Решение по делу № 33-9444/2023 от 18.09.2023

        Судья Нестерова Т.А.                                  Дело №33-9444/2023 (№2-110/2023)

        25RS0036-01-2023-000174-66

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 октября 2023 года                                                                 город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

    председательствующего Семенцова А.О.,

    судей Юсуповой Н.С., Саковского Е.В.,

    при секретаре Киселевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волкова Сергея Сергеевича к администрации Яковлевского муниципального района Приморского края, Министерству сельского хозяйства Приморского края об отмене решения жилищной комиссии Яковлевского муниципального района Приморского края, о восстановлении в списке участников государственных программ «Комплексное развитие сельских территорий» и «Обеспечение жильём молодых семей Приморского края» по апелляционной жалобе Волкова Сергея Сергеевича на решение Яковлевского районного суда Приморского края от 03 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Саковского Е.В., пояснения истца Волкова С.С., третьего лица Волковой В.О., судебная коллегия

установила:

Волков С.С. обратился в суд с названным иском. Требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит в очереди на получение жилья по программе «Комплексное развитие сельских территорий», как молодой специалист, на строительство дома и с ДД.ММ.ГГГГ - в программе «Обеспечение жильём молодых семей» на приобретение дома/квартиры. В ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили, что его будут исключать из очереди в вышеуказанных программах, а ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии администрации Яковлевского муниципального района он снят с учёта как нуждающийся в жилых помещениях по причине того, что его супругой в период ДД.ММ.ГГГГ было приобретено жильё по ипотечному кредитному договору в <адрес>, и через полгода эта квартира была продана. С целью восстановления своих нарушенных прав он обратился за юридической помощью, между ним и ИП ФИО6 был заключён договор об оказании юридических услуг, в соответствии с которым стоимость оказания юридических услуг составила 31000 рублей. По этим основаниям с учётом уточнения исковых требований просил отменить решение жилищной комиссии администрации Яковлевского муниципального района об исключении его из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий; восстановить его в списке участников государственных программ «Комплексное развитие сельских территорий» и «Обеспечение жильём молодых семей Приморского края»; взыскать расходы, понесённые на оплату юридических услуг, в размере 31000 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

В суде первой инстанции истец Волков С.С. исковые требования поддержал в полном объёме.

Представитель ответчика администрации Яковлевского муниципального района Приморского края просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Приморского края в судебном заседании участие не принимал, представил возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо Волкова В.О., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына ФИО8, исковые требования поддержала.

Судом принято решение, которым исковое заявление Волкова С.С. оставлено без удовлетворения.

С вынесенным решением не согласился истец Волков С.С., им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении его исковых требований. В обоснование указано, что решение суда считает необоснованным и незаконным; судом не принято во внимание, что квартира, расположенная в <адрес>, приобретена его супругой, как военнослужащей по программе накопительно-ипотечной системы, а также то, что его супруга приобретала жильё в <адрес> в ипотеку, не используя никаких социальных программ, и ввиду тяжёлой финансовой нагрузки на их семейный бюджет они были вынуждены продать указанную квартиру, но в такой ситуации продажа не может считаться ухудшением жилищных условий.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В суде апелляционной инстанции Волков С.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Третье лицо Волкова В.О., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына ФИО8, просила апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Яковлевского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Приморского края в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии ответчика.

Судебная коллегия с учётом положений ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ определила возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся ответчиков.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и третье лицо, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Частью 1 ст.330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Яковлевского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ Волков С.С. с составом семьи 3 человека поставлен на учёт граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении, поскольку обеспеченность его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена была менее учётной нормы.

С ДД.ММ.ГГГГ в собственности супруги истца Волковой В.О. находится квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 32,9 кв.м., которая менее учётной нормы, установленной решением Думы Яковлевского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ -НПА.

ДД.ММ.ГГГГ супругой истца Волковой В.О. на основании договора купли-продажи за счёт собственных средств и целевых кредитных денежных средств, предоставленных ПАО Сбербанк России, приобретена <адрес> в <адрес> края, площадью 48,6 кв.м., в связи с чем обеспеченность жильём семьи Волкова С.С. превысила установленную в Яковлевском муниципальном районе Приморского края учётную норму 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека.

ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>, продана супругой истца Волковой В.О.

Постановлением администрации Яковлевского муниципального района Приморского края -па от ДД.ММ.ГГГГ семья Волкова С.С. исключена из списков граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и снята с соответствующего учёта, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

Согласно п.6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (пп.«а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 настоящих Правил (пп.«б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пп.«в»).

В соответствии с п.7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (абз.1). При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (абз.2).

Согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).

Пунктом 3 ч.1 ст.54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истёк предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок.

В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичные нормы установлены Законом Приморского края от 11 ноября 2005 года №297-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления Приморского края учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Согласно п.1 ч.1 Закона Приморского края «О порядке ведения органами местного самоуправления Приморского края учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений и городских округов.

В соответствии с ч.4 ст.5 Закона Приморского края «О порядке ведения органами местного самоуправления Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» орган местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учёт выдаёт или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление, уведомление о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При перерегистрации очереди на заявителе лежит обязанность подтвердить статус нуждающегося в жилом помещении в порядке, предусмотренном ч.2 ст.8 Закона Приморского края «О порядке ведения органами местного самоуправления Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в том числе, представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения.

Основания снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены ст.9 Закона Приморского края «О порядке ведения органами местного самоуправления Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», одним из них является утрата гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Решением Думы Яковлевского муниципального района Приморского края от 27 января 2015 года №233-НПА установлена учётная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12,5 кв.м. на одного человека.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Волковым С.С. требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о законности постановления администрации Яковлевского муниципального района Приморского края об исключении семьи истца из списков граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, поскольку приобретение супругой истца квартиры по адресу: <адрес>, и последующее распоряжение ею с сохранением намерения состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях правомерно было расценено жилищным органом как утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку истец ухудшил жилищные условия своей семьи посредством продажи его супругой вышеуказанной квартиры, в связи с чем Волков С.С. утратил основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, и был обоснованно снят с учёта граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Указанное обстоятельство в силу ст.53 ЖК РФ влечёт последствия в виде невозможности состоять на учёте в течение пяти лет со дня совершения таких действий.

Решая вопрос об обоснованности исковых требований о восстановлении истца в списке участников государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», суд, учитывая положения государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года №696, программы Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утверждённой Постановлением Администрации Приморского края от 27 декабря 2019 года №933-па, обосновано пришёл к выводу о том, что Волков С.С. не соответствовал требованиям к участникам мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, поскольку не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем решение об исключении его из сводного списка правомерно.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Приложением №3 к государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» определены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, Приложением 1 к которым является Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе путём участия в долевом строительстве, гражданам РФ (далее - граждане), проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там (далее - Положение).

Подпунктом «а» п.5 Положения предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеет, в числе прочих, гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно Постановлению администрации Яковлевского муниципального района Приморского края от 07 декабря 2018 года №664-НПА механизм реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей Яковлевского муниципального района» на 2019-2025 годы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на реализацию мероприятий по обеспечению жильём молодых семей, государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2020-2027 годы, утверждённой постановлением администрации Приморского края от 30 декабря 2019 года № 945-па.

Подпункт «б» п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») предусматривает, что участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, которая наряду с другими требованиями признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 этих Правил.

Таким образом, одним из основных принципов реализации вышеуказанных программ является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с установленными требованиями.

Поскольку постановлением администрации Яковлевского муниципального района Приморского края №14-па от ДД.ММ.ГГГГ семья Волкова С.С. исключена из списков граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и снята с соответствующего учёта, оснований для восстановления семьи Волкова С.С. в очередь на приобретение (строительство) квартиры/дома в программах «Комплексное развитие сельских территорий» и «Обеспечение жильём молодых семей Яковлевского муниципального района» не имеется.

Приведённые в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию истца, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом проверки и оценки суда первой инстанции, которым правомерно отвергнуты как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.

Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Яковлевского районного суда Приморского края от 03 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волкова Сергея Сергеевича – без удовлетворения.

    Мотивированное определение изготовлено 23 октября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-9444/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ВОЛКОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
Ответчики
администрация Яковлевского муниципального района
Министерство сельского хозяйства ПРиморского края
Суд
Приморский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
18.09.2023Передача дела судье
16.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2023Передано в экспедицию
16.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее