Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Энгельсский районный суд <адрес> в составе: председательствующего ФИО5
при секретаре ФИО3,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, признании права на перерасчет пенсии и понуждению к перерасчету
установил:
истец обратилась в суд с требованиями о признании права на перерасчет размера назначенной пенсии по старости, и понуждении к перасчету пенсии с момента обращения за ее перерасчетом.
В обосновании требований указала, что является получателем страховой пенсии по старости. 15.12.2022г обратился в ГУ- отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлением о перерасчете размера пенсии в соответствии с ч.14 ст.17 Закона 400-ФЗ, решением от 29.12.2022г № истцу отказано в перерасчете пенсии в связи с отсутствием у истца на момент обращения за перерасчетом факта проживания в сельской местности.
Не согласившись с указанными обстоятельствами обратился в суд.
Истец в судебном заседании поддержал требования по основаниям указанным в исковом заявлении. Пояснил, что независимо от административного включения его села в <адрес>, территориально поселок остался прежним селом. Проживает в своем доме без удобств, содержит домашний скот. Имеет необходимый стаж работы в сельской местности и в настоящее время не работает. Просит требования удовлетворить.
Представитель ответчика, согласно доверенности ФИО4, требования не признал в полном объеме, по доводам указанным в возражениях и дополнительных пояснениях. В удовлетворении требований просит отказать.
Заслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Закона № 400-ФЗ.
ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с 01.07.2009г. Истец проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГУ- отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлением о перерасчете размера пенсии в соответствии с ч.14 ст.17 Закона 400-ФЗ, однако, решением от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в перерасчете пенсии в связи с отсутствием у истца на момент обращения за перерасчетом факта проживания в сельской местности (л.д.8).
Обстоятельства наличия у истца необходимого стажа работы в сельской местности и отсутствие работы или иной деятельности ответчиком не оспариваются.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Отказывая в перерасчете размера назначенной пенсии ответчик указал, что в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «О преобразовании муниципального образования <адрес> и Приволжского муниципального образования Энгельсского муниципального района <адрес> и внесении изменений в <адрес> «О муниципальных образованиях, входящих в состав Энгельсского муниципального района» муниципальное образование <адрес> и Приволжское муниципальное образование Энгельсского муниципального района <адрес> преобразованы путем их объединения. Вновь образованному муниципальному образованию присвоено наименование «Муниципальное образование <адрес> муниципального района <адрес>» с наделением его статусом городского поселения с административным центром в городе Энгельсе (ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО).
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО внесены изменения в приложение № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Энгельсского муниципального района», определены населенные пункты, входящие в состав муниципального образования <адрес>, в числе которых <адрес>.
Из письма Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № также следует, что в соответствии с приложением к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Энгельсского муниципального района» в состав муниципального образования <адрес> муниципального района входят следующие населенные пункты: <адрес>, рабочий <адрес>. Таким образом, населенный пункт <адрес> расположен на территории муниципального образования <адрес>, входящего в состав Энгельсского муниципального района.
На основании вышеизложенного истец на момент рассмотрения вопроса о праве на перерасчет пенсии в соответствии с п. 14 ст. 17 ФЗ № проживал и зарегистрирован в поселке, находящемся в границах муниципального образования <адрес>, имеющего статус городского поселения с административным центром - <адрес>.
Кроме тог согласно пункту 4 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018г № при отнесении местности к сельской для установления повышения фиксированной выплаты применяется раздел «Сельские населенные пункты» Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления.
Суд считает указанные основания отказа не соответствующими требованию законодательства.
Государственным комитетом РФ по статистике, Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации разработан принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 413 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.
ОКАТО разработан взамен Общесоюзного классификатора "Система обозначений объектов административно-территориального деления Союза ССР и союзных республик, а также населенных пунктов (СОАТО)".
ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.
Все множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня.
Также Государственным комитетом РФ по статистике, Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации разработан принят и введен в действие Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) ОК 033-2013 (Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ст.), взамен Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОКТМО (ОК 033-2005).
Названный ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение.
Муниципальные образования и входящие в их состав населенные пункты объединяются по субъектам Российской Федерации, на территории которых они находятся, и далее располагаются в порядке следования федеральных округов, образованных в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 849, от ДД.ММ.ГГГГ N 1149, от ДД.ММ.ГГГГ N 82, от ДД.ММ.ГГГГ N 168, от ДД.ММ.ГГГГ N 375, соответственно определено 8 округов, каждому федеральному округу в ОКТМО соответствует отдельный том.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (с изменениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к муниципальным образованиям относятся:
муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
муниципальный округ - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах;
городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставо
городского округа с внутригородским делением;
внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Административный центр сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
Статус и границы территорий муниципальных образований, как это предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (с изменениями), устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации (далее - законами о муниципальных образованиях).
Объектами классификации в ОКТМО являются территории муниципальных образований:
Исходя из территориальных принципов местного самоуправления, множество объектов классификации подразделяется на группировки, располагаемые на трех ступенях классификации.
При отнесении населенного пункта к сельской местности для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", учитываются сельские населенные пункты входящие в общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления. Согласно названному Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95, в разделе «Сельские населенные пункты» отсутствует <адрес>.
Суд считает, что руководствоваться только названным классификатором при рассмотрении вопроса о праве на фиксированную выплату ущемляет интересы истца и не соответствует общему принципу пенсионного обеспечения, с учетом оценки пенсионных прав.
При этом согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований -ОК 033-2013, который входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации и предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления, определены Муниципальные образования и входящие в их состав населенные пункты объединяются по субъектам Российской Федерации, на территории которых они находятся, и далее располагаются в порядке следования федеральных округов, образованных в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 849, от ДД.ММ.ГГГГ N 1149, от ДД.ММ.ГГГГ N 82, от ДД.ММ.ГГГГ N 168, от ДД.ММ.ГГГГ N 375:
Статус и границы территорий муниципальных образований, как это предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (с изменениями), устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации (далее - законами о муниципальных образованиях).
Объектами классификации в ОКТМО являются территории муниципальных образований: Поселки городского типа (рабочие поселки, курортные поселки, дачные поселки, поселки, городские поселки) кодируются серией кодов - от 051 до 099.
Сельские населенные пункты (поселки, села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и др.) кодируются серией кодов - от 101 до 999.
Населенному пункту, являющемуся административным центром муниципального района, сельского поселения, городу, поселку, входящему в состав городского округа, муниципального округа, городского поселения, присваивается трехзначный номер на последнем разряде с цифрой 1:
для городов - 001; для поселков городского типа - 051; для сельских населенных пунктов - 101.
Том <адрес> - Раздел 2 Населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований <адрес> код 63000 000 000. Указаны населенные пункты, входящие в состав городского поселения <адрес> муниципального района (63 650 101 000): 63 650 101 001- <адрес>; 63 650 101 055-рп. Приволжский; 63 650 101 102 – <адрес>; 63 650 101 103 – <адрес>; 63 650 101 104-<адрес>; 63 650 101 106 – <адрес>; 63 650 101 111 – <адрес>.
Таким образом Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований - ОК 033-2013, определены административные населенные пункты и их состав с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования. Следовательно, с учетом сведений названного классификатора, судом установлено, что в состав муниципального образования <адрес> включены сельские населенные пункты на основании преобразования по инициативе органов местного самоуправления, а не в результате фактического преобразования инфраструктуры населенных пунктов до городского уровня.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО внесены изменения в приложение № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Энгельсского муниципального района», определены населенные пункты, входящие в состав муниципального образования <адрес>, в числе которых <адрес>.
Преобразование осуществлялось по инициативе органов местного самоуправления и с согласия населения муниципального образования <адрес> и Приволжского муниципального образования Энгельсского муниципального района <адрес>, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Согласно с.2 ст. 1 Закона №-ЗСО вновь образованному муниципальному образованию присвоено наименование "Муниципальное образование <адрес> муниципального района <адрес>" с наделением его статуса городского поселения с административным центром в городе Энгельсе.
При этом <адрес> продолжает относится ко второму разделу ОКАТО «Сельские населенные пункты» и фактически по организации жизнеобеспечения является сельским населенным пунктом.
Как указывалось выше, согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», именно лицам, проживающим в сельской местности, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Таким образом, непосредственно закон связывает наличие права с обстоятельствами фактического территориального проживания пенсионера в сельской местности, а не в административном образовании.
В связи с чем суд считает, что учитывать при реализации прав пенсионеров только один «Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95», без учета Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований - ОК 033-2013, ограничивает права пенсионера и ухудшает их.
Поскольку обстоятельства наличия у истца необходимого стажа, не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, и не осуществлением им работы или иной деятельности, ответчиком не оспариваются, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 4, 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным отказ Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> в перерасчете размера назначенной пенсии, признать право ФИО1 на перерасчет размера пенсии в соответствии частью 14 статьи 17 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> произвести ФИО1 перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Энгельсский районный суд <адрес>.
Председательствующий