Дело №2а-229/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2021 года г.Курск
Кировский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Бокадоровой Е.А.,
при секретаре Самохваловой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Курску к Кирилловой ФИО5 о взыскании задолженности по налогу и пени,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по г. Курску обратилась в суд с административным иском к Кирилловой А.Е. о взыскании задолженности по налогу и пени, указывая, что административный ответчик имеет имущество, признаваемое объектом налогообложения и в силу налогового законодательства является плательщиком транспортного налога. Налоговый орган, руководствуясь ст.ст. 358, 359, 361, 362 НК РФ, Законом Курской области от 21.10.2002 года №44-ЗКО «О транспортном налоге», исчислил административному ответчику транспортный налог, сумма которого, расчет, срок уплаты указаны в налоговом уведомлении. В установленный законом срок административный ответчик налог, указанный в налоговом уведомлении, не уплатил, в связи с чем, в соответствии со ст.75 НК РФ, налоговым органом на сумму имеющейся недоимки начислены пени. На основании ст.69 НК РФ административному ответчику направлено требование об уплате налога и пени №24884 от 10.02.2017 года. Указанное требование налогоплательщиком не исполнено в установленный срок. На основании изложенного, ИФНС России по г.Курску просила восстановить срок на подачу административного искового заявления и взыскать с Кирилловой А.Е. задолженность по транспортному налогу в размере 9600 руб. и пени по транспортному налогу – 224 руб.
Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявил.
Административный ответчик Кириллова А.Е. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом – заказным письмом с уведомлением.
Согласно ч.2 ст.289 КАС РФ, неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №36 от 27.09.2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административный ответчик Кириллова А.Е. извещалась о дате судебного заседания заказным письмом с уведомлением. Согласно извещению учреждения связи письмо ответчику не вручено и возвращено в адрес суда. Поскольку был использован способ, предусмотренный законом и отвечающий требованиям обязательности и достоверности доставки, то неполучение адресатом почтового отправления в силу собственных причин не может расцениваться как не извещение или ненадлежащее извещение стороны по делу. Явка административного ответчика в судебное заседание обязательной судом не признавалась. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Положениями ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п.1 ст.44 НК РФ).
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В ст. 356 НК РФ установлено, что транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ч.1 ст.358 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п.1 ст.361 НК РФ).
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (ч.1 ст.362 НК РФ).
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (ч.1 ст.363 НК РФ).
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-0-0, от 29 сентября 2011 года N 1267-0-0, от 24 декабря 2012 года N 2391-0 и др.).
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 НК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, за административным ответчиком в заявленный налоговый период (2015 год) было зарегистрировано транспортное средство БМВ 3251, осударственный регистрационный знак №
Тем самым, исходя из указанных норм налогового права, Кириллова А.Е. являлась плательщиком транспортного налога с физических лиц.
Административным истцом в отношении налогоплательщика Кирилловой А.Е. был произведен расчет транспортного налога за 2015 год, в адрес Кирилловой А.Е. посредством почтовой связи было направлено налоговое уведомление № от 05.08.2016 года об уплате транспортного налога за 2015 год за вышеуказанный автомобиль в размере 9600 руб. в срок не позднее 01.12.2016 года.
Ввиду неуплаты указанного налога в установленный срок, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени по транспортному налогу, в адрес административного ответчика посредством почтовой связи направлено требование № по состоянию на 10.02.2017 года об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 9600 руб. и пени в размере 224 руб., в срок до 18.05.2017 года.
Указанное требование об уплате налога, пени направлено налоговым органом в адрес административного ответчика в соответствии с положениями ст.ст. 69,70 НК РФ.
Установлено, что налог за указанный налоговый период и указанный объект налогообложения, а также пени административным ответчиком в установленный в требовании срок, а также до настоящего времени, не оплачен. Доказательств обратному административным ответчиком не представлено.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.4 п.2 ст.48 НК РФ).
Анализ взаимосвязанных положений п.п.1-3 ст.48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 №41/9 « О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч.1 Налогового кодекса РФ», согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст.48 или п.1 ст.115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 года №479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Поскольку налоговым органом изначально административному ответчику направлялось требование об уплате транспортного налога и пени в сумме, превышающей 3000 руб., срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Кирилловой А.Е. транспортного налога и пени истек 18.11.2017 года.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 03.12.2020 года, то есть с пропуском установленного абз.2 п.2 ст.48 НК РФ срока на предъявление требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в порядке искового производства.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.
Доказательств, подтверждающих наличие таких обстоятельств, административным истцом не представлено.
Таким образом, ИФНС России по г.Курску обратилась в суд с настоящим административным иском с пропуском установленного законом срока и оснований для его восстановления не имеется.
Согласно п.1 ст.72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пунктом 6 ст.75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству, истекает срок давности и по дополнительному.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе ИФНС России по г.Курску в удовлетворении заявленных требований о взыскании с административного ответчика Кирилловой А.Е. задолженности по транспортному налогу и пени, в связи с пропуском срока на обращение в суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 22 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░░░