Дело № 2-143/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Солнечный 11.04.2018 года
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Нестерова П.А.,
при секретаре Макаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муродовой Т.В. в интересах Муродовой Ю.М. к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании распоряжения об отказе в постановке на учет для получения социальной выплаты незаконным, возложении обязанности по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
УСТАНОВИЛ:
Муродова Т.В. обратилась в суд в интересах Муродовой Ю.М. с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что в ноябре 2017 года она обратилась в администрацию Солнечного муниципального района с заявлением о принятии Муродовой Ю.М. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Распоряжением администрации Солнечного муниципального района от 28.11.2017 № № Муродовой Ю.М. отказано в постановке на указанный выше учет. Основанием для отказа администрация Солнечного муниципального района указала, что Муродова Ю.М. родилась в местности, приравненной к району Крайнего Севера, после 01.01.1992 года, а, следовательно, не имеет права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
С указанным распоряжением истец не согласна, поскольку оно противоречит нормам действующего законодательства, так как Муродова Ю.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты>, но на момент рождения ее мать (Муродова Т.В.) проживала и была зарегистрирована в <данные изъяты>, который относится к территории района, приравненного к району Крайнего Севера, с момента рождения и до настоящего времени непрерывно проживает на указанной территории, является инвалидом с детства, жилья в других регионах РФ не имеет.
Просит суд:
-признать распоряжение администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края от 28.11.2017 № № «Об отказе Стенькиной Д.А. в постановке на учет для получения социальных выплат» незаконным;
-обязать администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края с даты подачи заявления о постановке на учет поставить Муродову Ю.М. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Истец Муродова Т.В. в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить его в полном объеме.
Заинтересованное лицо Муровода Ю.М. в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить его в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края Круглов А.В. в судебное заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям изложенным в отзыве, суду пояснил, что в соответствии со ст. 1 и ст.4 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, раздела 2 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 один из документов, необходимых к представлению является документ, подтверждающий факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 года, что позволяет сделать вывод о том, что требование о необходимости прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01 января 1992 года для приобретения права на получение жилищных субсидий установлено для всех категорий граждан, в том числе и для детей-инвалидов. Просит в удовлетворении иска Муродовой Т.В. отказать.
Представитель третьего лица Министерства Строительства Хабаровского края Соловых Ю.О. просил рассматривать дело в отсутствие представителя министерства, представил суду отзыв, согласно которому министерство не наделено соответствующими полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Попова О.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, представила суду отзыв на исковое заявление, согласно которому просит в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя тем, что правом на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после 1 января 1992 года, не обладают, таким образом, нет оснований для включения Муродовой Ю.М., рожденной в 1997 году, в состав лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Оказание государством помощи гражданам посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст.3 вышеуказанного Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ и п. 1, п. 2, п.3 Положения «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Контроль за применением указанного Положения возложен на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 26.10.2005 № 306 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органам местного самоуправления переданы полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В судебном заседании исследованными по делу доказательствами установлено, что Муродова Ю.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты>. (свидетельство о рождении № ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ матерью Муродовой Ю.М. является Коряковцева Т.В..
Согласно свидетельству о заключении брака № Коряковцева Т.В. вступила в брак с Муродовым М.Э. ДД.ММ.ГГГГ года, после заключения брака жене присвоена фамилия – Муродова, таким образом, Муродова Ю.М. приходится дочерью Муродовой Т.В.
Согласно справке администрации Харпичанского сельского поселения Солнечного муниципального района № № от 12.01.2018 года Муродова (Коряковцева) Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 04.04.1981 по 28.02.2008 года; перерегистрация по адресу: <адрес> с 28.02.2008 по 21.05.2009 года. С 21.05.2009 Мурордова Т.В. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, что подтверждается справкой МООО «ЖЭО» № № от 11.01.2018.
Согласно справке администрации Харпичанского сельского поселения Солнечного муниципального района № № от 20.12.2017 года Муродова Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ года, была зарегистрирована по адресу: <адрес>, 22-1 с 15.01.1998 по 28.02.2008, перерегистрация по адресу: <адрес> с 28.02.2008 по 21.05.2009 года. С 21.05.2009 Муродова Ю.М. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, что подтверждается справкой МООО «ЖЭО» от 11.01.2018. Постановлением Совета министров СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных в районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета министров СССР от 10.11.1967 № 1029» Солнечный район Хабаровского края отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Таким образом, Муродова Ю.М. проживает в Солнечном районе с 15.01.1998 года, т.е. более 15 лет, и на момент ее рождения местом жительства ее матери Муродовой Т.В. являлся Солнечный район, приравненный к районам Крайнего Севера.
Муродова Ю.М. является инвалидом с детства бессрочно (справка ФКУ «ГБ МСЭ по Хабаровскому краю» Минтруда России № № от ДД.ММ.ГГГГ).
17.11.2017 Муродова Ю.М. обратилась в администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края с заявлением о включении ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предоставив необходимый пакет документов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.02.2018 года Муродовой Ю.М. в период времени с 28.12.1997 года по 28.02.2018 года на праве общей долевой собственности принадлежала ? доли объекта недвижимости – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, право собственности на указанный объект недвижимости прекращено 24.02.2014 года.
Распоряжением от 28.11.2017 № № администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края Муродовой Ю.М. отказано в постановке на учет для получения социальных выплат, в связи с прибытием на территорию Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после 1 января 1992 года.
Письмом от 30.11.2017 № № администрация Солнечного муниципального района разъяснила Муродовой Ю.М., что ей отказано в постановке на учет и регистрации для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку в соответствии с законодательством РФ гражданин, прибывший на территорию Крайнего Севера и приравненных к ней местности после 01.01.1992, в том числе, и рожденный после указанной даты, не имеет право на получение указанных социальных выплат.
Таким образом, основанием для отказа Муродовой Ю.М. в постановке на учет для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей послужило то обстоятельство, что она родилась в местности, приравненной к району Крайнего Севера, после 01.01.1992.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, для данной категории лиц, претендующих на получение жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах.
К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах.
Содержание части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при ее буквальном толковании и правоприменение позволяет сделать вывод о том, что требования о необходимости прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992 для приобретения права на получение жилищных субсидий не распространяется на инвалидов с детства.
То есть в отличие от иных граждан, указанных в первом предложении приведенной нормы, право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависит только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но не момента рождения (до 01.01.1992).
Кроме того, термины «прибытие» и «рождение» не являются равнозначными понятиями, так как в контексте приведенной нормы закона имеют разную смысловую нагрузку.
Инвалиды с детства являются отдельной категорией граждан, которым меры социальной поддержки, в том числе единовременная социальная выплата на приобретение жилья, предоставляются с учетом их особого правового статуса и социальной незащищенности.
Таким образом, законодатель не ставит в зависимость от даты рождения право инвалидов с детства на получение жилищной субсидии.
Данные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.04.2014 № 916-О, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.
Учитывая, что Муродова Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента рождения и по настоящее время непрерывно проживает на территории Солнечного района Хабаровского края, т.е. более 15 лет, является инвалидом с детства, жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не имеет, следовательно, она имеет право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
Отказ администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края в постановке Муродовой Ю.М. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, основан на неверном толковании закона.
При установленных фактических и правовых обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск Муродовой Т.В. подлежит удовлетворению в полном объеме
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Муродовой Т.В. в интересах Муродовой Ю.М. к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании распоряжения об отказе в постановке на учет для получения социальной выплаты незаконным, возложении обязанности по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным распоряжение администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края от 28.11.2017 № № «Об отказе Муродовой Ю.М. в постановке на учет для получения социальных выплат».
Обязать администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края Муродову Ю.М. родившуюся ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты>, поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты подачи заявления, то есть с 17.11.2017 года.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в апелляционном порядке, через Солнечный районный суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья П.А.Нестеров
Решение принято в окончательной форме 11.04.2018