпром» для лесовосстановления участки не соответствуют требованиям для компенсационного лесовосстановления, в связи с чем директор Ноябрьского лесхоза – филиала ОАУ «Леса Ямала» рекомендует ООО «ГеоСфера» выбрать другие лесные участки из перечня возможных для проведения лесовосстановления в составе земель лесного фонда и обязательно эти участки должны быть проверены в натуре (л.д.123-125).
Письмами Общества в адрес Департамента от 27.07.20220, 11.08.2020 подтверждается, что Общество было заинтересовано в проведении лесовосстановительных работ на лесных участках, проверенных в натуре, то есть обследованных в установленном порядке уполномоченным органом.
Доводы представителя Департамента о наличии у Общества реальной возможности в 2020 году выполнить работы по лесовосстановлению не подтверждены соответствующими доказательствами и опровергаются доказательствами, представленными заявителем: указанной выше перепиской между Обществом и Департаментом, сведениями о длительности бесснежного периода в Красноселькупском и Пуровском районах ЯНАО (с середины мая по середину октября 2020 года), а также информацией (расчетом) ОАО «Севернефтегазпром» о достаточно длительном периоде проведения подготовительных работ для лесовосстановления (109 календарных дней).
Таким образом, судом установлено и из материалов дела следует, что Обществом предпринимались необходимые меры для исполнения возложенной на него обязанности по лесовосстановлению в установленный законом срок, однако, её исполнение стало невозможным по причинам, не зависящим об Общества.
При установленных судом обстоятельствах у административного органа отсутствовали основания для привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава указанного правонарушения.
Доводы представителя административного органа о невыполнении Обществом обязанности по лесовосстановлению до настоящего времени, поскольку акт выполненных работ до сих пор не подписан, не влияют на выводы суда, поскольку Общество привлекалось к административной ответственности за невыполнение работ по воспроизводству лесов в 2020 году; дата совершения правонарушения, согласно постановлению - 01.01.2021.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу юридического лица ОАО «Севернефтегазпром» удовлетворить, постановление Красноселькупского лесничества управления лесных отношений Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Красноселькупское лесничество) от 22.12.2021 № 38/21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа через Красноселькупский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.Т. Шанкина