(адрес) 27 июня 2023 года
Советский районный суд (адрес) в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А..,
при помощнике судьи ФИО4
с участием ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения (адрес) "Нижегородский центр занятости населения" к ФИО1 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании денежных средств, в обосновании иска указав следующее.
Ответчик ФИО1 (дата) обратилась в ГКУ НО «ЦЗН г.Н.Новгорода» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы. Приказом от (дата) №... ФИО1 была признана безработной. Ответчику было назначено пособие по безработице с (дата) по (дата) в размере 12130 руб., с (дата) по (дата) в размере 12130 руб., с (дата) по (дата) в размере 12300 руб., с (дата) по (дата) в размере 12130 руб.
Согласно справке из ФНС России ФИО1 с (дата) находилась в статусе «учредитель/участник ЮЛ» в ООО «ФИО2 промкомбинат».
На основании ст. 40 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от (дата) №... сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату. Сумма незаконно полученного пособия по безработице ФИО1 за период с (дата) по (дата) составила 1874802,19 руб. Уведомлением от (дата) №... ФИО1 предложено возвратить незаконно полученное пособие по безработице в добровольном порядке.
На основании изложенного истец просил взыскать со ФИО1 в пользу ГКУ НО «Нижегородский центр занятости населения» сумму незаконно полученного пособия по безработице в размере 187480 рублей 19 коп.
В последующем истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, снизив сумму, подлежащую взысканию, до 185480 рублей 19 копеек.
Представитель истца в судебное заседание не явилась, в исковом заявлении просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании фактически согласилась с заявленными исковыми требованиями, просила снизить сумму долга, исключив период пандемии.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
В силу ст. 3 Закона Российской Федерации от (дата) N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 в редакции Федерального закона от (дата) N 350-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 данного Закона (занятые граждане).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).
В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, (дата) ФИО1 обратилась в ГКУ НО «ЦЗН г.Н.Новгорода» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы.
Приказом №... от (дата) ФИО1 признана безработной с установлением периода выплаты пособия по безработице 12 месяцев с (дата) по (дата), а именно с (дата) по (дата) в размере 12130 руб., с (дата) по (дата) в размере 12130 руб., с (дата) по (дата) в размере 12300 руб.
Приказом №... от (дата) ФИО1 увеличена продолжительность периода выплаты пособия по безработице на 20 недель, с (дата) по (дата).
Согласно справке ФНС России ФИО1 состоит в организации «Общество с ограниченной ответственностью «ФИО2 ПРОМКОМБИНАТ» в статусе «учредитель/участник ЮЛ» с (дата).
Приказом №... от (дата) ФИО1 снята с регистрационного учета с (дата) в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Распоряжением (адрес) от (дата) №...-р ГКУ НО «ЦЗН г.Н.Новгорода» реорганизовано и его правопреемником стало государственное казенное учреждение (адрес) «Нижегородский центр занятости населения» (ГКУ НО «НЦЗН»).
(дата) в адрес ответчика направлено уведомление №... о возврате незаконно полученного пособия по безработице за период с (дата) по (дата) в сумме 187480 рублей 19 копеек.
В судебном заседании ответчиком представлена копия чека-ордера от (дата), согласно которому ФИО1 добровольно произвела частичный возврат уплаченного ей пособия по безработице в размере 5000 рублей.
Кроме того, ответчик представила сообщение от ООО «ФИО2 промкомбинат» от (дата), согласно которому в период с 2007 по 2023 г. уполномоченный орган Общества не принимал решений о выплате дивидендов участникам ООО «ФИО2 промкомбинат». Правовые основания для выплаты дивидендов участникам Общества, в том числе ФИО1, отсутствовали.
Как определено пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от (дата) N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Занятыми, среди прочих, считаются лица, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности (абзац десятый статьи 2 этого же закона Российской Федерации).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от от (дата) N 11-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина ФИО5" положение абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.
В соответствии с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, участники общества с ограниченной ответственностью, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, как создание коммерческой организации и участие в ее деятельности своим капиталом, самостоятельно принимают на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого они несут риск неэффективности экономической деятельности общества, в том числе в случае отсутствия у него дохода либо его получения в размере, не обеспечивающем достойный уровень жизни участников общества.
Формируя правовой статус участников хозяйственных обществ, законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из того, что избранная ими и самостоятельно осуществляемая экономическая деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей и имущества в процессе организации и управления производством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты на случай отсутствия у общества дохода.
Однако право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено названным Законом только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац второй пункта 2 статьи 12).
Следовательно, федеральный законодатель вправе при регулировании отношений в сфере занятости населения руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, и не учитывать факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплаты пособия по безработице. Иное правовое регулирование, допускающее признание участников общества с ограниченной ответственностью безработными и, как следствие, наделение их правом получения пособия по безработице, приводило бы к предоставлению таким гражданам неоправданных материальных преимуществ по сравнению с участниками других хозяйственных обществ, имеющими достаточный для их достойного существования доход, а также с лицами, потерявшими оплачиваемую работу и не имеющими дополнительного источника средств к существованию.
Исходя из приведенных положений закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, наличие статуса участника коммерческой организации признается законодателем критерием занятости гражданина и исключает признание его безработным независимо от получения участником дохода от деятельности общества.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, что ФИО1 на момент обращения в ГКУ НО «ЦЗН г.Н.Новгорода» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы являлась участником/учредителем ООО «ФИО2 промкомбинат».
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, ст. 2 Закона РФ от (дата) N "О занятости населения в РФ", устанавливающей понятие лиц, которые являются занятыми, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку оснований для регистрации в качестве безработного гражданина ФИО1 не имелось, а пособие по безработице получены ею в результате предоставления недостоверных данных, имеющих значение для назначения указанной социальной выплаты и недобросовестного поведения, получение ответчиком за счет бюджетных средств пособия по безработице является незаконным.
При обращении в ГКУ НО «ЦЗН г.Н.Новгорода» (дата) ответчик не могла быть поставлена на учет и получать соответствующее пособие, ввиду того, что, являясь участником/учредителем ООО «ФИО2 промкомбинат», независимо от фактического осуществления коммерческой деятельности и получения дохода, являлась занятым гражданином, при этом сведений о том, что она сообщила в центр занятости о таких обстоятельствах или иным образом реализовала это заявление не представлено.
Доводы ответчика об исключении из периода, указанного истцом ко взысканию, периода действия ограничений из-за пандемии COVID-19 отклоняются, поскольку согласно карточке учета от 27.04.2020г. №... пособие по безработице в указанный период ответчику перечислялось, сведений о прекращении выплаты пособия по безработице в указанный период не имеется.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения (адрес) "Нижегородский центр занятости населения" к ФИО1 о взыскании денежных средств, удовлетворить.
Взыскать со ФИО1 (паспорт (марка обезличена)) в пользу Государственного казенного учреждения (адрес) «Нижегородский центр занятости населения» (ИНН (марка обезличена)) денежные средства в сумме 182480 рублей 19 копеек.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд (адрес).
Судья О.А. Зайцева