Дело № 2-204/2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торопец 27 сентября 2021 года
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Крон И.В.,
при помощнике судьи Соколовой Н.А.,
с участием истца Алексеевой Н.А.,
представителя ответчика - ГУ - УПФ РФ в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) - Обуховой С.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МБОУ Торопецкого района основная общеобразовательная школа № 3 Васильевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Н. А. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, установлении тождественности должностей, включении спорного периода работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеева Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) о признании права на досрочную пенсию по старости, о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, установлении тождественности должностей, о включении спорных периодов работы в стаж, дающий право назначение льготной пенсии и о назначении досрочной пенсии по старости.
Свои требования истец мотивировала тем, что она 25 марта 2021 года обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2018 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ответчик рассмотрел заявление и принял решение об отказе в установлении (выплате) пенсии № 130 от 05 июля 2021 года в связи с отсутствием права на страховую пенсию.
Ответчиком в специальный стаж не включен период: с 01 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года работа в должности социального педагога в общеобразовательной школе (Согласно списку № 781 от 29.10.2002г. утв. Постановлением Правительства РФ, правом на установление пенсии, в соответствии с п. 19 ст.30 Закона № 400-ФЗ пользуются учителя общеобразовательных школ. Пунктом 11 Правил № 781 установлено, что работа в должности социального педагога засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п. 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-санитарной помощи, указанных в п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781).
С решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) об отказе включения в специальный педагогический стаж периода с 1 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года (на момент подачи заявления 11 лет 11 месяцев) она не согласна. Полагает, что ГУ - УПФ РФ по Торопецкому району, не засчитывая в специальный стаж спорный период работы, поставило ее в неравное положение с другими гражданами, выполнявшими аналогичную работу и получающими пенсию за работу связанную с педагогической деятельностью, что противоречит конституционному принципу справедливости, а также принципу равенства всех перед законом, закрепленному в Конституции Российской Федерации.
Считает, поскольку на день обращения в Пенсионный фонд по состоянию на 25 марта 2021 года у нее имелось более 11 лет 6 месяцев специального педагогического стажа, следовательно, отказ в досрочном назначении страховой пенсии по старости является незаконным.
В судебном заседании истец Алексеева Н.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила суд признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) № 130 от 5 июля 2021 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.7 п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» недействительным; установить тождественность должностей социального педагога в МБОУ ТР ООШ № 3 и социального педагога в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии; включить в льготный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости период работы с 01 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года в должности социального педагога в МБОУ ТР ООШ № 3 - 11 лет 6 месяцев 23 дня; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложить обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Представитель ответчика - ГУ - УПФ РФ в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) - Обухова С.В. исковые требования не признала. Пояснила, что истец в спорный период времени с 1 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года работала в должности социального педагога в общеобразовательном учреждении – МБОУ Торопецкого района основная общеобразовательная школа № 3, которая не относится ни к одному из учреждений, поименованных в пункте 11 правил № 781. Согласно Уставу МБОУ Торопецкого района основная общеобразовательная школа № 3 основным видом деятельности учреждения является реализация образовательных программ начального общего образования и основного общего образования. Тот факт, что МБОУ Торопецкого района основная общеобразовательная школа № 3 в своей деятельности в период с 1 сентября 2010 года реализовывало общеобразовательные программы обучения, в том числе и в специальных (коррекционных) классах 8 вида, не может отнести указанное общеобразовательное учреждение к учреждениям, указанным в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2020 года № 781. Поскольку Правительством Российской Федерации работа социальным педагогом в общеобразовательной школе не отнесена к работе, которая подлежит зачету в специальный стаж, период работы истца с 1 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года в должности социального педагога в МБОУ Торопецкого района основная общеобразовательная школа № 3 правомерно не был включен Управлением ПФР в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ. Не подлежат удовлетворению и требования истца об установлении тождественности должностей социального педагога в МБОУ ТР ООШ № 3 и социального педагога в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, поскольку установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - директор МБОУ Торопецкого района Основная общеобразовательная школа № 3 Васильева Л.В. не возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований. В судебном заседании подтвердила, что истец является социальным педагогом МБОУ Торопецкого района основная общеобразовательная школа № 3, совмещает работу в должности учителя, работает в коррекционных классах 8 вида, которые открыты в школе с 2010 года.
Заслушав стороны, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1. настоящей статьи.
Исходя из положений ч.1.1 ст.30 указанного закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п.19-20 ч.1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч.8 ст.13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом «м» п.1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Согласно пункту 11 Правил, работа в должностях социального педагога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Судом установлено, что 25 марта 2021 года Алексеева Н.А. обратилась в ГУ-УПФР в Торопецком районе Тверской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-УПФР в Торопецком районе Тверской области № 130 от 5 июля 2021 года Алексеевой Н.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку нет требуемого льготного стажа.
Специальный стаж Алексеевой Н.А. на дату обращения с заявлением в пенсионный орган составил 14 лет 11 месяцев 2 дня.
В специальный стаж не включен период с 1 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года работа в должности социального педагога в общеобразовательной школе (Согласно списку № 781 от 29.10.2002г. утв. Постановлением Правительства РФ, правом на установление пенсии, в соответствии с п. 19 ст.30 Закона № 400-ФЗ пользуются учителя общеобразовательных школ. Пунктом 11 Правил № 781 установлено, что работа в должности социального педагога засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п. 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-санитарной помощи, указанных в п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781).
Из материалов дела следует, что 15 сентября 2008 года Алексеева Н.А. была принята на работу в Торопецкую СОШ № 3 учителем заочных классов; 1 сентября 2009 года переведена на должность социального педагога, в которой работает по настоящее время. Данный факт подтверждается записями в трудовой книжке № на имя Алексеевой Н.А., выпиской из приказа № 27 от 15 августа 2008 года о приеме на работу, выпиской из приказа № 19-К от 31 августа 2009 года о переводе на должность социального педагога.
Приказом директора МОУ Торопецкая ООШ № 3 № 66в от 28 августа 2013 года Алексеевой Н.А. – социальному педагогу поручено с 2 сентября 2013 года выполнение дополнительной работы в порядке совмещения должности учитель.
Из справки, уточняющей особый характер работы, выданной директором МБОУ <адрес> Основная общеобразовательная школа № 3 Васильевой Л.В., следует, что Алексеева Н.А. принята с 15 августа 2008 года учителем на ставку до 31 августа 2009 года в МБОУ ТР ООШ № 3. С 1 сентября 2009 года переведена на должность социального педагога (работает с детьми ОВЗ школы 8-го вида) (приказ № 19-к от 31 августа 2009 года). Кроме социального педагога работает по совместительству учителем (этике, домоводства) с 15 августа 2008 года по настоящее время.
В подтверждение исковых требований, Алексеевой Н.А. представлены: штатное расписание, тарификационные списки, карточки сотрудника, дополнительные соглашения к трудовому договору.
Приказом Министра образования Тверской области № 17-А от 4 апреля 2017 года Алексеевой Н.А. установлена первая квалификационная категория по должности «социальный педагог».
Приказом Министра образования Тверской области № 3-А от 20 января 2015 года Алексеевой Н.А. установлена первая квалификационная категория по должности «учитель».
Согласно Уставу МБОУ Торопецкого района Основная общеобразовательная школа № 3 учреждение осуществляет основные виды деятельности: реализация образовательных программ начального общего образования, основного общего образования; реализация дополнительных общеразвивающих программ; обучение на дому; предоставление психолого-педагогической и социальной помощи; организация лагеря дневного пребывания; проведение промежуточной и итоговой аттестации для экстернов.
Приказом заведующей МУ «Отдел образования администрации Торопецкого района» Волосюк Г.В. № 137/1 от 11 июня 2010 года открыты специальные (коррекционные) классы 8 вида в МОУ Торопецкая СОШ № 3 с 1 сентября 2010 года.
Приказом директора МОУ Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 3 Васильевой Л.В. № 67 от 1 сентября 2010 года открыты специальные (коррекционные) классы 8 вида с 1 сентября 2010 года, утвержден порядок приема обучающихся в данные классы.
Из представленных письменных документов и показаний свидетелей Свидетель №2 и Свидетель №3, допрошенных в судебном заседании, следует, что истец Алексеева Н.А. в спорный период времени работала в общеобразовательной школе в должности социального педагога, а также выполняла дополнительную работу в порядке совмещения в должности учителя. Наряду с обычными детьми, обучающимися в общеобразовательной школе, Алексеева Н.А. работала, как социальный педагог и с детьми коррекционных классов, а также вела свой предмет – этика и домоводство, как учитель, в коррекционных классах.
Таким образом, работа с коррекционным классом осуществлялась истцом наряду с исполнением иных обязанностей социального педагога общеобразовательной школы, в то время как право на досрочное назначение пенсии наступает при выполнении льготной работы в условиях полной занятости.
Доводы истца о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку она в период работы в общеобразовательной школе социальным педагогом занималась педагогической деятельностью, осуществляла занятия с детьми коррекционных классов, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в специальный педагогический стаж подлежит включению работа в должности социального педагога не в любых образовательных учреждениях, а только в прямо поименованных в пункте 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, при этом общеобразовательная школа в данном пункте не поименована.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Проведение истцом коррекционной работы в общеобразовательном учреждении, в том числе работа с детьми в специальном (коррекционном) классе, имеет иной характер по сравнению с работой в учреждениях, поименованных в пункте 11 Правил, как по категориям обучающихся, так и по объему и интенсивности психоэмоциональной нагрузки. В связи с чем, довод истца о тождественности выполняемой работы по оказанию психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям-учащимся по сохранению их психического, соматического и социального благополучия в процессе обучения, а также по учебно-коррекционной работе с детьми, по определению степени нарушений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проведения их психолого-педагогической коррекции основана на неверном толковании норм права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Алексеевой Н. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) о
-признании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) № 130 от 5 июля 2021 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.7 п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» недействительным;
- установлении тождественности должностей социального педагога в МБОУ ТР ООШ № 3 и социального педагога в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии;
-включении в льготный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости периода работы с 01 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года в должности социального педагога в МБОУ ТР ООШ № 3 - 11 лет 6 месяцев 23 дня;
-признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 4 октября 2021 года.
Председательствующий И.В. Крон
Дело № 2-204/2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торопец 27 сентября 2021 года
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Крон И.В.,
при помощнике судьи Соколовой Н.А.,
с участием истца Алексеевой Н.А.,
представителя ответчика - ГУ - УПФ РФ в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) - Обуховой С.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МБОУ Торопецкого района основная общеобразовательная школа № 3 Васильевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Н. А. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, установлении тождественности должностей, включении спорного периода работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеева Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) о признании права на досрочную пенсию по старости, о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, установлении тождественности должностей, о включении спорных периодов работы в стаж, дающий право назначение льготной пенсии и о назначении досрочной пенсии по старости.
Свои требования истец мотивировала тем, что она 25 марта 2021 года обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2018 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ответчик рассмотрел заявление и принял решение об отказе в установлении (выплате) пенсии № 130 от 05 июля 2021 года в связи с отсутствием права на страховую пенсию.
Ответчиком в специальный стаж не включен период: с 01 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года работа в должности социального педагога в общеобразовательной школе (Согласно списку № 781 от 29.10.2002г. утв. Постановлением Правительства РФ, правом на установление пенсии, в соответствии с п. 19 ст.30 Закона № 400-ФЗ пользуются учителя общеобразовательных школ. Пунктом 11 Правил № 781 установлено, что работа в должности социального педагога засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п. 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-санитарной помощи, указанных в п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781).
С решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) об отказе включения в специальный педагогический стаж периода с 1 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года (на момент подачи заявления 11 лет 11 месяцев) она не согласна. Полагает, что ГУ - УПФ РФ по Торопецкому району, не засчитывая в специальный стаж спорный период работы, поставило ее в неравное положение с другими гражданами, выполнявшими аналогичную работу и получающими пенсию за работу связанную с педагогической деятельностью, что противоречит конституционному принципу справедливости, а также принципу равенства всех перед законом, закрепленному в Конституции Российской Федерации.
Считает, поскольку на день обращения в Пенсионный фонд по состоянию на 25 марта 2021 года у нее имелось более 11 лет 6 месяцев специального педагогического стажа, следовательно, отказ в досрочном назначении страховой пенсии по старости является незаконным.
В судебном заседании истец Алексеева Н.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила суд признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) № 130 от 5 июля 2021 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.7 п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» недействительным; установить тождественность должностей социального педагога в МБОУ ТР ООШ № 3 и социального педагога в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии; включить в льготный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости период работы с 01 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года в должности социального педагога в МБОУ ТР ООШ № 3 - 11 лет 6 месяцев 23 дня; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложить обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Представитель ответчика - ГУ - УПФ РФ в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) - Обухова С.В. исковые требования не признала. Пояснила, что истец в спорный период времени с 1 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года работала в должности социального педагога в общеобразовательном учреждении – МБОУ Торопецкого района основная общеобразовательная школа № 3, которая не относится ни к одному из учреждений, поименованных в пункте 11 правил № 781. Согласно Уставу МБОУ Торопецкого района основная общеобразовательная школа № 3 основным видом деятельности учреждения является реализация образовательных программ начального общего образования и основного общего образования. Тот факт, что МБОУ Торопецкого района основная общеобразовательная школа № 3 в своей деятельности в период с 1 сентября 2010 года реализовывало общеобразовательные программы обучения, в том числе и в специальных (коррекционных) классах 8 вида, не может отнести указанное общеобразовательное учреждение к учреждениям, указанным в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2020 года № 781. Поскольку Правительством Российской Федерации работа социальным педагогом в общеобразовательной школе не отнесена к работе, которая подлежит зачету в специальный стаж, период работы истца с 1 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года в должности социального педагога в МБОУ Торопецкого района основная общеобразовательная школа № 3 правомерно не был включен Управлением ПФР в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ. Не подлежат удовлетворению и требования истца об установлении тождественности должностей социального педагога в МБОУ ТР ООШ № 3 и социального педагога в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, поскольку установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - директор МБОУ Торопецкого района Основная общеобразовательная школа № 3 Васильева Л.В. не возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований. В судебном заседании подтвердила, что истец является социальным педагогом МБОУ Торопецкого района основная общеобразовательная школа № 3, совмещает работу в должности учителя, работает в коррекционных классах 8 вида, которые открыты в школе с 2010 года.
Заслушав стороны, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1. настоящей статьи.
Исходя из положений ч.1.1 ст.30 указанного закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п.19-20 ч.1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч.8 ст.13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом «м» п.1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Согласно пункту 11 Правил, работа в должностях социального педагога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Судом установлено, что 25 марта 2021 года Алексеева Н.А. обратилась в ГУ-УПФР в Торопецком районе Тверской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-УПФР в Торопецком районе Тверской области № 130 от 5 июля 2021 года Алексеевой Н.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку нет требуемого льготного стажа.
Специальный стаж Алексеевой Н.А. на дату обращения с заявлением в пенсионный орган составил 14 лет 11 месяцев 2 дня.
В специальный стаж не включен период с 1 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года работа в должности социального педагога в общеобразовательной школе (Согласно списку № 781 от 29.10.2002г. утв. Постановлением Правительства РФ, правом на установление пенсии, в соответствии с п. 19 ст.30 Закона № 400-ФЗ пользуются учителя общеобразовательных школ. Пунктом 11 Правил № 781 установлено, что работа в должности социального педагога засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п. 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-санитарной помощи, указанных в п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781).
Из материалов дела следует, что 15 сентября 2008 года Алексеева Н.А. была принята на работу в Торопецкую СОШ № 3 учителем заочных классов; 1 сентября 2009 года переведена на должность социального педагога, в которой работает по настоящее время. Данный факт подтверждается записями в трудовой книжке № на имя Алексеевой Н.А., выпиской из приказа № 27 от 15 августа 2008 года о приеме на работу, выпиской из приказа № 19-К от 31 августа 2009 года о переводе на должность социального педагога.
Приказом директора МОУ Торопецкая ООШ № 3 № 66в от 28 августа 2013 года Алексеевой Н.А. – социальному педагогу поручено с 2 сентября 2013 года выполнение дополнительной работы в порядке совмещения должности учитель.
Из справки, уточняющей особый характер работы, выданной директором МБОУ <адрес> Основная общеобразовательная школа № 3 Васильевой Л.В., следует, что Алексеева Н.А. принята с 15 августа 2008 года учителем на ставку до 31 августа 2009 года в МБОУ ТР ООШ № 3. С 1 сентября 2009 года переведена на должность социального педагога (работает с детьми ОВЗ школы 8-го вида) (приказ № 19-к от 31 августа 2009 года). Кроме социального педагога работает по совместительству учителем (этике, домоводства) с 15 августа 2008 года по настоящее время.
В подтверждение исковых требований, Алексеевой Н.А. представлены: штатное расписание, тарификационные списки, карточки сотрудника, дополнительные соглашения к трудовому договору.
Приказом Министра образования Тверской области № 17-А от 4 апреля 2017 года Алексеевой Н.А. установлена первая квалификационная категория по должности «социальный педагог».
Приказом Министра образования Тверской области № 3-А от 20 января 2015 года Алексеевой Н.А. установлена первая квалификационная категория по должности «учитель».
Согласно Уставу МБОУ Торопецкого района Основная общеобразовательная школа № 3 учреждение осуществляет основные виды деятельности: реализация образовательных программ начального общего образования, основного общего образования; реализация дополнительных общеразвивающих программ; обучение на дому; предоставление психолого-педагогической и социальной помощи; организация лагеря дневного пребывания; проведение промежуточной и итоговой аттестации для экстернов.
Приказом заведующей МУ «Отдел образования администрации Торопецкого района» Волосюк Г.В. № 137/1 от 11 июня 2010 года открыты специальные (коррекционные) классы 8 вида в МОУ Торопецкая СОШ № 3 с 1 сентября 2010 года.
Приказом директора МОУ Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 3 Васильевой Л.В. № 67 от 1 сентября 2010 года открыты специальные (коррекционные) классы 8 вида с 1 сентября 2010 года, утвержден порядок приема обучающихся в данные классы.
Из представленных письменных документов и показаний свидетелей Свидетель №2 и Свидетель №3, допрошенных в судебном заседании, следует, что истец Алексеева Н.А. в спорный период времени работала в общеобразовательной школе в должности социального педагога, а также выполняла дополнительную работу в порядке совмещения в должности учителя. Наряду с обычными детьми, обучающимися в общеобразовательной школе, Алексеева Н.А. работала, как социальный педагог и с детьми коррекционных классов, а также вела свой предмет – этика и домоводство, как учитель, в коррекционных классах.
Таким образом, работа с коррекционным классом осуществлялась истцом наряду с исполнением иных обязанностей социального педагога общеобразовательной школы, в то время как право на досрочное назначение пенсии наступает при выполнении льготной работы в условиях полной занятости.
Доводы истца о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку она в период работы в общеобразовательной школе социальным педагогом занималась педагогической деятельностью, осуществляла занятия с детьми коррекционных классов, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в специальный педагогический стаж подлежит включению работа в должности социального педагога не в любых образовательных учреждениях, а только в прямо поименованных в пункте 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, при этом общеобразовательная школа в данном пункте не поименована.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Проведение истцом коррекционной работы в общеобразовательном учреждении, в том числе работа с детьми в специальном (коррекционном) классе, имеет иной характер по сравнению с работой в учреждениях, поименованных в пункте 11 Правил, как по категориям обучающихся, так и по объему и интенсивности психоэмоциональной нагрузки. В связи с чем, довод истца о тождественности выполняемой работы по оказанию психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям-учащимся по сохранению их психического, соматического и социального благополучия в процессе обучения, а также по учебно-коррекционной работе с детьми, по определению степени нарушений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проведения их психолого-педагогической коррекции основана на неверном толковании норм права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Алексеевой Н. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) о
-признании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) № 130 от 5 июля 2021 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.7 п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» недействительным;
- установлении тождественности должностей социального педагога в МБОУ ТР ООШ № 3 и социального педагога в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии;
-включении в льготный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости периода работы с 01 сентября 2009 года по 24 марта 2021 года в должности социального педагога в МБОУ ТР ООШ № 3 - 11 лет 6 месяцев 23 дня;
-признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 4 октября 2021 года.
Председательствующий И.В. Крон