УИД 67 RS0№-94
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 мая 2024 года <адрес>
Рославльский городской суд <адрес> в составе судьи Галинской С.Е.,
при секретаре ФИО2,
с участие представителя истца – прокурора ФИО4, представителя ответчика ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к Министерству здравоохранения <адрес>, ОГБУЗ «Рославльская центральная районная больница» о возложении обязанности профинансировать проведение текущего ремонта помещений Вежниковского ФАПа и провести ремонт помещений,
установил:
прокурор <адрес> ФИО3 обратился в Рославльский городской суд <адрес> с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения <адрес> и ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» о возложении обязанности по выделению денежных средств на проведение текущего ремонта помещений Вежниковского ФАПа по адресу: <адрес>, д. Дубровка, а именно: выполнение оклейки потолков и стен моющимися обоями в первом процедурном кабинете; выполнение улучшенной масляной окраски полов в кабинете для приема населения; ликвидация протечек на потолке и стенах в кабинете для приема населения и втором процедурном кабинете, устранение дефектов напольного покрытия в первом процедурном кабинете. Свои требования мотивировали тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан в деятельности фельдшерско-акушерских пунктов ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ», в ходе которой установлен факт приемки не выполненных работ по капитальному ремонту Вежниковского ФАПа по контракту от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО10, на общую сумму 108 404 рубля 32 копейки. До настоящего времени работы по ремонту ФАПа не завершены. Несоблюдение требований санитарных норм и правил ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, обратившихся за оказанием медицинской помощи, работников фельдшерско-акушерских пунктов, другого медицинского персонала ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» (в том числе при проведении выездных приемов населения в помещениях ФАПа).
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 исковые требования поддержала по доводам иска. Добавила, что в заявленном иске прокурор просит выполнить не только те виды работ, которые не были сделаны ИП ФИО10
Представитель ответчика – ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» ФИО5 в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований, пояснив, что решение Арбитражного суда <адрес>, которым с ИП ФИО6 в пользу ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» взысканы денежные средства за некачественный ремонт ФАПа, до настоящего времени не исполнено. При осуществлении финансирования Министерством здравоохранения больницей будут приняты все меры для проведения текущего ремонта в ФАПе. Просил назначить срок проведения ремонта не менее 6 месяцев с момента поступления финансирования.
Ответчик – Министерство здравоохранения <адрес> в судебное заседание явку представителя не обеспечило, в письменных возражения на иск указывает, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» утвержден объем бюджетных расходов на содержание областных государственных бюджетных учреждений здравоохранения с предельным дефицитом и не обеспечивает всех потребностей учреждений здравоохранения в финансовых средствах в полном объеме. Что касается денежных средств, взысканных с ИП ФИО6 решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то на расчетный счет взыскателя они еще не поступали. Полагает, что истец необоснованно требует повторного выделения Министерством денежных средств на тот же объект.
Третье лицо ФИО10 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении слушания дела не просил.
Препятствий для рассмотрения дела при данной явке не имеется.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации регионального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения в <адрес>» национального проекта «Здравоохранение» ОГБУЗ «Шумячская ЦРБ» заключила с ИП ФИО10 контракт № на выполнение работ по капитальному ремонту Вежниковского ФАПа.
<адрес> с участием эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Рославльском, Шумячском, Ершичском, Монастырщинском и <адрес>х ФИО7 в соответствии с указанием прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, в том числе при реализации программных мероприятий национального проекта «Здравоохранение».
По результатам проверки установлен факт нарушения санитарных требований при выполнении работ по капитальному ремонту Вежниковского ФАПа по контракту от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО10
ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» является правопреемником ОГБУЗ «Шумячская ЦРБ» на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р/адм «О реорганизации областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рославльская центральная районная больница».
ДД.ММ.ГГГГ И.о. прокурора <адрес> ФИО8 в адрес ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованием прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, поддержанным прокуратурой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа начальника Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, консультантом отдела контроля в сфере расходования средств резервного фонда ФИО9 составлена справка о результатах участия в проверке, согласно которой установлен факт приемки ОГБУЗ «Шумячская ЦРБ» невыполненных работ по контракту № с ИП ФИО10 на сумму в 108 404 рубля 32 копейки.
ДД.ММ.ГГГГ ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» в адрес ИП ФИО6 направлена соответствующая претензия.
ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом <адрес> принято решение о взыскании с ИП ФИО6 в пользу <адрес> в лице ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» неосновательного обогащения в сумме 108 404 рублей 32 копейки по факту приемки невыполненных работ.
До настоящего времени работы по ремонту ФАПа не завершены, денежные средства в пользу ОГБУЗ «Рослалвльская ЦРБ» не взысканы.
Согласно справке специалиста-эксперта Роспотребнадзора ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ: в первом процедурном кабинете Вежниковского ФАПа потолки и стены покрыты обоями, изготовленными предположительно из бумаги, покрытие частично нарушено, имеются дефекты в виде трещин; полы покрыты линолеумом, который имеет дефекты в виде трещин, потертостей, что препятствует качественной уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В приемном кабинете и втором процедурном на потолке и стен имеются следы протекания кровли. В кабинете для приема населения покрытие пола нарушено, имеются дефекты в виде отшелушивания краски, трещин, что препятствует уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ ««О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 2 ст. 39 Закона).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».
В соответствии с пунктом 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
Согласно п. 4041 СанПиН 3.3686-21 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) в основных помещениях следует регулярно в плановом порядке проводить текущий ремонт помещений. Устранение возникших дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и иное) должно проводиться незамедлительно.
Приложением № к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания, утвержденному Приказу Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ № в перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов относится также внутренняя отделка помещений.
В суде установлено, что в нарушение указанных требований помещения Вежниковского ФАПа после некачественно проведенного ремонта в состояние, отвечающее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, не приведены.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> по здравоохранению переименован в Министерство здравоохранения <адрес>.
В силу п.п. 2.1, 2.2 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, одними из основных задач Министерства является обеспечение проведения государственной политики в сфере здравоохранения, решение вопросов организации медицинской и лекарственной помощи населению <адрес>, разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению, в целях создания необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно Уставу ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» является бюджетной некоммерческой организацией.
Согласно п. 1.4 Устава учредителем и собственником имущества учреждения является субъект Российской Федерации - <адрес>.
Органами, осуществляющими полномочия собственника имущества учреждения, являются <адрес> (в настоящее время – <адрес>), Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> (в настоящее время – Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> и <адрес> по здравоохранению (в настоящее время – Министерство здравоохранения <адрес>) (п.1.5 Устава).
Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляют <адрес> и Министерство здравоохранения <адрес>) (п.1.6 Устава).
В силу п. 4.1 Устава, учреждение владеет, пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных федеральным законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия <адрес>.
Расходование средств, поступающих из областного бюджета, производится учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (п.4.2 Устава).
Министерством здравоохранения <адрес> ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» денежные средства для финансирования расходов на устранение выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства не выделялись.
Взыскание с ИП ФИО6 в пользу <адрес> в лице ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» неосновательного обогащения в сумме 108 404 рублей 32 копейки по факту приемки невыполненных работ основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований служить не может.
До настоящего времени денежные средства на счет больницы не поступили.
Несоблюдение же требований санитарных норм и правил ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, обратившихся за оказанием медицинской помощи, работников фельдшерско-акушерского пункта, другого медицинского персонала ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» (в том числе при проведении выездных приемов населения в помещениях ФАПа).
Сторонами не оспаривается, что для устранения нарушений санитарно-гигиенических норм требуются значительные финансовые затраты.
Согласно разделу 5 Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 69 и ст. 69.1 БК РФ обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.
В силу требований ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в себя, в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Положением о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что Министерство здравоохранения <адрес> осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций (п. ДД.ММ.ГГГГ).
При этом Министерство здравоохранения <адрес>, как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета, в соответствии со ст.158 БК РФ наряду с другими полномочиями распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственных обязанностей.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию устранения нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на учредителя юридического лица в лице соответствующего отраслевого органа, а на ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» - возложение обязанности после перечисления Министерством здравоохранения <адрес> необходимых денежных средств, осуществить проведение текущего ремонта.
При этом, недостаток у ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» собственных доходов, позволяющих исполнить решение суда, должен быть учтен Министерством здравоохранения <адрес> при определении размера предоставляемых денежных средств.
Лечение граждан должно производиться в достойных и безопасных условиях.
Руководствуясь ст. 204, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание фактические обстоятельства дела и позицию истца, а также объем работ, процесс бюджетного финансирования, порядок и процедуру проведения мероприятий для осуществления требуемого в медицинском учреждении ремонта, суд полагает возможным установить ответчикам срок для исполнения решения суда.
В целях устранения выявленных нарушений в разумные сроки, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, угрожающих безопасности жизни и здоровья людей, суд полагает необходимым возложить на Министерство здравоохранения <адрес> обязанность осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ финансирование проведения текущего ремонта помещений Вежниковского ФАПа по адресу: <адрес>, д. Дубровка, а именно: выполнение оклейки потолков и стен моющимися обоями в первом процедурном кабинете; выполнение улучшенной масляной окраски полов в кабинете для приема населения; ликвидация протечек на потолке и стенах в кабинете для приема населения и втором процедурном кабинете, устранение дефектов напольного покрытия в первом процедурном кабинете, а на ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» - в течение 6 месяцев после перечисления Министерством здравоохранения <адрес> необходимых денежных средств, осуществить проведение капитального ремонта поименованных помещений Вежниковского ФАПа.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения <адрес> осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить финансирование проведения текущего ремонта помещений Вежниковского ФАПа по адресу: <адрес>, д. Дубровка, а именно: выполнение оклейки потолков и стен моющимися обоями в первом процедурном кабинете; выполнение улучшенной масляной окраски полов в кабинете для приема населения; ликвидация протечек на потолке и стенах в кабинете для приема населения и втором процедурном кабинете, устранение дефектов напольного покрытия в первом процедурном кабинете.
Обязать областное государственное учреждение здравоохранения «Рославльская ЦРБ» в течение 6 месяцев после перечисления Министерством здравоохранения <адрес> необходимых денежных средств, осуществить проведение текущего ремонта помещений Вежниковского ФАПа по адресу: <адрес>, д. Дубровка, а именно: выполнить оклейку потолков и стен моющимися обоями в первом процедурном кабинете; выполнить улучшенную масляную окраску полов в кабинете для приема населения; ликвидировать протечки на потолке и стенах в кабинете для приема населения и втором процедурном кабинете, устранить дефекты напольного покрытия в первом процедурном кабинете.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья С.Е. Галинская
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.