Судья П.Р. Смирнов |
Дело № 33-1221 |
А П Е Л ЛЯ Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«18» июня 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.Ф. Никулинской,
судей Н.Н. Демьяновой, М. В. Дедюевой,
при секретаре И.А. Черемухиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ронжина Анатолия Никитича на решение Кологривского районного суда Костромской области от 02 апреля 2018 года, которым в удовлетворении иска Ронжина Анатолия Никитича к ООО «Коммунальщик» и ООО УК «Жилсервис» о неприменении с 01 января 2015 года месячного норматива коммунальных услуг теплоснабжения в размере 0,032 Гкал на 1 кв.м., утверждённого решением Собрания депутатов Межевского муниципального района Костромской области № 453 от 22 декабря 2009 года, отказано.
Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
А.Н. Ронжин обратился в суд с иском к ООО «Коммунальщик» и ООО УК «Жилсервис» о неприменении с 01 января 2015 года решения Собрания депутатов Межевского муниципального района Костромской области № 453 от 22 декабря 2009 года в части установления норматива коммунальной услуги по теплоснабжению из расчёта за один месяц отопительного периода 0,032 Гкал.
Указал, что постановлением администрации Костромской области № 130-а от 19 мая 2008 года «О снабжении населения области топливом (теплом)» установлена годовая норма потребления тепловой энергии на отопление одного квадратного метра площади в размере 0,22-0,26 Гкал, в среднем 0,24 Гкал.
Решением Собрания депутатов Межевского муниципального района Костромской области № 453 от 22 декабря 2009 года месячный норматив потребления теплоснабжения установлен в размере 0,032 Гкал.
Полагал, что определение месячного норматива потребления в таком размере противоречит формуле 6 пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», согласно которой месячный норматив должен составить 0,02 Гкал, то есть при расчёте необходимо применять знаменатель 12, а не 7,5.
Решением Кологривского районного суда Костромской области от 20 января 2015 года, оставленным без изменения апелляционной инстанцией 18 мая 2015 года, ему было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании соответствующих положений вышеназванного решения Собрания депутатов Межевского муниципального района Костромской области.
Вместе с тем с учётом того, что постановление департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 13 сентября 2012 года № 1-НП «О порядке расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Костромской области» в силу постановления того же органа от 30 декабря 2014 года № 18-НП с 01 января 2015 года утратило силу, то применение ответчиками при расчётах месячного норматива в 0,032 Гкал является неправомерным. Если исходить из продолжительности отопительного периода в 7,5 месяцев, то месячный норматив должен составлять 0,15 Гкал как по Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, так и по Постановлению Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (в последующих редакциях).
В ходе рассмотрения дела А.Н. Ронжин уточнил исковые требования, просил суд вынести решение о неприменении ответчиками с 01 января 2015 года месячного норматива 0,032 Гкал на 1 квадратный метр при расчётах оплаты за услугу отопление (л.д.65).
В рассмотрении дела в качестве третьего лица участвовало Собрание депутатов Межевского муниципального района Костромской области.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе А.Н. Ронжин, повторяя приведённые в исковом заявлении, заявлении об уточнении исковых требований доводы, просит об отмене решения суда, удовлетворении его требований в полном объёме.
Настаивает на том, что установленный решением Собрания депутатов Межевского муниципального района Костромской области № 453 от 22 декабря 2009 года месячный норматив потребления по услуге отопление не может применяться с 01 января 2015 года, в нарушение требований закона после этой даты уполномоченным органом – департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области – норматив потребления не утверждён, что не должно ущемлять его права. Ссылку суда на судебные акты, принятые по его заявлению об оспаривании указанного решения Собрания депутатов Межевского муниципального района Костромской области в части, считает необоснованной. Обращает внимание и на допущенные судом процессуальные нарушения, выражающиеся в рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Коммунальщик», находящегося в стадии банкротства.
Дело рассматривается в отсутствие А.Н. Ронжина согласно поступившему в адрес суда апелляционной инстанции заявлению, а также в отсутствие представителей ответчиков, третьего лица, которые о месте и времени судебного заседания извещались, об его отложении не ходатайствовали.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федеральных законов от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ, от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ определяла, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Собрания депутатов Межевского муниципального района Костромской области от 01 декабря 2008 года № 327 норматив потребления по теплоснабжению на 2009 год был установлен в размере 0,24 Гкал на 1 квадратный метр в год отапливаемой площади.
Решением Собрания депутатов Межевского муниципального района Костромской области от 22 декабря 2009 года № 453 «О нормативах потребления коммунальных услуг на 2010 год» норматив потребления по теплоснабжению установлен в размере 0,24 Гкал на 1 квадратный метр в год отапливаемой площади из расчёта за 1 месяц отопительного периода 0,032 Гкал (пункт 3).
Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, после 13 августа 2010 года- даты вступления в силу указанных изменений - установление нормативов потребления по теплоснабжению в компетенцию органов местного самоуправления не входит.
Положением о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, утверждённым постановлением губернатора Костромской области от 31 июля 2012 года № 168, к полномочиям названного департамента отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 были утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354- Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешалось до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте «а» или «б» пункта 1 названного постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (пункт 2).
Постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 13 сентября 2012 года № 1-НП было установлено, что на территории Костромской области при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчёта в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2016 года вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих, в том числе установку приборов учёта энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершён не позднее 01 января 2020 года (подпункт «а»).
Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области 29 декабря 2016 года принято постановление № 45 «О поэтапном переходе к установлению единых на территории Костромской области нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению». Согласно графику такого поэтапного перехода для Межевского муниципального района Костромской области датой перехода является 01 июля 2019 года.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1380 решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка осуществления такого расчёта, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 года, принятые в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и пункты 1-4 приложения № 2 к указанным Правилам.
Постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 30 декабря 2014 года № 18-НП постановление департамента от 13 сентября 2012 года № 1-НП признано утратившим силу, определено, что настоящее постановление распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года.
Постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 27 февраля 2017 года № 2-нп утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах или жилых домах на территории Костромской области (пункт 1).
В силу пункта 2 данного постановления нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Костромской области, указанные в пункте 1 настоящего постановления, вводятся в действие в соответствии с графиком поэтапного перехода к единым на территории Костромской области нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению, утверждённым постановлением департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 29 декабря 2016 года № 45 «О поэтапном переходе к установлению единых на территории Костромской области нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению», пунктом 4 продолжительность отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных) для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утверждённых на отопительный период, определена для III климатической зоны, включающей Межевской район Костромской области, в 7,2 мес.
При этом для многоквартирных и жилых домов III климатической зоны до 1999 года постройки норматив потребления составляет: для 1-этажных домов- 0,0519, для 2-этажных домов – 0,0481, для 3-4-этажных домов- 0,0301.
По делу видно, что А.Н. Ронжин с 27 июня 1980 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>
В материалах дела имеется копия договора на оказание услуг населению по отоплению от 06 сентября 2010 года, заключенного между ООО «Коммунальщик» как теплоснабжающей организацией и ФИО10 в отношении вышеуказанного жилого помещения.
09 ноября 2017 года договор на оказание услуг по теплоснабжению в отношении этого же жилого помещения заключен между А.Н. Ронжиным и ООО УК «Жилсервис».
По своей сути исковые требования А.Н. Ронжина сводятся к невозможности использования при расчёте платы за отопление месячного норматива потребления в 0,032 Гкал, установленного пунктом 3 решения Собрания депутатов Межевского муниципального района Костромской области от 22 декабря 2009 года № 453, начиная с 01 января 2015 года, ввиду признания постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 30 декабря 2014 года № 18-НП утратившим силу постановления департамента от 13 сентября 2012 года № 1-НП.
Отказывая в удовлетворении данных исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав ранее приведённые положения федерального и регионального законодательства, признал такую позицию истца ошибочной, указав при этом, что утверждённые постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 27 февраля 2017 года № 2-нп нормативы потребления на территории Межевского муниципального района Костромской области подлежат введению с 01 июля 2019 года.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы А.Н. Ронжина, судебная коллегия учитывает, что решением Кологривского районного суда Костромской области от 20 января 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 18 мая 2015 года, заявление А.Н. Ронжина об оспаривании пункта 3 решения Собрания депутатов Межевского муниципального района Костромской области оставлено без удовлетворения.
В судебных постановлениях сделан вывод о том, что нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспаривались заявителем, принят уполномоченным органом, сам размер месячного норматива определён расчётным методом исходя из продолжительности отопительного периода (7,5 месяцев), годового норматива в 0,24 Гкал, согласуется с требованиями Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306. Доводы А.Н. Ронжина о необходимости установлении месячного норматива в 0,015 Гкал судами были отвергнуты, при этом сделан вывод о том, что поскольку после признании утратившим силу постановления департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 13 сентября 2012 года № 1-НП новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление в соответствующем муниципальном районе не утверждены, то месячные нормативы потребления в 0,032 Гкал являются действующими.
Вместе с тем как в исковом заявлении, так и в заявлении об уточнении исковых требований А.Н. Ронжин, фактически выражая несогласие с указанными судебным актами, вступившими в законную силу, вновь утверждает о необоснованном установлении месячного норматива путём использования в расчётах значения знаменателя 7,5, а не 12.
При этом из дела видно, что на территории Костромской области оплата услуги по отоплению производится в отопительный период, решения об изменения способа оплаты на круглогодичную оплату в отношении Межевского муниципального района Костромской области не принималось.
Постановление департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 09 ноября 2012 года № 3-НП «О нормативах запаса топлива на источниках тепловой энергии, нормативах технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативах удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии и топливно-энергетическим балансе Костромской области», на которое А.Н. Ронжин ссылается в иске, на правоотношения сторон не распространяется.
А.Н. Ронжиным в судебном порядке также оспаривались приказы ООО «Коммунальщик» от 30 декабря 2014 года № 86, от 11 января 2016 года № 5 об установлении платы за отопление соответственно с 01 июля 2015 года и с 01 июля 2016 года по мотиву завышения месячного норматива (0,032 Гкал).
Решением Кологривского районного суда Костромской области от 28 марта 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 14 июня 2017 года, исковое заявление А.Н. Ронжина оставлено без удовлетворения. Судами сделан вывод, что в настоящее время на территории Межевского муниципального района Костромской области подлежат применению месячные нормативы по отоплению, установленные решением Собрания депутатов Межевского муниципального района Костромской области от 22 декабря 2009 года № 453, оспариваемые истцом приказы его права и законные интересы не нарушают.
В силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 28 марта 2017 года, апелляционное определение от 14 июня 2017 года имеют преюдициальное значение для разрешения требований А.Н. Ронжина в рамках данного дела в отношении ООО «Коммунальщик».
Судебная коллегия полагает, что поскольку на территории Межевского муниципального района Костромской области утверждённые уполномоченным органом нормативы будут применяться с 01 июля 2019 года, то законных оснований для удовлетворения требований А.Н. Ронжина, исходя из избранного истцом способа защиты права, у суда первой инстанции не имелось.
Фактически все доводы апелляционной жалобы А.Н. Ронжина аналогичны позиции, занимаемой истцом в ходе судебного разбирательства, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, сделанные им выводы не опровергают. В подтверждение правомерности своей позиции истец в апелляционной жалобе ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, однако с 01 января 2015 года на территории Костромской области размер платы за отопление осуществляется в соответствии с Правилами № 354. В отношении же месячных нормативов необходимо учитывать утверждённый уполномоченным органом поэтапный график перехода к единым на территории области нормативам потребления. При этом из дела усматривается, что в соотношении с установленными постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 27 февраля 2017 года № 2-нп нормативами применяемые ответчиками нормативы с безусловностью не свидетельствуют об ущемлении прав и законных интересов истца.
Судебная коллегия также обращает внимание и на то, что А.Н. Ронжиным заявлены требования о неприменении норматива, что делает невозможным вообще начисление оплаты, а не о перерасчёте с использованием иного, правильного, по мнению истца, норматива.
Решение Арбитражного суда Костромской области, на которое имеется ссылка в апелляционной жалобе, принято по спору между другими сторонами, по делу с иными фактическими обстоятельствами, в связи с чем не может быть учтено судом апелляционной инстанции.
Процессуальных нарушений, указанных в частях 3 и 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
В соответствии с изложенным решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба А.Н. Ронжина - отклонению.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кологривского районного суда Костромской области от 02 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ронжина Анатолия Никитича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: