Решение по делу № 11-12566/2024 от 02.09.2024

УИД 74RS0038-01-2024-000153-75             Судья: Самусенко Е.В.

№11-12566/2024      Дело №2-1406/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 октября 2024 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего         Шалиевой И.П.,

судей         Бас И.В., Кучина М. И.,

при помощнике судьи         Елыковой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Сосновского района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 19 июня 2024 года по иску прокурора Сосновского района Челябинской области к индивидуальному предпринимателю Кожевникову Алексею Борисовичу о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Бас И.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения прокурора Гиззатуллина Д.З., поддержавшего доводы апелляционного представления, пояснения представителя ответчика ИП Кожевникова А.Б. - Луговских Я.А., возражавшей против доводов апелляционного представления, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Сосновского района Челябинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП Кожевникову А.Б. о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов газопровод с кадастровым номером , расположенный в микрорайоне <адрес> в Уральском управлении Ростехнадзора; возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить со специализированной организацией договор на эксплуатацию газопровода с кадастровым номером , расположенного в микрорайоне <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выполнения законодательства в сфере содержания сетей газоснабжения в микрорайоне <адрес>, установлено, что ответчик являясь собственником сооружения коммунального комплекса «газоснабжение индивидуальных жилых домов. Наружные газопроводы. 1, 2, 3 очередь строительства», нарушил законодательство о промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившихся в непринятии мер по регистрации газопровода в государственном реестре опасных производственных объектов. Кроме того, договор со специализированной организацией на эксплуатацию опасного производственного объекта в соответствии с требованиями законодательства в области промышленной безопасности ответчиком не заключен.

Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 19 июня 2024 года исковые требования прокурора Сосновского района Челябинской области к ИП Кожевникову А.Б. о возложении обязанности удовлетворены частично; на ИП Кожевникова А.Б. возложена обязанность в течение шести месяцев вступления решения суда в законную силу зарегистрировать в реестре опасных производственных объектов газопровод с кадастровым номером , расположенный по адресу: Челябинская <адрес> в Управлении Ростехнадзора; в остальной части исковых требований прокурора к Кожевникову А.Б. отказано; с Кожевникова А.Б. в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 300 рублей.

В апелляционном представлении прокурор Сосновского района Челябинской области просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на ИП Кожевникова А.Б. обязанности заключить договор на эксплуатацию газопровода; в указанной части принять новое решение об удовлетворении исковых требований; в остальной части решение оставить без изменения.

В обоснование доводов представления ссылается на Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» и указывает на то, что судом первой инстанции не учтено, что ответчиком не представлены доказательства обеспечения готовности к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения. Вместе с тем, факт эксплуатации опасного производственного объекта ответчиком не отрицался. Непринятие мер к организации выполнения предусмотренных законом требований эксплуатации газопровода, влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц при возникновении потенциальных аварий, катастроф, ликвидаций последствий.

В письменных возражениях на апелляционное представление ответчик Кожевников А.Б. указывает на то, что Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не содержит норм, которые указывают на обязанность ответчика заключить договор со специализированной организацией на эксплуатацию объекта. Ответчик, как собственник опасного производственного объекта, обязан его зарегистрировать и обеспечить безопасную эксплуатацию, а каким образом обеспечить безопасную эксплуатацию, решает непосредственно собственник. Между тем, собственником уже принимаются меры к безопасной эксплуатации и решение суда в удовлетворенной части исполнено.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Заслушав прокурора и представителя ответчика, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Как установлено судом, Кожевников А.Б. является собственником сооружения коммунального хозяйства – газоснабжение индивидуальных жилых домов. Наружные газопроводы 1-ая, 2-ая, 3-я очередь кадастровый номер , по адресу: <адрес>.

В силу пунктов 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, к которым относятся и газопроводы. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что в силу норм действующего законодательства на ответчике лежит обязанность зарегистрировать в реестре опасных производственных объектов газопровод с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> в Управлении Ростехнадзора, которая до настоящего времени не выполнена, приняв во внимание согласие ответчика с исковыми требованиями в указанной части, пришел к выводу о необходимости их удовлетворении.

Решение суда в данной части сторонами не обжалуется, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверке в апелляционном порядке не подлежит.

Отказывая в удовлетворении требований в части возложении на ответчика обязанности заключить со специализированной организацией договор на эксплуатацию газопровода, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для заключения такого рода договора, поскольку фактически ответчик имеет возможность эксплуатировать принадлежащий ему газопровод самостоятельно при соблюдении ряда установленных законом требований.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Согласно статье 33 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий.

Согласно представленному в материалы дела договору №1520ТО23 от 13 ноября 2023 года, между ИП Кожевниковым А.Б. и ООО «<данные изъяты>» заключен договор на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание сетей газораспределения и газопотребления объекта: газоснабжение индивидуальной жилой застройки 1-я, 2-я, 3-я, 5-я, 7-я очередь строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

В суд апелляционной инстанции ответчиком также представлены договоры №42/24 от 01 августа 2024 года на обслуживание опасных производственных объектов, эксплуатируемых ответчиком, и №49/24 от 01 августа 2024 года на разработку плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах: сеть газоснабжения <адрес>, заключенные между ИП Кожевниковым А.Б. и ООО «<данные изъяты>».

Учитывая, что ответчиком предприняты меры для заключения договоров на обслуживание и эксплуатацию принадлежащего ему газопровода, принимая во внимание, что прокурором не указано какой еще дополнительно договор должен быть заключен ИП Кожевниковым А.Б., судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований прокурора в указанной части, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не усматривает.

    

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 19 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Сосновского района Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

11-12566/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Сосновского района Челябинской области
Ответчики
ИП Кожевников Алексей Борисович
Другие
Луговских Я.А
Уральское управление Ростехнадзора
Представитель ответчика Луговских Яна Александровна
ООО Классик
Администрация Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области
Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Бас Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
03.09.2024Передача дела судье
01.10.2024Судебное заседание
11.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2024Передано в экспедицию
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее