Решение по делу № 2-33/2018 от 05.12.2017

Дело № 2-33/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2018 года г. Бикин Хабаровского края

Бикинский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,

при секретаре Черменевой А.И.,

с участием истца - военного прокурора <данные изъяты> гарнизона Русина ФИО4.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора <данные изъяты> гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству <данные изъяты>, Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

военный прокурор <данные изъяты> гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству <данные изъяты> о возложении обязанности по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований истец указал, что военной прокуратурой <данные изъяты> гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства <данные изъяты> требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, при оборудовании жилого дома расположенного по адресу: <адрес> общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии. Собственником специализированного жилого фонда в настоящее время является Министерство <данные изъяты>. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному Зачету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с п. 5 ст. 13 указанного Федерального закона в срок до <дата> на собственников многоквартирных домов возложена обязанность по оснащению домов общедомовыми (коллективными) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также ввод указанных приборов в эксплуатацию. В соответствии с п. 9 ст. 11 названного Федерального закона собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленньпи требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответртвйи с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течекие всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий. Таким образом, на собственников жилых помещений, в том числе и на собственников специализированного жилипщого фонда, возложена обязанность по установке вышеуказанных приборов учета, используемой воды, тепловой и электрической энергии, газа. Пунктом 12 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона определено, что собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых домом энергетических ресурсов, должны обеспечить допуск организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета к местам устайовки приборов зшета используемых энергетических ресурсов, и оплатить расходы оргашиациям на установку этих приборов учета. В п. 7 ст. 15 указанного Федерального закона отражено, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. В связи с изложенным, при неисполнении собственниками жилых помещений, обязательств по установке до <дата> общедомовых приборов учета энергоресурсов, управляющая организация обязана организовать установку общедомовых приборов учета энергоресурсов.

Проверкой установлено, что ни собственниками жилых помещений, ни Министерством <данные изъяты>, до настоящего времени не принято мер по установке общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанные бездействия Министерства <данные изъяты> противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают интересы Российсшй Федерации по стимулированию энергосбережения и повьппения энергетотеской эффективности, а также прав граждан, проживающих в жильтх помещениях специализированного жилищного фонда. Помимо изложенного, граждане, проживающие в жилом доме расположенному по адресу: <адрес>, ежемесячно осуществляют оплату коммунальных услуг, в связи с чем, являются потребителями. Размер платы за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия общедомовых (коллективных) приборов учета потребляемой воды, тепла и электретеской энергии.

Определением судья от <дата> по данному делу в качестве соответчика привлечена управляющая компания Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».

В судебном заседании истец - военный прокурор <данные изъяты> гарнизона Русин ФИО5. исковые требования поддержал. Дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам. Просил обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» организовать работы по установке и вводу в эксплуатацию общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства <данные изъяты> не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных возражениях на исковое заявление указал, что с 2010 г. в соответствии с приказами и директивами <данные изъяты> с Восточного военного округа сняты все функции по обслуживанию и содержанию специализированного жилого фонда (в том числе: казарменного, поставка тепла, электроэнергии). Данные функции возложены на сторонние специализированные организации, в связи с чем, Министерство <данные изъяты> является ненадлежащим ответчиком по данному спору. Просили отказать в удовлетворении исковых требований к <данные изъяты>

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом. В письменном отзыве указал, что согласно ч. 2 ст.81 Постановления Правительства РФ от <дата> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Так же согласно п. 38 Постановления Правительства РФ от <дата> «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до <дата> не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ ««Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. Тем самым собственники дома самостоятельно не обеспечили оснащение дома прибором учета используемой тепловой энергии, заявок на ввод счетчика в эксплуатацию и его техническом обслуживании также не поступало. На основании изложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределен­ного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из материалов проверки военной прокуратуры <данные изъяты> гарнизона следует, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии, что подтверждается информацией АО «<данные изъяты>» от <дата>.

Как следует из Государственного контракта от <дата>, государственный заказчик – Министерство <данные изъяты>, действующий от имени Российской Федерации и АО «<данные изъяты>» (Исполнитель) заключили настоящий государственный контракт об оказании услуг теплоснабжения, услуги по поддержанию резервной мощности в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.

На основании договора горячего водоснабжения от <дата> АО «<данные изъяты>» (Теплоснабжающая организация) и ООО «<данные изъяты>» (Исполнитель коммунальных услуг), заключили настоящий договор в том, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором, подавать Исполнителю коммунальных услуг через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи к централизованной системе горячего водоснабжения.

Согласно п. 4.1.4 указанного договора, Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана, в том числе, осуществлять допуск в эксплуатацию и пломбирование приборов учета (узлов учета) горячей воды, установленного у Исполнителя коммунальных услуг по проекту, согласованному Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение.

На основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ, от <дата>, Министерство <данные изъяты> (заказчик), выполняющее правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, передает ООО «<данные изъяты>» (управляющая организация) в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда, а управляющая организация принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность (п. 2.2. Договора).

В состав переданного в управление ответчика жилищного фонда включен жилой дом <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от <дата> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

С целью осуществления такого учета, в силу части 5 названной статьи до <дата> собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и обтцими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

На основании ч. 1, п. 5 ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществлятьея в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в облаети обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать поетоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приоетановки и ограничения предоставления коммунальных уелуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответетвии с ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и(или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

Отношения по содержанию общего имущеетва в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> , в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущеетва в зависимоети от способа управления многоквартирным домом обеепечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2. ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <дата> , которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.

Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются; их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.

При этом, в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Как следует из ч.ч. 3 - 6 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетаческой эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - собственники зданий, сооружений, жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом, многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и обпщми приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно пп. «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> , предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационноправовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем.

Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета воды в многоквартирном доме возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

В силу изложенного, а также исходя из условий договора управления, ООО «<данные изъяты>» как управляющая компания, осуществляющая управление спорным многоквартирным домом, является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов. В связи с чем, несмотря на отсутствие решений собственников, управляющая компания должна была принять меры по установке общедомовых приборов учета, используемых энергетических ресурсов и ввода их в эксплуатацию. Однако возложенная законом обязанность ответчиком не исполнена.

Требования истца направлены на организацию работы по установке общедомовых приборов учета и введении их в эксплуатацию. Поскольку нормами действующего законодательства предусмотрено, что бремя на оплату расходов на установку общедомового прибора учета несут собственники помещений, а не управляющие компании с последующим возмещением затрат рееурсоснабжающим организациями, с которыми управляющими компаниями были заключены соответствующие договоры на установку общедомовых счетчиков, за счет поступивших на эти цели средств от собственников МКД, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению в отношении ответчика ООО «<данные изъяты>», по основаниям изложенным выше. При этом, суд считает разумным сроком на исполнение решения суда определить срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования военного прокурора <данные изъяты> гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству <данные изъяты>, Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в жилом многоквартирном доме, а так же организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований военного прокурора <данные изъяты> гарнизона к Министерству <данные изъяты> – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд Хабаровского края.

Судья Л.И. Добродеева

2-33/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
военный прокурор Бикинского гарнизона
Ответчики
МО РФ
ООО"ГУЖФ"
Суд
Бикинский городской суд Хабаровского края
Судья
Добродеева Любовь Игоревна
Дело на странице суда
bikinsky.hbr.sudrf.ru
05.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2017Передача материалов судье
07.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2017Подготовка дела (собеседование)
01.02.2018Подготовка дела (собеседование)
01.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2018Судебное заседание
12.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее