Дело № 2-7891/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2015 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шамгунова А.И.,
секретаре судебного заседания Воробьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафиуллина ФИО12 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о возмещении расходов на установку надгробия,
УСТАНОВИЛ:
Сафиуллин С.Э. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о возмещении расходов на установку надгробия.
В обоснование требований указано, что истец является внуком Героя Советского Союза Мананова И.М., умершего --.--.---- г..
Действующим законодательством предусмотрено, что надгробие на могиле умершего Героя Советского Союза должно устанавливаться из мрамора или гранита за счет средств федерального бюджета.
По заявке истца индивидуальный предприниматель Родиченко Д.А. на основании заключенного между ними договора от --.--.---- г. изготовил и установил мемориальный комплекс из гранита на две могилы, в состав которого входит также надгробный памятник Мананову И.М.
За изготовление и установку всего мемориального комплекса истец --.--.---- г. заплатил индивидуальному предпринимателю Родиченко Д.А. ---, из которых --- оплачено истцом за выполнение работ по изготовлению и установке памятника Мананову И.М.
Истец полагаем, что понесенные им расходы на изготовление и установке надгробного памятника Мананову И.М. подлежат возмещению из федерального бюджета, в связи с чем --.--.---- г. он обратился в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с заявлением о возмещении расходов, однако в этом было отказано, как полагает истец, безосновательно.
В этой связи истец просил взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан --- в возмещение понесенных расходов на изготовление и установку надгробного памятника Герою Советского Союза Мананову И.М.
К участию в деле ответчиком привлечено государственное казенное учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)".
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан.
В судебном заседании истец поддержал исковое требования.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебном заседании исковое требование не признала. В возражениях ссылалась на то, что действующим законодательством не предусмотрена выплата (перечисление) гражданам средств на изготовление и установку надгробия.
Представитель ответчика ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в судебном заседании исковое требование не признала. В возражениях ссылалась на пропуск истцом срока исковой давности; на то, что надгробие Мананову И.М. сделано не в соответствии с установленным порядком, предусматривающим, что на надгробии обязательно должно быть указано звание умершего (погибшего) "Герой Советского Союза", тогда как такая надпись отсутствует. Также ссылалась на то, что индивидуальный предприниматель Родиченко Д.А. не является специализированным художественным предприятиям.
Третье лицо - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан извещено о времени и месте судебного заседания, представитель не явился, направил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя или полного кавалера ордена Славы надгробия, установленного Правительством Российской Федерации образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного Правительством Российской Федерации образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
В целях реализации указанной статьи принято Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 года N 217 "О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", в пунктах 1 и 2 которого предусмотрено:
1. Организация изготовления и установки надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы производится органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением этих расходов из средств федерального бюджета.
2. Изготовление надгробий, предусмотренных настоящим Постановлением, должно производиться специализированными художественно-производственными предприятиями.
Надгробие изготавливается из камня (мрамор, гранит), включает в себя вертикальную плиту (размером не более 200 x 90 x 25 см), цоколь (размером не более 100 x 40 x 30 см), цветник (размером 150 x 90 x 25 см) и устанавливается на бетонном основании (фундаменте).
Лицевые и торцевые плоскости плит, цоколя и цветника полируются.
В надписях на надгробии обязательно указывается звание - Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации или полный кавалер ордена Славы, фамилия, имя, отчество и даты жизни.
Дополнительные расходы, связанные с изменением образца надгробия в части, превышающей его максимальные размеры, стоимость изготовления и установки, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией - спонсором.
Надгробие изготавливается и устанавливается на могиле не позднее 18 месяцев со дня смерти.
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2005 года N 146 "Об утверждении Порядка финансирования расходов по предоставлению гражданам, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации, являющимся полными кавалерами ордена Славы, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее – Порядок).
Указанный Порядок определяет механизм финансирования расходов по предоставлению гражданам, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации, являющимся полными кавалерами ордена Славы, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.01.93 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федеральным законом от 09.01.97 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
В соответствии с пунктом 5 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2005 года N 146 главам муниципальных образований предложено создать комиссию по организации похорон Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, ответственную в том числе за выделение мест захоронения, оформление документов, необходимых для погребения, подготовку процедуры погребения, организацию похорон, прощальных мероприятий, согласования вопросов опубликования некрологов, траурных объявлений и подписей к ним.
В пункте 5 Порядка предусмотрено, что Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан осуществляет перечисление средств Республиканскому центру материальной помощи (компенсационных выплат) по заявкам на финансирование расходов, связанных, в том числе, с расходами на погребение, изготовление и установку надгробия, выплате пособия в случае смерти (гибели) Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или полного кавалера ордена Славы в размере ---.
В соответствии с пунктом 6 Порядка Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) формируют заявки на финансирование расходов, связанных, в том числе, с погребением; производит выплаты (перечисления) гражданам либо специализированным службам по вопросам похоронного дела средств на осуществление расходов по погребению, специализированным предприятиям - на изготовление и установку надгробия.
Из материалов дела следует, что истец является внуком Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны Мананова И.М., умершего --.--.---- г..
Установлено, что истец заключил с индивидуальным предпринимателем Родиченко Д.А. договор подряда от 30 июня 2012 года № 192, по условиям которого по заказу истца Родиченко Д.А. изготовил и установил на кладбище мемориальный комплекс из гранита для двух похороненных, одним из которых является дед истца Мананов И.М.
Общая стоимость работ по изготовлению и установке мемориального комплекса составила ---
--.--.---- г. истец заплатил индивидуальному предпринимателю Родиченко Д.А. --- за изготовление и установку мемориального комплекса из гранита.
Из общей стоимости в --- стоимость мемориального комплекса непосредственно Мананова И.М. составила ---
Изложенные обстоятельства подтверждаются текстом договора от --.--.---- г. №--, двумя сметами к договору (на общую стоимость мемориального комплекса и комплекса, относящегося непосредственно Мананову И.М.), квитанцией об оплате от --.--.---- г., актами выполненных работ к договору от --.--.---- г. №--, фотоснимком.
--.--.---- г. истец обратился к руководителю Исполнительного комитета ... ... (по месту жительства) с письменным заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника Мананову И.М., однако расходы истцу не были возмещены.
С аналогичной просьбой --.--.---- г. истец обратился в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Из министерства истцу поступил ответ, что компенсация расходов на изготовление и установку надгробного памятника действующим законодательством не предусмотрена.
Понесенные истцом расходы на изготовление и установку памятника Мананову И.М. ему не возмещены, в связи с чем --.--.---- г. он обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив обстоятельства дела, суд полагает, что оснований для удовлетворения требования истца не имеется по следующим основаниям.
Анализ приведенных выше положений Постановления Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. N 217 "О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г. N 146 позволяет суду прийти к выводу о том, что в Республике Татарстан непосредственно работой по организации изготовления и установке надгробий на могилах Героев Советского Союза должны заниматься создаваемые в муниципальных образованиях комиссии по организации похорон Героев Советского Союза, которые должны заключать договоры со специализированными предприятия на изготовление и установку надгробия, готовить документы, необходимые для погребения; заявки на финансирование расходов на погребение, в том числе на установку надгробных памятников, передавать в ГКУ «Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан», который в свою очередь должен производить выплату стоимости изготовления и установки памятника специализированному предприятию, изготовившему памятник.
Положениями Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 года N 217 "О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2005 года N 146 не предусмотрена возможность возмещения гражданам понесенных ими расходов на изготовление и установку надгробия.
Суд соглашается с доводами представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о том, что действующим законодательством не предусмотрена выплата (перечисление) гражданам средств в возмещение расходов на изготовление и установку надгробия Героям Советского Союза.
В этой связи суд полагает, что требование истца не может быть удовлетворено, поскольку действующим законодательством не предусмотрена выплата (перечисление) гражданам средств в возмещение расходов на изготовление и установку надгробия; порядок изготовления и установки памятника Герою Советского Союза не предусматривает возможность граждан понести расходы на надгробие, а затем заявлять о возмещении этих расходов.
Суд считает необходимым отметить, что в рамках рассматриваемого дела не выявлены признаки какого-либо незаконного бездействия со стороны органов местного самоуправления, органов власти и управления Республики Татарстан, связанном с необоснованным отказом в установке надгробного памятника Мананову И.М.; не выявлены факты необоснованного затягивания решения вопроса об установке надгробного памятника. Из материалов дела не следует, что истец до установки надгробного памятника Мананову И.М. обращался в органы власти с просьбой установить памятник. Обращение истца в Исполнительный комитет г. Набережные Челны, в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан последовало уже после изготовления и установки памятника. Решение об установке надгробия истец принял на собственное усмотрение.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Что касается довода представителя ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о том, что истец пропустил срок исковой давности, то суд не может согласиться с данным доводом, поскольку расходы на изготовление и установку памятника Мананову И.М. понесены истцом --.--.---- г., исковое заявление было направлено в суд по почте --.--.---- г., то есть в пределах применяемого к данным правоотношениям трёхлетнего срока исковой давности. Следовательно, иск заявлен в пределах срока исковой давности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сафиуллина ФИО13 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о возмещении расходов на установку надгробия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья подпись Шамгунов А.И.