Решение по делу № 33-36447/2023 от 11.10.2023

Судья: Быкова О.М.                                 Дело № 33-36447/2023

                                                                         УИД 50RS0010-01-2023-000939-76

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области                   6 декабря 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Смышляевой О.В.,

судей Литвиновой М.А., Маркина Э.А.,

при ведении протокола помощником судьи Садековой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело № 2-1716/2023 по иску Петрова <данные изъяты> к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству обороны Российской Федерации, администрации г.о. Балашиха Московской области, Федеральному государственному автономному учреждению жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 10 мая 2023 года,

заслушав доклад судьи Литвиновой М.А.,

объяснения Петрова И.П. и его представителя Кондратовой Д.А., поддержавших заявленные исковые требования,

установила:

Петров И.П. обратился в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству обороны Российской Федерации, администрации г.о. Балашиха о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, в порядке приватизации.

Требования мотивировал тем, что ему на состав семьи из одного человека Министерством обороны РФ на основании договора социального найма жилого помещения №9188/тс от 14.11.2014 в бессрочное владение и пользование предоставлено вышеуказанное жилое помещение в виде однокомнатной квартиры. В данной квартире истец проживает с 19.02.2015, с указанного времени несет расходы по содержанию квартиры, вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, зарегистрирован в квартире по месту жительства. Учитывая, что истец занимает жилое помещение на законных основаниях, договор социального найма не расторгался, не изменялся и недействительным не признавался, принимая во внимание, что истец ранее свое право на приватизацию не реализовал, полагает, что имеет право приватизировать квартиру. Согласно выписке из ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на спорное жилое помещение отсутствуют. На обращение истца Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмом сообщило, что вопросы использования и распоряжения имуществом организаций, подведомственных Минобороны России, в силу положений постановления Правительства РФ от 29.12.2008 №1053, не входят в круг решаемых Агентством задач, относятся к исключительной компетенции Минобороны России. На аналогичное обращение истца Минобороны России письмом уведомило истца, что порядок признания права на бесплатное получение жилых помещений в собственность в настоящее время Министерством не регламентирован. Администрация г.о. Балашиха письмом сообщила, что спорное жилое помещение не является собственностью г.о. Балашиха Московской области.

Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 10 мая 2023 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением суда, Министерства обороны Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Ссылается на то, что приказом от 19.08.2022 № 2681 спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ, которое к участию в деле не привлекалось.

В соответствии с частью 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобах, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

В силу пунктов 2, 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно выписке из ЕГРН от 23.10.2023 квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, с 21.07.2023 находится в оперативном управлении Федерального государственного автономного учреждения жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ (ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ), право собственности Российской Федерации зарегистрировано 18.07.2023.

Таким образом, решением суда разрешены требования о правах ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, которое в качестве ответчика к участию в деле не привлекалось.

Протокольным определением судебной коллегии от 23 октября 2023 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле с согласия истца в качестве соответчика привлечено ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ.

Таким образом, решение суда подлежит безусловной отмене.

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции истец и его представитель исковые требования поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

От ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ поступили возражения на иск, согласно которым законом предусмотрена процедура передачи в собственность граждан жилых помещений Министерства обороны РФ, истец по вопросу приватизации к ответчику в установленном порядке не обращался, при этом, решение данного вопроса, связанного с приватизацией жилого помещения по договору социального найма возможно во внесудебном порядке, в связи с чем просило в удовлетворении исковых требований Петрова И.П. отказать.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы искового заявления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 62 ч. 1 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В силу ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.

Ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с положениями ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Ст. 4 указанного закона определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат.

Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.

Одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 742 от 29.12.2020 «Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированной организации Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ определен специализированной организацией Министерства обороны РФ, осуществляющей полномочия Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, в части реализации жилищных прав, в том числе при предоставлении помещений и проживания в жилищном фонде.

ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ образовано на основании приказа Министра обороны РФ от 04.04.2020 № 175 путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования ФГКУ «Инженерно-техничнский центр № 2 Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи» Министерства обороны РФ.

Судом установлено, что 14.11.2014 между Министерством обороны РФ, действующим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации (наймодатель), и Петровым И.П. (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения №9188/тс, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 1-й комнаты в отдельной квартире общей площадью 40,20 кв.м. на 4 этаже по адресу: <данные изъяты>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг (л.д.13-14).

14.11.2014 между сторонами был заключен акт передачи указанного жилого помещения (л.д.15).

Состав семьи Петрова И.П. состоит из одного человека.

Петров И.П. постоянно зарегистрирован в указанном жилом помещении с 19.02.2015, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте истца и выпиской из домовой книги по состоянию на 19.04.2023.

    25 декабря 2014 года Московской областной Думой принят Закон              № 16/111-П «Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесении изменения в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области».

    Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ № 2681 от 19.08.2022 вышеуказанное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ.

Согласно выписке из ЕГРН от 23.10.2023 квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, с 21.07.2023 находится в оперативном управлении Федерального государственного автономного учреждения жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» (ФГАУ «Росжилкомплекс»), право собственности Российской Федерации зарегистрировано 18.07.2023.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2022 года № 676 передача жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны РФ, занимаемых на условиях социального найма или по ордеру военнослужащими Вооруженных Сил РФ, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, а также лицами, указанными в пункте З1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в порядке приватизации осуществляется:

Департаментом жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент) - жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за Министерством обороны Российской Федерации;

подведомственными Министерству обороны Российской Федерации государственными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, - жилых помещений, закрепленных на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления за подведомственными органами.

Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О приватизации жилищного фонда») передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан данный жилищный фонд.

В соответствии с Порядком передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны РФ в порядке приватизации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 10.11.2022 № 676, для приобретения жилого помещения в собственность в порядке приватизации граждане представляют в подведомственную организацию по месту нахождения приватизируемого жилого помещения, а в случае, указанном в абзаце втором пункта 1 настоящего Порядка, - в Департамент, заявление о передаче жилого помещения в порядке приватизации (далее - заявление) (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку).

К заявлению прилагаются:

    копии всех страниц документов, удостоверяющих личность совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

    копии свидетельств о рождении несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и документов об их регистрации по месту жительства;

    копии документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, за исключением случаев, когда родители ребенка являются гражданами Российской Федерации;

    копии страховых номеров индивидуального лицевого счета;

    договор социального найма на приватизируемое жилое помещение, в том числе дополнительное соглашение к нему;

    выписка из домовой книги (поквартирная карточка), копия финансового лицевого счета или единый жилищный документ;

    документ, подтверждающий не использованное ранее гражданами право на участие в приватизации по прежним местам жительства в период до 1998 года;

    справка о прохождении военной службы с указанием состава семьи (для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей);

    согласие на приватизацию жилого помещения или отказ от приватизации жилого помещения всех совершеннолетних лиц, имеющих право пользования приватизируемым жилым помещением, подписанные при личном обращении в подведомственную организацию, а в случае, указанном в абзаце втором пункта 1 настоящего Порядка, - в Департамент либо удостоверенные нотариально в срок не позднее чем за 30 дней до дня обращения;

    разрешение (согласие) органов опеки и попечительства в случаях, предусмотренных статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 28, ст. 959; Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 43, ст. 5783);

    документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы заявителей, и копия документа, удостоверяющего его личность (при подаче документов через представителя);

    копия вступившего в законную силу решения суда (о признании гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным), наличии или лишении (отсутствии) жилищных или имущественных прав на приватизируемое жилое помещение), заверенная судом, принявшим решение.

    Ответчик в отзыве на иск не оспаривал, что с истцом заключен именно договор социального найма жилого помещения, при этом, указал на то, что разрешения вопроса приватизации возможно в досудебном порядке.

    Вместе с тем, при данной категории спора досудебный порядок разрешения спора не является обязательным.

    В силу ч. 1 ст. 19, ст. 35 Конституции Российской Федерации граждане равны перед законом и судом, каждый вправе иметь имущество в собственности.

    На основании п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Таковых обстоятельств, в том числе с учетом ограничений, установленных Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 04.07.1991, применительно к заявленным исковым требованиям судом не установлено.

    По смыслу приведенных положений закона право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права, гарантированного государством, и не может быть поставлено в исключительную зависимость от реализации своих прав другими лицами-участниками данных правоотношений (государственными и иными органами и организациями), в том числе по надлежащему оформлению полномочий по передаче в порядке приватизации гражданам занимаемых ими жилых помещений.

    При этом, гражданам Российской Федерации может быть передано бесплатно в собственность (в порядке приватизации) с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи на добровольной основе занимаемое ими на условиях социального найма жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде. Жилое помещение передается в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Однако, правом на приватизацию жилого помещения каждый гражданин Российской Федерации может воспользоваться только один раз (ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 1, 2, 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 04.07.1991).

    Согласно представленным суду письменным доказательствам истец ранее не участвовал в приватизации.

    Так, согласно пояснениям истца, до 2004 года Петров И.П. проживал в Армении в связи с прохождением военной службы.

    С 25 июня 2004 по 5 февраля 2015 года он был зарегистрирован в в/ч <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, и с 5 февраля 2015 года по настоящее время он зарегистрирован в спорном жилом помещении, что подтверждается сведениями о месте регистрации в паспорте Петрова И.П.

    В едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Петрова И.П. на имевшиеся у него объекты недвижимости за период с 31.01.1998 по 02.05.2023.

    В соответствии со справкой от 20.04.2023, выданной администрацией г.о. Балашиха Петрову И.П., он не принимал участие в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

    Как указывает истец, и что не оспорено ответчиками, истец открыто владеет квартирой, зарегистрирован и фактически в ней проживает, оплачивает коммунальные услуги (л.д. 34), согласно справке ООО «МосОБлЕИРЦ» по состоянию на 29.04.2023, задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги на апрель 2023 года отсутствует.

    С учетом совокупности указанных обстоятельств, требований действующего законодательства, принимая во внимание, что спорное жилое помещение предоставлено истцу по договору социального найма, учитывая, что истец ранее в приватизации жилых помещений не участвовал, исходя из того, что никаких возражений относительно заявленных требований по существу и препятствующих приватизации квартиры, кроме как возможности в досудебном порядке оформить жилое помещение в порядке приватизации, ответчиками не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требование истца о признании за ним права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>, в порядке приватизации законно, обосновано и подлежит удовлетворению.

    При этом, с учетом того, что право собственности на квартиру в порядке приватизации переходит к истцу, судебная коллегия прекращает право оперативного управления ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ на вышеназванное жилое помещение, равно как и зарегистрированное право Российской Федерации на данное жилое помещение.

    Вместе с тем, по данным требованиям ответчики Министерство обороны Российской Федерации, администрации г.о. Балашиха Московской области не являются надлежащими ответчиками, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к данным ответчикам надлежит отказать.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

Доводы ответчиков правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований не содержат.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного городского суда Московской области от 10 мая 2023 года отменить.

Исковые требования Петрова <данные изъяты> к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству обороны Российской Федерации, администрации г.о. Балашиха Московской области, Федеральному государственному автономному учреждению жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить частично.

Признать за Петровым Игорем Петровичем право собственности в порядке приватизации на квартиру №<данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенную по адресу: <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству обороны Российской Федерации, администрации г.о. Балашиха Московской области, - отказать.

Данное апелляционное определение является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

Прекратить право оперативного управления ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ и право собственности Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>.

Председательствующий

Судьи

33-36447/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Петров Игорь Петрович
Ответчики
Администрация г.о. Балашиха Московской области
Министерство Обороны РФ
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Другие
УФСГРКиК по МО
Кондратова Дарья Андреевна
Суд
Московский областной суд
Судья
Литвинова Марина Александровна
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
23.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
22.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2023Передано в экспедицию
06.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее