Решение по делу № 2-623/2021 от 29.01.2021

Дело № 2-623/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2021 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Эрдынеевой О.Ж., рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах Окишева В.В. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Министерству социальной защиты населения РБ, государственному бюджетному учреждению Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» о признании незаконными действий по признанию жилого помещения пригодным для проживания, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взамен ранее предоставленного,

УСТАНОВИЛ:

Гусиноозерский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с иском в интересах Окишева В.В. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ о признании незаконными действий по признанию жилого помещения пригодным для проживания, к Министерству социальной защиты населения РБ и ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» о возложении обязанности предоставить Окишева В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен ранее предоставленного непригодного для проживания.

В обоснование требований прокурор указал, что Окишева В.В. относится к категории детей-сирот, в целях соблюдения его жилищных прав ему предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное по адресу: .... ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» с Окишева В.В. заключен договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Жилое помещение, представленное заявителю, было осмотрено и принято Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В процессе эксплуатации жилого помещения стали появляться дефекты, допущенные при строительстве дома, а именно: перемерзала холодная вода, не работала канализация, появилась плесень, дует с окон, пола, двери и т.п.

Фактически жилое помещение непригодно для проживания, нарушения, допущенные при строительстве, не могут быть устранены путем косметического ремонта.

В судебном заседании прокурор Баторов Б.Н., представляющий на основании доверенности интересы Гусиноозерского межрайонного прокурора РБ требования поддержал по указанным в иске доводам, пояснил, что срок исковой давности для защиты права не пропущен, поскольку о том, что жилое помещение является непригодным стало известно из заключения эксперта, экспертиза проведена в 2020 году.

В судебном заседании истец Окишева В.В. требования прокурора поддержал, пояснил, что в настоящее время проживает в предоставленном ему жилом помещении, после вселения в жилое помещения проявлялись недостатки жилого помещения, полагает, что срок для защиты права не пропущен, его следует исчислять с момента проведения экспертизы в отношении жилого помещения.

Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Бурюхаев Э.П. просил в иске отказать, указав, что Министерство не являлось застройщиком, на приобретение жилого помещения был заключен договор поставки, создана приемочная комиссия, экспертиза в отношении жилого помещения была произведена своими силами, истцом избран ненадлежащий способ защиты права, договор найма специализированного жилого помещения не расторгнут, вопрос признания жилого помещения непригодным для проживания отнесен к компетенции межведомственной комиссии, пропущен срок исковой давности, он подлежит исчислению с момента предоставления жилого помещения, суду представлено письменное возражение.

В судебном заседании Аюшиева О.В., представляющая на основании доверенностей интересы ответчиков Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» возражала против удовлетворения иска, пояснила, что уполномоченным органом на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» оказывает организационно – техническое сопровождение, отсутствуют основания для возложения на учреждения обязанности по предоставлению жилого помещения, поддержала доводы, изложенные представителем Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, просила применить срок исковой давности, прекратить производство по делу.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом подачи иска в суд в интересах гражданина, обратившегося к нему с заявлением о защите права на жилище в государственном жилищном фонде.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Отношения, возникающие в связи с обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в ... регламентированы Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ...".

В названном законе определены дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со ст. 6 названного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ... утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 8 указанного положения уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия по обеспечению предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия

Пунктом 13 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 678-VI "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия.

Таким органом является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, что следует из Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ ....

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», согласно п.4 которого жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Судом установлено, что истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Данное обстоятельство следует из материалов дела, не оспаривалось в судебном заседании участниками судебного разбирательства.

ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» заключил с истцом договор найма специализированного жилищного фонда по адресу: ....

Указанное жилое помещение приобретено Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от имени Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ ...ПДС, заключенного с индивидуальным предпринимателем Гаспарян Т.А.

Предметом государственного контракта является приобретение 36 жилых помещений на первичном рынке в ... Республики Бурятия в целях формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Условиями контракта предусмотрено, что финансирование контракта осуществляется из средств республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года).

Контрактом определено, что акт приема-передачи жилых помещений составляется сторонами по форме, установленной приложением к контракту после осмотра жилых помещений, проведенного в порядке, установленном регламентом осмотра жилых помещений, приобретаемых в государственную собственность Республики Бурятия и на основании акта осмотра жилых помещений, в соответствии с формой согласно приложению 3 к контракту и устанавливающего соответствие жилых помещений установленным санитарным и техническим требованиям, а также условиям заключенного контракта (раздел 5 контрактов).

Приложением к государственным контрактам является Регламент осмотра жилого помещения, приобретаемого в государственную собственность Республики Бурятия, Акты осмотра жилого помещения и Акты приема-передачи жилого помещения.

Указанное выше жилое помещение принято Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на основании акта приема-передачи жилого помещения, подписанного поставщиком индивидуальным предпринимателем Гаспорян Т.А.

Истец требует признания незаконными действий по признанию жилого помещения пригодным для проживания. Заявляя такие требования, сторона истца ссылается на то обстоятельство, что фактически жилое помещение непригодно для проживания.

В материалах дела имеется строительно – техническое экспертное заключение ... от ДД.ММ.ГГГГ, выполненные экспертом Масаловым А.Ю. в отношении жилых помещений, в том числе истца. Эксперт пришел к выводу, что жилое помещение не соответствуют требованиям строительных норм, сводам, правилам и другим нормативно – правовым актам, действующим при производстве строительно – монтажных работ в строительстве на территории Российской Федерации. Приведенные нарушения норм и правил не являются последствием неправильной эксплуатации жилых помещений, а является следствием нарушения правил строительства жилых домов.

Эксперт в заключениях указывает на следующие нарушения Сводов правил и СНиП, допущенных при строительстве домов: отсутствует заглубление ленточного фундамента здания, нарушены требования по сейсмическим показателям, зона действия 8 баллов; отсутствует утепление наружной (цокольной части) фундамента с заглублением утеплителя по вертикальной поверхности из «Пеноклекса», гидроизоляция ленточного фундамента выполнена некачественно, имеются факты отслоения гидроизоляции, имеется прямой подток влаги по ленточному фундаменту на брусовые стены, а в зимнее время при низких температурах происходит активный процесс обмерзания фундамента и доски черного пола в нижней части; между фундаментом и брусом имеется сквозной просвет, идет активное проникновение наружного воздуха под полы помещений, что в свою очередь дает активный процесс впитывания влаги и гниения деревянной конструкции полов; черновой пол выполнен по площади с зазором через доску, утеплитель полов неизвестной макрировки, в связи с этим непонятно, какой пол устраивал застройщик, отсутствует чистовой пол; пол в помещениях выполнен в одну доску (черный пол), данная доска толщиной 40 мм имеет дефекты и повреждения, а именно не убрана кора, плесень, почернение доски, практически данная доска - это окрамленный тупой обзол; по данному черновому полу уложено фанерное покрытие и сверху линолеум, между доской и фанерой отсутствует подложка; (Обзол — дефектраспиловки древесины, часть боковой поверхности бревна, сохранившаяся на пиломатериале или иной деревянной детали после его распиловки); лаги под пол опираются на фундамент от 50мм до 100 мм, фактически не закреплены к фундаменту, по пролету лаги опираются на кирпичные столбики, выполненные из разносортного кирпича (силикатный, глиняный на растворе); в некоторых местах имеет место опирание на стойку из бруса, с нарушениями вертикальности и закрепления (располагаются под наклоном), неустойчивы, гидроизоляция отсутствует; вентиляционные выходы соединены пластиковой трубой применяемой для канализационных внутридомовых сетей, имеют выход в чердачное помещение, вентиляционные системы монтируются так, чтобы воздушные потоки могли легко выходить из жилого помещения, исключать скапливание воздушного конденсата внутри вентиляционных каналов; профнастил фасадных панелей здания не имеет соответствующего зазора для проветривания фасада, приводит к активному накапливанию влаги в утеплителе стен; стропильная система кровли смонтирована с нарушениями крепления между собой стоек, раскосов, неправильно выполнено крепление стропил к периметальному контуру здания, отсутствуют анкера крепления, в следствии чего, кровля не является устойчивой конструкцией, возможно ее обрушение; отсутствует ветрозащитная пленка под металлическим профилированным листом, что приводит к скоплению конденсата и попаданием его по зазорам чердачного перекрытия внутрь помещений (подтеки по стенам внутри жилого дома, обмерзание потолка, гниение конструкций чердачного перекрытия); отопление помещений – печное, выполнено с нарушением нормативной документации, имеется частичное прогорание кирпичной кладки печей в топочной и колосниковой зоне, не обеспечена толщина кирпичной кладки печи, зазоры между приборами печи (плитой, шиберами, задвижками) имеют недопустимые зазоры, сам материал, кирпич, не соответствует к применению в топочной камере, должен быть применен кирпич огнеупорный, а применен кирпич строительный. Весь пиломатериал, примененный при строительстве данных жилых домов, не антисептирован, стропильная система не обработана противопожарными реагентами, нарушены требования пожарной безопасности; чердачное перекрытие деревянное, утепление перекрытия произведено минеральной плитой неизвестного происхождения, также имеются случаи утепления опилками с включениями земли, толщина утепления 100-150 мм; на чердачном перекрытии отсутствует огнезащитный кожух при выводе вечных труб и «разделки» по перекрытию.

Перечень нормативных документов, нарушенных застройщиком при строительстве домов, указан в экспертном заключении.

По мнению эксперта, жилые дома с расположенными в них жилыми помещениями (в том числе помещением, предоставленном истцу) являются строениями временного назначения: не имеют тесной (заглубленной) связи с земельным ресурсом, имеющиеся дефекты (нарушения, допущенные при строительстве) не позволяют использовать данные дома для круглогодичного проживания людей с учетом географического и климатического расположения данных строений. Данные дома опасны для проживания людей по пожарно – техническим и сейсмическим характеристикам. Дома не являются объектами капитального строительства.

Объектом исследования эксперта был, в том числе дом по адресу: ....

Указанное экспертное заключение, не является заключением экспертизы по настоящему делу, однако относятся к письменным доказательствам, которые могут быть приняты и оценены судом в качестве таковых. Руководствуясь ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу о допустимости, относимости и достоверности данного доказательства.

Рассматривая заявленные требования, исходя из оценки совокупности доказательств в их взаимной связи, суд приходит к выводу, что жилое помещение, занимаемое истцом непригодно для постоянного проживания и причинами выявленных недостатков являются нарушения строительных норм и правил, допущенные на всех этапах строительства, начиная с закладки фундамента, то есть жилое помещение изначально – с момента их принятия Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия во исполнение государственного контракта и предоставления истцу, являлось непригодными для постоянного проживания.

Суд находит обоснованным требование истца о признании незаконными действий по признанию жилого помещения, предоставленного истцу пригодными для проживания. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с п.1.1 Положения о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ... Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности.

Согласно п. 3.14 Положения о Министерстве, оно осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Министерство вправе согласно п.п.4.1, 4.2 Положения в установленном порядке запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления деятельности Министерства, от органов государственной власти, органов местного самоуправления в ..., организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.

Распоряжением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ...-р, действующим на момент приобретения жилых помещений, предоставленных истцам, во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден прилагаемый Технологический регламент ("дорожная карта") по порядку формирования специализированного жилищного фонда.

Согласно указанному регламенту, ответственным исполнителем по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, выдаче заключений межведомственной комиссии о соответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

Также, указанная обязанность Министерства прописана и в заключенных государственных контрактах.

Так, согласно ч.5.1 контрактов предусмотрено, что для проверки предоставленных Продавцом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, Покупатель проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться покупателем своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Для проведения экспертизы переданных Продавцом жилых помещений эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Покупателя и Продавца дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

Учитывая изложенное выше, именно на Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия лежит обязанность и ответственность за проведение экспертизы приобретаемых жилых помещений и признание жилых помещений специализированного жилищного фонда пригодными для постоянного проживания.

Исходя из анализа количества и характера нарушений допущенных при строительстве дома, приобретенного по государственному контракту, указанных экспертом, следует вывод, что фактически экспертиза жилых домов, как того требовали условия государственного контракта, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не проводилась, поскольку нельзя было не заменить очевидного.

Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ приняло жилое помещение, составив акт осмотра.

При этом в соответствии с регламентом осмотра жилого помещения, (приложение ... государственных контрактов) процедура осмотра не включает в себя проверку технического состояния таких элементов строения как фундамент (уровень заглубления, высота, сейсмические показатели, гидроизоляция), перекрытия (соблюдение требований по устройству и утеплению), стены (утепление) и др., ограничивается лишь внешним осмотром помещений в целях проверки наличия электросчетчика, входной двери и фурнитуры, качества отделки, наличие санузла, его закрепления и работоспособности, полотенцесушителей, сантехоборудования, счетчиков, системы вентиляции, закрепление трубопроводов, наличие электророзеток и прочее.

При таких обстоятельствах акт осмотра жилого помещения не свидетельствует о выполнении Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ принятых на себя обязательств.

В соответствии с предоставленными правами, закрепленными в Положении о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденном Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ..., а также, во исполнение государственных контрактов (ч.5.1) Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не лишено было возможности провести экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Доводы представителя ответчика о том, что возможно проведение экспертизы силами Министерства, не могут являться основанием для освобождения от ответственности за признание жилого помещения пригодным для постоянного проживания, ввиду того, что указанная обязанность возложена на ответчика в лице Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия, утвердившим указанные выше и проанализированные судом Положение о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, и Технологический регламент ("дорожная карта") по порядку формирования специализированного жилищного фонда.

Поскольку жилое помещение, представленное истцу непригодно для проживания, требование прокурора о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом, поскольку Министерство социальной защиты населения РБ является органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений категории граждан, к которой относится истец, о чем было указано выше, надлежащим ответчиком по данному требованию является Министерство социальной защиты населения РБ.

Требования, заявленные к ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья" суд находит необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Возражения стороны ответчиков о том, что признание жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не принимаются во внимание судом.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены в Положении о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ....

В соответствии с п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Из смысла приведенных норм права следует, что правила указанного Положения распространяются на те помещения, состояние которых ухудшилось, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации, а также в случае изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.

В настоящем случае признание жилых помещений пригодными или непригодными для проживания не связано с выше указанными обстоятельствами. Юридически значимым обстоятельством для разрешения заявленных требований является надлежащее исполнение уполномоченными органами своих обязанностей при формировании специализированного жилищного фонда.

Таким образом, суд принимает решение о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения взамен непригодного для проживания.

Судом рассмотрен вопрос о применении срока исковой давности, о чем заявлено в ходе рассмотрения дела.

В соответствии со ст. ст. 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).

Суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности для защиты права не пропущен, поскольку Окишева В.В. не являлся участником торгов, он не мог по мнению суда располагать сведениями об условиях государственного контракта по приобретению предоставленного ему помещения, о действиях, которые должен был сделать заказчик при принятии жилых помещений. Также материалы дела не содержат сведений о том, что истец является специалистом в области строительства и с момента представления жилого помещения он мог обнаружить, что жилой дом имеет неустранимые дефекты и непригоден для дальнейшего проживания. То обстоятельство, что наблюдались отдельные недостатки качества предоставленного жилого помещения, не свидетельствует о том, что при предоставлении жилого помещения Окишева В.В. мог сделать вывод о непригодности жилья для проживания. В данном случае следует исходить из того, что он добросовестно полагал, что жилье должно было отвечать предъявляемым требованиям, а после проведения экспертизы в отношении жилого помещения, проведенной в 2020 году, ему стало известно о его непригодности.

Оснований полгать, что ранее проведения экспертизы истец по рассматриваемому делу узнал о нарушении своих прав, не имеется.

Учитывая данные обстоятельства, суд не усматривает оснований для применения по рассматриваемому спору срока исковой давности.

По мнению суда, истцом избран надлежащий способ защиты права, соответствующий положениям ст. 12 ГК РФ и действующему правовому регулированию возникших правоотношений.

Оснований для прекращения производства по гражданскому делу суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах Окишева В.В. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по признанию жилого помещения, расположенного по адресу: ... пригодным для постоянного проживания.

Обязать Министерство социальной защиты населения РБ предоставить Окишева В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленного ему ранее непригодного для проживания.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд ....

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.В. Наумова

29.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2021Передача материалов судье
04.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2021Подготовка дела (собеседование)
19.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2021Судебное заседание
23.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее