Решение по делу № 2-116/2019 от 04.02.2019

    № 2-116/2019

    64RS0035-01-2019-000116-30

Решение

именем Российской Федерации

26 марта 2019 года                                                                                    р.п. Степное

Советский районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи Степановой О.В.,

при секретаре Якименко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова С.А. к администрации Советского муниципального района <адрес> о взыскании материального и морального вреда, причиненного незаконными действиями

установил:

Макаров С.А. обратился в Советский районный суд <адрес> с требованиями к администрации Советского муниципального района <адрес> о взыскании материального и морального вреда, причиненного незаконными действиями, указывая, что вступившим в законную силу решением суда признаны незаконными действия администрации Советского муниципального района <адрес> по исключению семьи истца из списка молодых семей, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 года. Семья ФИО 1 была включена в указанную программу на основании заявления, поданного в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 4 человека. Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Советского муниципального района, сообщила Макарову С.А., об исключении их семьи из числа участников программы в 2015 года, объяснить причины исключения, администрация не смогла, в связи с чем, решением суда были признаны незаконными действия администрации по исключению семьи истца из списка молодых семей, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Однако, как указывает истец, на момент вступления решения суда в законную силу, Макарову С.А. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ лет, и по правилам программы он уже не мог быть ее участником. Не смотря на то, что решением суда действия ответчика были признаны незаконными, права Макарова С.А. восстановлены не были. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Макарову С.А. отказано в восстановлении в списки программы и в производстве социальной выплаты.

Истец указывает, что его семья участвовала в программе в составе семьи 4 человека: он, его жена ФИО 2, их дети: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и полагает, что незаконными действиями администрации Советского муниципального района, нарушено право его семьи, причинен вред в виде убытков, которые ему обязан возместить орган местного самоуправления, путем выплаты 945000 рублей, из расчета стоимости 1 кв. метра жилья по <адрес> 30000 рублей. Истец полагает, что если бы он не был исключен из программы, его семье была бы предоставлена социальная выплата, ввиду неправомерных действий администрации, он был лишен данного права.

Указанные обстоятельства явились для истца основанием для обращения в суд с требованиями обязать администрацию Советского муниципального района <адрес> возместить убытки семье ФИО 1 в сумме 945000 рублей (расчет прилагается к исковому заявлению); компенсацию морального вреда 200000 рублей.

Истец Макаров С.А. в судебное заседание, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителей.

В силу ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Представители истца, действующие по доверенности, Сидлецкий А.Л,, Шестопалова Л.Н., требования Макарова С.А. поддержали в полном объеме, подали суду письменные пояснения, в которых высказали свою позицию, пояснения приобщены к материалам дела.

Администрация Советского муниципального района, в лице представителя ФИО5, действующей по доверенности, исковые требования Макарова С.А. не признала, просила в иске отказать. Дополнительно пояснила, что в соответствии с Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, социальная выплата используется для оплаты цены договора купли – продажи жилого помещения, для оплаты цены договора строительного подряда. Таких документов ФИО1 в период участия в программе, представлено не было.

Привлеченные к участию в процессе в качестве третьего лица - Министерство строительства и ЖКХ <адрес>, в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке, почтовое уведомление имеется в материалах дела, об отложении рассмотрения дела, не ходатайствовали.

Изучив представленное исковое заявление, заслушав пояснения участников процесса, явившихся свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением жилищной комиссии при администрации Советского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО 1 поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма, составом семьи 4 человека.

ДД.ММ.ГГГГ, ФИО 2 – супруга истца (л.д.40), обратилась в администрацию Степновского МО с заявлением о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» при администрации Степновского МО на 2011 – 2015 годы, с составом семьи 4 человека.

Также установлено, что на момент написания заявления о включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2011 году, Макарову С.А. на праве собственности принадлежало жилое помещение – квартира <адрес>, приобретенное по договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости, представленных в отношении Макарова С.А., ФИО 2, в период с ДД.ММ.ГГГГ года до июня ДД.ММ.ГГГГ года, какие – либо сделки по приобретению жилого помещения, указанными лицами не совершалось.

Письмом главы администрации Советского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, Макарову С.А. стало известно, что его семья исключена из списка

молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Советскому муниципальному району, еще в 2015 году (л.д.36).

Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, признаны незаконными действия администрации Советского муниципального района <адрес> по исключению семьи Макарова С.А. из списка молодых семей, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 года (л.д.27-35). Также установлено, что на момент вступления решения суда в законную силу Макарову С.А. исполнилось 36 лет, и по правилам программы он не мог быть ее участником.

Обращаясь в суд с требованиями о взыскании с администрации Советского муниципального района материального ущерба, истец указывает, что незаконными действиями администрации его семье причинены убытки, а именно, ввиду незаконного исключения его семьи их списка семей, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 года, он не смог реализовать свое право на приобретение жилья, предоставленное ему законом. Как пояснили представители истца, если бы семья ФИО 1 состояла в очередности, социальная выплата была бы им произведена.

В силу ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Рассматривая заявленные требования, суд приходит к выводу, что, причинения истцу убытков стороной ответчика, не доказано.

Так, постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы. Основными принципами реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы являются: добровольность участия в подпрограмме молодых семей; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы; возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.

Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 года (далее Правила).

В соответствии с названными Правилами, правом формирования списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, списков претендентов на получение социальных выплат, выдачи свидетельств на получение социальных выплат наделен орган местного самоуправления. Списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, после их формирования направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. п. 4, 17, 20, 21).

В силу положений п. п. 22 - 24 Правил, орган исполнительной власти субъекта РФ, на основании поступивших от органов местного самоуправления списков, формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы в установленные сроки (п. 22).

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23).

Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта РФ по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 24).

В соответствии с п. 26 Правил, Министерство строительства и ЖКХ <адрес> на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших в органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы. Такой сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, оповещает способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.

В соответствии с ч. 2 Правил, социальная выплата используется:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда);

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;

д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

ж) для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу.

Таким образом, анализируя вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что социальная выплата может использоваться, в том числе, для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома.

Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" и "ж" пункта 2 настоящих Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, в том числе, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства, помимо прочих документов, выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома.

Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Признание молодых семей участницами подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденном постановлением администрации Советского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

В частности, из п. 2.6., 2.6.1. Регламента, следует, что к заявлению на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», прилагается, в том числе, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (жилой дом), приобретенные с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома, при незавершенном строительстве; копия кредитного договора (договора займа)

Как следует из представленных суду документов, не отрицалось в судебном заседании представителями истца, на момент 2014 – 2015 годов, семья ФИО 1 проживала в жилом помещении - квартире <адрес>, приобретенное по договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Каких- либо обременений, ограничений, в том числе, в силу ипотечных обязательств, у истцов на тот момент, не имелось

Согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости, представленных в отношении Макарова С.А., ФИО 2, в период с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ года, какие – либо сделки по приобретению жилого помещения, указанными лицами не совершалось. Как пояснил представитель истца Шестопалова Л.Н., кредитных (ипотечных) обязательств, у истца не имелось.

В обоснование заявленных требований, стороной истца представлены долговые расписки, о том, что Макаров С.А. брал в долг денежные средства на покупку дома у ФИО6 и ФИО 7 (л.д.112, 113), однако, долговые обязательства имели место в ДД.ММ.ГГГГ года.

Жилое помещение по адресу: <адрес>, с привлечением средств материнского (семейного) капитала, приобретено семьей ФИО 1 в ДД.ММ.ГГГГ года.

При указанных обстоятельствах, суд находит недоказанными требования истца в части причинения его семье убытков незаконными действиями администрации. О том, что в момент нахождения в очередности, семьей ФИО 1 в администрацию Советского муниципального района представлялись документы о намерениях семьи приобрести жилое помещение, либо взять кредит на эти цели, стороной истца не доказано.

В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Учитывая доказательства, представленные сторонами в обоснование заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований истца в части взыскания с администрации Советского муниципального района убытков в сумме 945000 рублей, следует отказать.

Одновременно, разрешая спор в части взыскания с ответчиков компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Вступившим в законную силу решением суда, установлена незаконность действий ответчика по исключению семьи ФИО 1 из списка молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 – 2015 год, невключение семьи ФИО 1ФИО 1 в списки претендентов на получение субсидии не соответствовало требованиям действующего законодательства, не позволило молодой семье воспользоваться предоставленным правом на получение соответствующих выплат.

На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного среда. При определении размеров компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда.

Удовлетворяя требования Макарова С.А. о взыскании морального вреда частично, суд исходил из доказательств, установленных в ходе судебного разбирательства.

Так, при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Суд допускает, что при данных обстоятельствах, были нарушены права истца и его семьи на реализацию жилищного права, то есть, неправомерными действиями ответчика нарушены личные неимущественные права гражданина, однако, не может согласиться с позицией о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме 200000 рублей, указанную сумму представители Макарова С.А., обосновать не смогли, сам Макаров С.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд находит возможным снизить размер морального вреда, указанного истцом, до 50000 рублей. Остальные требования не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 56, ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Советского муниципального района <адрес> в пользу Макарова С.А., в счет компенсации морального вреда 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Советский районный суд.

Председательствующий                                 О.В. Степанова

2-116/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шестопалова Л.Н.
Макаров Сергей Александрович
Сидлецкий А.Л.
Ответчики
Администрация Советского МР Саратовской области
Сидлецкий А.Л.
Суд
Советский районный суд Саратовской области
Дело на странице суда
sovetsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Подготовка дела (собеседование)
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2020Дело оформлено
07.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее