РЎСѓРґСЊСЏ Р¤РРћ2 РЈРР” 16RS0....-54
дело № 2 - 8497/2019
в„– 33 - 20873/2019
учет № 114г
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
9 декабря 2019 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р. Р.,
судей Габидуллиной А. Г. и Никулиной О. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мусиной А. Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Никулиной О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Гриба Константина Александровича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 9 сентября 2019 года, которым постановлено:
Взыскать СЃ Гриба Константина Александровича РІ пользу общества СЃ ограниченной ответственностью (далее – РћРћРћ) «ЖРРЈ «Камстройсервис» образовавшуюся Р·Р° период СЃ 1 августа РїРѕ 31 октября 2018 РіРѕРґР° задолженность РїРѕ оплате несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования Рє внутридомовым инженерным системам холодного Рё горячего водоснабжения РґРѕ индивидуального РїСЂРёР±РѕСЂР° учета РІ СЃСѓРјРјРµ 290 378 рублей, судебные расходы РЅР° оплату государственной пошлины РІ размере 6 334 рублей 25 копеек.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав представителя истца Андреева В. В., ответчика, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
РћРћРћ «ЖРРЈ «Камстройсервис» обратилось РІ СЃСѓРґ Рє Грибу Рљ. Рђ. СЃ РёСЃРєРѕРј Рѕ взыскании задолженности РїРѕ оплате несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования Рє внутридомовым инженерным системам холодного Рё горячего водоснабжения, указывая, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>. РќР° основании протокола общего собрания собственников помещений РїРѕ выбору СЃРїРѕСЃРѕР±Р° управления многоквартирным РґРѕРјРѕРј истец осуществляет управление РґРѕРјРѕРј, РІ котором находится квартира ответчика. РџСЂРё совершении действий РїРѕ устранению аварийной ситуации, связанной СЃ порывом трубы водоснабжения, работниками управляющей компании РІ квартире ответчика обнаружены несанкционированная запорная арматура (отключающие краны), установленная РЅР° стояках холодного Рё горячего водоснабжения, Рё фильтры СЃ кранами РґРѕ РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета, посредством которых имеется возможность использования водных ресурсов без индивидуального РїСЂРёР±РѕСЂР° учета. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ выявлением данных обстоятельств ответчику истцом произведено доначисление платы Р·Р° коммунальные услуги холодного Рё горячего водоснабжения Р·Р° период СЃ 1 августа РїРѕ 31 октября 2018 РіРѕРґР° РІ СЃСѓРјРјРµ 313 424 рублей 80 копеек. Ответчик указанную СЃСѓРјРјСѓ добровольно РЅРµ уплатил, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем истец РїСЂРѕСЃРёР» взыскать ее принудительно.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представители истца Матвеева В. Л., Андреев В. В. исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив, что доначисления произведены с учетом предписания государственной жилищной инспекции.
Ответчик и его представитель возражали против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица - Набережночелнинской зональной жилищной инспекции в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором вопрос об удовлетворении иска оставил на усмотрение суда.
Суд иск удовлетворил и постановил решение в приведенной выше формулировке.
Р’ апелляционной жалобе ответчик РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить решение СЃСѓРґР° первой инстанции Рё принять РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± отказе РІ удовлетворении РёСЃРєР°. Р’ обоснование жалобы ответчик указывает, что фильтры установлены Рё опломбированы РїСЂРё проведении капитального ремонта многоквартирного РґРѕРјР° РІ 1998 РіРѕРґСѓ специалистами РёР· РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ жилищного управления Рё управляющей компании, которая обслуживала РґРѕРј РІ тот период. Фильтр является заводским, сертифицированным, самопромывным СЃ манометром Рё краном, РѕРЅ соответствует РЎРІРѕРґСѓ Правил 30.13330.2012 «Внутренний РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґ Рё канализация зданий». РЎ момента установки фильтров истец неоднократно РїСЂРѕРІРѕРґРёР» проверки санитарно-технического оборудования РІ квартире ответчика, снимал контрольные показания РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета, РЅР° которых установлены фильтры, Рё никаких нарушений выявлено РЅРµ было. РЎСѓРґ необоснованно отказал РІ удовлетворении ходатайства Рѕ назначении судебной инженерно-технической экспертизы, которое заявлялось ответчиком для установления того, является ли незаконной врезкой установка фильтров РґРѕ РїСЂРёР±РѕСЂР° учета РЅР° сетях водоснабжения, для сравнительного анализа установленного фильтра РІ квартире ответчика СЃ фильтрами, установленными РІ РґСЂСѓРіРёС… жилых помещениях данного многоквартирного РґРѕРјР°, для определения наличия или отсутствия возможности самовольного подключения Рє фильтрам для бесконтрольного потребления РІРѕРґС‹. Ссылка СЃСѓРґР° РЅР° акт, составленный обществом СЃ ограниченной ответственностью (далее – РћРћРћ) «ЖРРЈ 48В» 25 июля 2018 РіРѕРґР°, РІ подтверждение факта несанкционированного подключения Рє внутридомовым инженерным сетям, является незаконной Рё необоснованной, поскольку такой акт согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственниками Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденным Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 354 РѕС‚ 6 мая 2011 РіРѕРґР° (далее – Правила в„– 354), может быть составлен только исполнителем, РІ данном случае – управляющей компанией, то есть истцом. Материалы дела РЅРµ содержат сведений Рѕ наделении РћРћРћ «ЖРРЈ 48В» полномочиями РїРѕ выявлению несанкционированного подключения. РљСЂРѕРјРµ того, Рѕ проведении проверки РїРѕ факту несанкционированного потребления ответчик уведомлен РЅРµ был, акт, составленный РІ результате этой проверки, ему РЅРµ был РЅРё вручен, РЅРё направлен, Рѕ его содержании ему стало известно только после получения счетов РЅР° оплату коммунальных услуг СЃ завышенными суммами. РђРєС‚ РѕС‚ 25 июля 2018 РіРѕРґР° РЅРµ соответствует требованиям, предъявляемым Рє таким актам, установленным пунктами 85 (1) Рё 85 (2) Правил в„– 354, поскольку РѕРЅ РЅРµ предусматривает место для указания возражений СЃ его стороны, РЅРµ содержит РїРѕРґРїРёСЃРё потребителя, отметки РѕР± отказе РѕС‚ РїРѕРґРїРёСЃРё. Р’ нарушение пункта 62 Правил в„– 354 Рє проведению проверки Рё составлению акта РЅРµ была привлечена ресурсоснабжающая организация – РћРћРћ «Челныводоканал». РџРѕ изложенным обстоятельствам акт РѕС‚ 25 июля 2018 РіРѕРґР° является недопустимым доказательством РїРѕ смыслу статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее – ГПК Р Р¤). РЎСѓРґ вопреки положениям статьи 61 ГПК Р Р¤ РЅРµ РїСЂРёРЅСЏР» РІРѕ внимание обстоятельства, установленные тем Р¶Рµ СЃСѓРґРѕРј РїСЂРё рассмотрении гражданского дела в„– 2 - 4151/2019: того факта, что 25 июля 2018 РіРѕРґР° РћРћРћ «ЖРРЈ 48В» акт Рѕ несанкционированном подключении РІ квартире ответчика РЅРµ составлялся.
Акт Набережночелнинской зональной жилищной инспекции от 2 ноября 2018 года, на который ссылается истцовая сторона, также не может служить доказательством несанкционированного подключения, поскольку он не содержит сведений о наличии нарушений при установке запорного крана, фильтра и прибора учета, о наличии незаконной врезки и самовольного подключения. Более того, в акте перечислено, какие требования законодательных актов нарушены управляющей компанией – истцом, а не ответчиком. Следовательно, акт о нарушении требований законодательства иным лицом не может служить доказательством незаконности действий ответчика.
На отсутствие вины ответчика указывает также письмо ресурсоснабжающей организации – ООО «Челныводоканал», которое подтверждает правильную последовательность установленных в квартире ответчика приборов учета и фильтров.
Фильтры подключены РЅРµ Рє внутридомовым, Р° Рє внутриквартирным сетям, которые РЅРµ относятся Рє общему имуществу многоквартирного РґРѕРјР°. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания пункта 2 Правил в„– 354 Рє общему имуществу многоквартирного РґРѕРјР° относятся стояки горячей Рё холодной РІРѕРґС‹, ответвления РѕС‚ стояков после отсекающего крана являются внутриквартирной разводкой Рё являются личной собственностью жильца. Фильтр ответчика установлен Рє ответвлению внутриквартирной разводки, что исключает РІРёРЅСѓ ответчика.
Указание истца на необходимость использования собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома фильтров серии КВФ, которые рекомендованы изготовителями прибора учета, не является обязательным для исполнения потребителем, поскольку законодательство не содержат правил и ограничений для потребителей в выборе марки и модели фильтра. При этом каких-либо проверок истцом, жилищной инспекцией, ресурсонабжающей организацией на предмет наличия фактической возможности получения воды из установленного в квартире ответчика фильтра, установки запрещенных приспособлений для несанкционированного пользования водой, на предмет пригодности для использования полученной из фильтра воды не проводилось.
Довод истцовой стороны о том, что фильтр, установленный в квартире ответчика, не опломбирован не является основанием для удовлетворения иска, поскольку при рассмотрении тем же судом гражданского дела № 2 - 4151/2019 было установлено, что истец не производит пломбировку фильтров.
Апеллянт также отмечает, что истцом не был представлен расчет взыскиваемой суммы.
Ответчик в судебном заседании апелляционной инстанции жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Судебная коллегия, выслушав ответчика и представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правилами № 354 определены условия предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении), а также права и обязанности потребителя и исполнителя услуг.
На основании подпункта «г» пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно пункту 62 Правил № 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги. Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
РР· пункта 81.11 Правил в„– 354 следует, что РїСЂРёР±РѕСЂ учета должен быть защищен РѕС‚ несанкционированного вмешательства РІ его работу. Р’ целях установления факта несанкционированного вмешательства РІ работу РїСЂРёР±РѕСЂР° учета исполнитель РїСЂРё проведении очередной проверки состояния РїСЂРёР±РѕСЂР° учета потребителя вправе установить контрольные пломбы Рё индикаторы антимагнитных пломб, Р° также пломбы Рё устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства РІ работу РїСЂРёР±РѕСЂР° учета СЃ обязательным уведомлением потребителя Рѕ последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, РїСЂРё этом плата Р·Р° установку таких пломб или устройств СЃ потребителя РЅРµ взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно пункту 85(1) Правил № 354 указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.
Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:
а) дата, место, время составление акта;
б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;
г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);
д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);
е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;
ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
В соответствии с пунктом 85(2) один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом.
Р’ соответствии СЃ пунктом 80 Правил в„– 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю РІ жилом или РІ нежилом помещении, осуществляется СЃ использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета. Рљ использованию допускаются РїСЂРёР±РѕСЂС‹ учета утвержденного типа Рё прошедшие поверку РІ соответствии СЃ требованиями законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± обеспечении единства измерений. Рнформация Рѕ соответствии РїСЂРёР±РѕСЂР° учета утвержденному типу, сведения Рѕ дате первичной поверки РїСЂРёР±РѕСЂР° учета Рё РѕР± установленном для РїСЂРёР±РѕСЂР° учета межповерочном интервале, Р° также требования Рє условиям эксплуатации РїСЂРёР±РѕСЂР° учета должны быть указаны РІ сопроводительных документах Рє РїСЂРёР±РѕСЂСѓ учета.
Пунктом 81 правил № 354 установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
Согласно части 1 статьи 10 указанного закона обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно частям 2 и 6 статьи 12 этого же закона решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа. Сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Пунктом 5.3.3 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294, установлено, что ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений относится к полномочиям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Таким образом, потребитель вправе установить любое средство измерения (прибор учета), соответствующее вышеуказанным требованиям и внесенным в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Частью 6 статьи 20 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не допускается подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды.
Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается также при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Согласно пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 (далее – Правила № 644), самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения - это пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
Под самовольным подключением (технологическим присоединением) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения или с нарушением его условий.
Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года № 776 (далее – Правила № 776), распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами № 354.
Согласно пунктам 47, 48 и 49 Правил № 776 эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена приборов учета осуществляются абонентом или транзитной организацией в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета, входящих в состав узла учета, осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Приборы учета и (или) узел учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу.
Узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу узла учета, определяемых представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основе фотоматериалов и путем визуального сравнения прибора учета до и после несанкционированного вмешательства;
в) нарушения контрольных пломб или знаков поверки;
г) механического повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета;
д) превышения допустимой погрешности показаний приборов учета;
е) нарушения проектной документации на оборудование узла учета, в частности осуществления врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренной проектной документацией на оборудование узла учета;
ж) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
В соответствии с пунктом 51 Правил № 776 установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Приборы учета воды и (или) сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе после поверки, пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки абонентом или третьим лицом.
РџРѕ делу установлено, что Гриб Рљ. Рђ. является собственником трех комнат РІ пятикомнатной <адрес> РїРѕ <адрес> РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° передачу жилого помещения РІ собственность граждан РѕС‚ 9 июля 1999 РіРѕРґР°. Управление многоквартирным РґРѕРјРѕРј осуществляет РћРћРћ «ЖРРЈ «Камстройсервис».
Согласно выписке из домовой книги и справке с места жительства от 5 июля 2019 года, выданной истцом, в квартире на регистрационном учете состоит ответчик.
Согласно акту от 26 октября 2015 года индивидуальные приборы учета водоснабжения, установленные в квартире ответчика, были зарегистрированы управляющей компанией.
25 июля 2018 РіРѕРґР° главным инженером РћРћРћ «ЖРРЈ 48В», осуществлявшим замену неисправного трубопровода холодного водоснабжения, Беспаловой Рќ. Р’. составлен акт обследования квартиры ответчика, согласно которому РЅР° трубопроводе холодного водоснабжения РЅР° стояке установлен отсекающий кран РЅРёР¶Рµ тройника разводящего трубопровода. После отсекающего крана РЅР° разводке РґРѕ счетчика имеется врезка РІ РІРёРґРµ фильтра СЃ краном, которым допускается возможность потребления РІРѕРґС‹ РІ РѕР±С…РѕРґ РїСЂРёР±РѕСЂР° учета. Аналогичная ситуация Рё СЃ трубопроводом горячего водоснабжения. РђРєС‚ был составлен РІ отсутствие исполнителя Рё потребителя коммунальных услуг, сведений Рѕ том, что РѕРЅРё были ознакомлены СЃ его содержанием или отказались РѕС‚ ознакомления СЃ РЅРёРј, Рѕ согласии или несогласии потребителя СЃ выявленными РІ акте нарушениями РЅРµ имеется.
20 августа 2018 года в адрес ответчика истцом направлено уведомление о необходимости устранения несанкционированного подключения к инженерным системам и погашения произведенных по указанному факту доначислений, которое им получено 31 августа 2018 года.
18 сентября 2018 года истец направил письмо в адрес ООО «Городской расчетный центр» с просьбой произвести доначисления в порядке, предусмотренном пунктом 62 правил № 354, в связи с не устранением ответчиком несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам горячего и холодного водоснабжения.
По обращению ответчика Набережночелнинской зональной жилищной инспекцией проведена внеплановая выездная проверка по адресу расположения его жилого помещения и в его присутствии, по результатам которой 2 ноября 2018 года был составлен акт ..... В ходе проверки установлено, что в санузле на трубопроводе холодного водоснабжения имеется запорный кран, на разводке после запорного крана перед прибором учета установлен фильтр, в конструкции которого имеется манометр и сливной кран, пломбировка отсутствует; на стояке трубопровода холодного водоснабжения установлен прибор учета, пломбировка которого не завершена. Аналогичные обстоятельства выявлены и на стояке трубопровода горячего водоснабжения. Нарушений со стороны ответчика в результате проверки не выявлено. Актом проверки от этой же даты за № НЧ-39595 в отношении истца установлено нарушение управляющей компанией пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» и пункта 80 Правил № 354, а именно: на фильтрах, установленных на разводке после запорного крана перед индивидуальным прибором учета холодного и горячего водоснабжения установлены фильтры, на которых отсутствует пломбировка; на индивидуальном приборе учета холодного водоснабжения выявлена незавершенная пломбировка. Доначисления за коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения были осуществлены по расчету истца, произведенному в соответствии с пунктами 57 и 77 Постановления Правительства Российской Федерации № 167 от 12 февраля 1999 года, которые утратили силу. В связи с выявленными нарушениями инспекцией в адрес истца 2 ноября 2018 года было вынесено предписание на приведение начислений в соответствие с требованиями законодательства в срок до 10 декабря 2018 года. Таким образом, в ходе проверки не выявлен факт несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам холодного и горячего водоснабжения.
При рассмотрении Набережночелнинским городским судом Республики Татарстан гражданского дела № 2 - 4151/2019 было установлено, что 10 сентября 2018 года пломбировка индивидуальных приборов учета водоснабжения в квартире ответчика не была завершена контролером водяных счетчиков по указанию инженера управляющей компании Беспаловой Н. В.
Согласно сообщению ООО «Челныводоканал» за № 92-134-15-6609 от 31 августа 2018 года фильтры на трубопроводах водоснабжения должны быть установлены до индивидуального прибора учета водоснабжения согласно пункту 7.2.1 Свода Правил 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий».
Разрешая заявленные требования, СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что факт несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования Рє внутридомовым инженерным системам холодного Рё горячего водоснабжения нашел СЃРІРѕРµ подтверждение РІ результате обследования, проведенного РћРћРћ «ЖРРЈ 48В» 25 июля 2018 РіРѕРґР°, Рё внеплановой выездной проверки жилищной инспекции 2 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°. Проверками выявлено отсутствие пломб РЅР° фильтрах, установленных РЅР° разводке после запорного крана перед РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј учета. РЎСѓРґ пришел Рє выводу Рѕ наличии оснований для удовлетворения РёСЃРєР°. РџСЂРё этом СЃСѓРґ отметил, что установление возможности потребления РІРѕРґС‹ РёР· крана, встроенного РІ фильтр, правового значения для решения РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ наличии или отсутствии несанкционированного подключения Рє системе водоснабжения РЅРµ имеет. РЎСѓРґ также признал незаслуживающим внимание РґРѕРІРѕРґ ответчика Рѕ том, что РѕРЅ РЅРµ обладает специальными познаниями РІ области установки индивидуальных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета Рё фильтров, Рё отметил, что ответчик РЅРµ был лишен возможности воспользоваться услугами специалистов, РІ том числе управляющей компании, РїСЂРё наличии сомнений РІ правильности установки индивидуальных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета Рё фильтров. РџСЂРё этом СЃСѓРґРѕРј было принято РІРѕ внимание, что РІРІРѕРґ установленных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета РІ эксплуатацию, РёС… надлежащая техническая эксплуатация, сохранность Рё своевременная замена возлагаются законодательством РЅР° собственника помещения. РўРѕС‚ факт, что управляющей компанией РїСЂРё проведении поверок Рё обследований индивидуальных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета водоснабжения, установленных РІ квартире ответчика, РЅР° протяжении столь длительного времени каких-либо нарушений СЃРѕ стороны потребителя коммунальной услуги выявлено РЅРµ было, РїРѕ мнению СЃСѓРґР°, также РЅРµ имеет правового значения для рассмотрения дела, поскольку управляющей компанией ранее РЅРµ проводилась проверка РЅР° предмет установления несанкционированного подключения Рє инженерным сетям.
Судебная коллегия СЃ такими выводами СЃСѓРґР° согласиться РЅРµ может, поскольку, как РїСЂСЏРјРѕ указано РІ пункте 62 Правил в„– 354, факт несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя Рє внутридомовым инженерным системам устанавливается исполнителем коммунальных услуг, Рѕ чем составляется соответствующий акт РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленным пунктом 85(1) указанных Правил. Рсполнителем РІ данном случае является организация, РІ управлении которой находится многоквартирный РґРѕРј, то есть истец согласно пункту 2 Правил в„– 354. Такого акта материалы дела РЅРµ содержат. Судебная коллегия соглашается СЃ доводами жалобы РІ части невозможности признания актом РѕР± обнаружении факта несанкционированного подключения акта обследования РѕС‚ 25 июля 2018 РіРѕРґР°, составленного лицом, РЅРµ являющимся исполнителем, СЃ содержанием которого РЅРµ были ознакомлены РЅРё исполнитель, РЅРё потребитель коммунальных услуг. РЎСѓРґРѕРј первой инстанции ошибочно был признан доказательством несанкционированного подключения акт РѕС‚ 2 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° внеплановой выездной проверки, проведенной Набережночелнинской зональной жилищной инспекции, поскольку этой проверкой РЅРµ было выявлено нарушений СЃРѕ стороны потребителя коммунальных услуг, РІ том числе Рё факта несанкционированного подключения Рє инженерным сетям, Р° предписание Рѕ выявленных нарушениях было вынесено РІ адрес истца. Более того, нарушения касались РїРѕСЂСЏРґРєР° расчета доначислений, произведенного РЅР° основании правовых РЅРѕСЂРј, утративших силу, Р° также незавершенности процесса пломбирования индивидуального РїСЂРёР±РѕСЂР° учета водоснабжения Рё установленных фильтров. РџСЂРё этом, как правильно указывает апеллянт, решением того Р¶Рµ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 17 апреля 2019 РіРѕРґР°, принятым РїРѕ делу в„– 2 - 4151/2019, было установлено, что процесс пломбировки РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета РЅРµ был завершен РїРѕ инициативе Рё РїРѕ указанию работника РїРѕРґСЂСЏРґРЅРѕР№ организации, Р° РЅРµ РїРѕ РІРёРЅРµ ответчика. РЎСѓРґРѕРј апелляционной инстанции принимается РІРѕ внимание тот факт, что установленные РІ квартире ответчика РїСЂРёР±РѕСЂС‹ учета были зарегистрированы РІ управляющей компании, каких-либо нарушений РїСЂРё РёС… установке или несоответствия РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета Рё фильтров требованиям, предъявляемым Федеральным законом РѕС‚ 26 РёСЋРЅСЏ 2008 РіРѕРґР° в„– 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», РЅРµ установлено. Учитывая изложенное, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что факт несанкционированного подключения потребителя Рє внутридомовым инженерным сетям холодного Рё горячего водоснабжения РЅРµ доказан надлежащими средствами доказывания, Рє которым РІ силу пункта 62 Правил в„– 354 РЅРµ может быть отнесен акт обследования РѕС‚ 25 июля 2018 РіРѕРґР° Рё акты выездной проверки жилищной инспекции РѕС‚ 2 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°, РёР· содержания которых РЅРµ усматривается выявление такого подключения. РџСЂРё этом судебная коллегия отмечает, что, отклоняя ходатайство ответчика Рѕ назначении судебной экспертизы для разрешения РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ наличии или отсутствии факта несанкционированного подключения, наличии или отсутствии возможности такого подключения РїСЂРё установленных приборах учета Рё фильтрах, СЃСѓРґ фактически лишил ответчика возможности опровергнуть РґРѕРІРѕРґС‹ истца. РЎСѓРґ, указывая, что истец как исполнитель РЅРµ РјРѕРі выявить РїСЂРё осуществлении поверок Рё обследований РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета, установленных РІ квартире ответчика, факт несанкционированного подключения, поскольку обнаружение наличия или отсутствия такого факта РЅРµ было предметом обследований управляющей компании, фактически РѕСЃРІРѕР±РѕРґРёР» истца РѕС‚ доказывания СЃРІРѕРёС… РґРѕРІРѕРґРѕРІ, возложив РїСЂРё этом РЅР° ответчика обязанность РёС… опровергнуть, что нельзя признать обоснованным Рё соответствующим принципу состязательности гражданского процесса. Таким образом, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что доказательств, соответствующих требованиям, предъявляемым главой 6 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее – ГПК Р Р¤), РІ подтверждение исковых требований истец РЅРµ представил, Р° потому РЅРµ может признать решение СЃСѓРґР° первой инстанции законным Рё обоснованным Рё отменяет его СЃ принятием РЅРѕРІРѕРіРѕ решения РѕР± отказе РІ удовлетворении РёСЃРєР°.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Набережночелнинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 9 сентября 2019 РіРѕРґР° РїРѕ данному делу отменить Рё принять РЅРѕРІРѕРµ решение, которым РІ удовлетворении РёСЃРєР° общества СЃ ограниченной ответственностью «ЖРРЈ «Камстройсервис» Рє Грибу Константину Александровичу Рѕ взыскании задолженности РїРѕ оплате несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования Рє внутридомовым инженерным системам холодного Рё горячего водоснабжения отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё