Решение по делу № 33-20873/2019 от 14.11.2019

Судья ФИО2         УИД 16RS0....-54

дело № 2 - 8497/2019

№ 33 - 20873/2019

                             учет № 114г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2019 года                     город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р. Р.,

судей Габидуллиной А. Г. и Никулиной О. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мусиной А. Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Никулиной О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Гриба Константина Александровича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 9 сентября 2019 года, которым постановлено:

Взыскать с Гриба Константина Александровича в пользу общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «ЖЭУ «Камстройсервис» образовавшуюся за период с 1 августа по 31 октября 2018 года задолженность по оплате несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам холодного и горячего водоснабжения до индивидуального прибора учета в сумме 290 378 рублей, судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 6 334 рублей 25 копеек.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав представителя истца Андреева В. В., ответчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО «ЖЭУ «Камстройсервис» обратилось в суд к Грибу К. А. с иском о взыскании задолженности по оплате несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам холодного и горячего водоснабжения, указывая, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На основании протокола общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом истец осуществляет управление домом, в котором находится квартира ответчика. При совершении действий по устранению аварийной ситуации, связанной с порывом трубы водоснабжения, работниками управляющей компании в квартире ответчика обнаружены несанкционированная запорная арматура (отключающие краны), установленная на стояках холодного и горячего водоснабжения, и фильтры с кранами до приборов учета, посредством которых имеется возможность использования водных ресурсов без индивидуального прибора учета. В связи с выявлением данных обстоятельств ответчику истцом произведено доначисление платы за коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения за период с 1 августа по 31 октября 2018 года в сумме 313 424 рублей 80 копеек. Ответчик указанную сумму добровольно не уплатил, в связи с чем истец просил взыскать ее принудительно.

При рассмотрении дела судом первой инстанции представители истца Матвеева В. Л., Андреев В. В. исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив, что доначисления произведены с учетом предписания государственной жилищной инспекции.

Ответчик и его представитель возражали против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица - Набережночелнинской зональной жилищной инспекции в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором вопрос об удовлетворении иска оставил на усмотрение суда.

Суд иск удовлетворил и постановил решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы ответчик указывает, что фильтры установлены и опломбированы при проведении капитального ремонта многоквартирного дома в 1998 году специалистами из городского жилищного управления и управляющей компании, которая обслуживала дом в тот период. Фильтр является заводским, сертифицированным, самопромывным с манометром и краном, он соответствует Своду Правил 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий». С момента установки фильтров истец неоднократно проводил проверки санитарно-технического оборудования в квартире ответчика, снимал контрольные показания приборов учета, на которых установлены фильтры, и никаких нарушений выявлено не было. Суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении судебной инженерно-технической экспертизы, которое заявлялось ответчиком для установления того, является ли незаконной врезкой установка фильтров до прибора учета на сетях водоснабжения, для сравнительного анализа установленного фильтра в квартире ответчика с фильтрами, установленными в других жилых помещениях данного многоквартирного дома, для определения наличия или отсутствия возможности самовольного подключения к фильтрам для бесконтрольного потребления воды. Ссылка суда на акт, составленный обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «ЖЭУ 48» 25 июля 2018 года, в подтверждение факта несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным сетям, является незаконной и необоснованной, поскольку такой акт согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года (далее – Правила № 354), может быть составлен только исполнителем, в данном случае – управляющей компанией, то есть истцом. Материалы дела не содержат сведений о наделении ООО «ЖЭУ 48» полномочиями по выявлению несанкционированного подключения. Кроме того, о проведении проверки по факту несанкционированного потребления ответчик уведомлен не был, акт, составленный в результате этой проверки, ему не был ни вручен, ни направлен, о его содержании ему стало известно только после получения счетов на оплату коммунальных услуг с завышенными суммами. Акт от 25 июля 2018 года не соответствует требованиям, предъявляемым к таким актам, установленным пунктами 85 (1) и 85 (2) Правил № 354, поскольку он не предусматривает место для указания возражений с его стороны, не содержит подписи потребителя, отметки об отказе от подписи. В нарушение пункта 62 Правил № 354 к проведению проверки и составлению акта не была привлечена ресурсоснабжающая организация – ООО «Челныводоканал». По изложенным обстоятельствам акт от 25 июля 2018 года является недопустимым доказательством по смыслу статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ). Суд вопреки положениям статьи 61 ГПК РФ не принял во внимание обстоятельства, установленные тем же судом при рассмотрении гражданского дела № 2 - 4151/2019: того факта, что 25 июля 2018 года ООО «ЖЭУ 48» акт о несанкционированном подключении в квартире ответчика не составлялся.

Акт Набережночелнинской зональной жилищной инспекции от 2 ноября 2018 года, на который ссылается истцовая сторона, также не может служить доказательством несанкционированного подключения, поскольку он не содержит сведений о наличии нарушений при установке запорного крана, фильтра и прибора учета, о наличии незаконной врезки и самовольного подключения. Более того, в акте перечислено, какие требования законодательных актов нарушены управляющей компанией – истцом, а не ответчиком. Следовательно, акт о нарушении требований законодательства иным лицом не может служить доказательством незаконности действий ответчика.

На отсутствие вины ответчика указывает также письмо ресурсоснабжающей организации – ООО «Челныводоканал», которое подтверждает правильную последовательность установленных в квартире ответчика приборов учета и фильтров.

Фильтры подключены не к внутридомовым, а к внутриквартирным сетям, которые не относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Исходя из содержания пункта 2 Правил № 354 к общему имуществу многоквартирного дома относятся стояки горячей и холодной воды, ответвления от стояков после отсекающего крана являются внутриквартирной разводкой и являются личной собственностью жильца. Фильтр ответчика установлен к ответвлению внутриквартирной разводки, что исключает вину ответчика.

Указание истца на необходимость использования собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома фильтров серии КВФ, которые рекомендованы изготовителями прибора учета, не является обязательным для исполнения потребителем, поскольку законодательство не содержат правил и ограничений для потребителей в выборе марки и модели фильтра. При этом каких-либо проверок истцом, жилищной инспекцией, ресурсонабжающей организацией на предмет наличия фактической возможности получения воды из установленного в квартире ответчика фильтра, установки запрещенных приспособлений для несанкционированного пользования водой, на предмет пригодности для использования полученной из фильтра воды не проводилось.

Довод истцовой стороны о том, что фильтр, установленный в квартире ответчика, не опломбирован не является основанием для удовлетворения иска, поскольку при рассмотрении тем же судом гражданского дела № 2 - 4151/2019 было установлено, что истец не производит пломбировку фильтров.

Апеллянт также отмечает, что истцом не был представлен расчет взыскиваемой суммы.

Ответчик в судебном заседании апелляционной инстанции жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.

Судебная коллегия, выслушав ответчика и представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правилами № 354 определены условия предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении), а также права и обязанности потребителя и исполнителя услуг.

На основании подпункта «г» пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Согласно пункту 62 Правил № 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги. Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Из пункта 81.11 Правил № 354 следует, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

Согласно пункту 85(1) Правил № 354 указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.

Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:

а) дата, место, время составление акта;

б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;

в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;

г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);

д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);

е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;

ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.

В соответствии с пунктом 85(2) один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом.

В соответствии с пунктом 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Пунктом 81 правил № 354 установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.

Согласно части 1 статьи 10 указанного закона обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно частям 2 и 6 статьи 12 этого же закона решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа. Сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Пунктом 5.3.3 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294, установлено, что ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений относится к полномочиям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Таким образом, потребитель вправе установить любое средство измерения (прибор учета), соответствующее вышеуказанным требованиям и внесенным в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Частью 6 статьи 20 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не допускается подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды.

Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается также при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.

Согласно пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 (далее – Правила № 644), самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения - это пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.

Под самовольным подключением (технологическим присоединением) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения или с нарушением его условий.

Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года № 776 (далее – Правила № 776), распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами № 354.

Согласно пунктам 47, 48 и 49 Правил № 776 эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена приборов учета осуществляются абонентом или транзитной организацией в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета, входящих в состав узла учета, осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Приборы учета и (или) узел учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу.

Узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу узла учета, определяемых представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основе фотоматериалов и путем визуального сравнения прибора учета до и после несанкционированного вмешательства;

в) нарушения контрольных пломб или знаков поверки;

г) механического повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета;

д) превышения допустимой погрешности показаний приборов учета;

е) нарушения проектной документации на оборудование узла учета, в частности осуществления врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренной проектной документацией на оборудование узла учета;

ж) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В соответствии с пунктом 51 Правил № 776 установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Приборы учета воды и (или) сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе после поверки, пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки абонентом или третьим лицом.

По делу установлено, что Гриб К. А. является собственником трех комнат в пятикомнатной <адрес> по <адрес> на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 9 июля 1999 года. Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «ЖЭУ «Камстройсервис».

Согласно выписке из домовой книги и справке с места жительства от 5 июля 2019 года, выданной истцом, в квартире на регистрационном учете состоит ответчик.

Согласно акту от 26 октября 2015 года индивидуальные приборы учета водоснабжения, установленные в квартире ответчика, были зарегистрированы управляющей компанией.

25 июля 2018 года главным инженером ООО «ЖЭУ 48», осуществлявшим замену неисправного трубопровода холодного водоснабжения, Беспаловой Н. В. составлен акт обследования квартиры ответчика, согласно которому на трубопроводе холодного водоснабжения на стояке установлен отсекающий кран ниже тройника разводящего трубопровода. После отсекающего крана на разводке до счетчика имеется врезка в виде фильтра с краном, которым допускается возможность потребления воды в обход прибора учета. Аналогичная ситуация и с трубопроводом горячего водоснабжения. Акт был составлен в отсутствие исполнителя и потребителя коммунальных услуг, сведений о том, что они были ознакомлены с его содержанием или отказались от ознакомления с ним, о согласии или несогласии потребителя с выявленными в акте нарушениями не имеется.

20 августа 2018 года в адрес ответчика истцом направлено уведомление о необходимости устранения несанкционированного подключения к инженерным системам и погашения произведенных по указанному факту доначислений, которое им получено 31 августа 2018 года.

18 сентября 2018 года истец направил письмо в адрес ООО «Городской расчетный центр» с просьбой произвести доначисления в порядке, предусмотренном пунктом 62 правил № 354, в связи с не устранением ответчиком несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам горячего и холодного водоснабжения.

По обращению ответчика Набережночелнинской зональной жилищной инспекцией проведена внеплановая выездная проверка по адресу расположения его жилого помещения и в его присутствии, по результатам которой 2 ноября 2018 года был составлен акт ..... В ходе проверки установлено, что в санузле на трубопроводе холодного водоснабжения имеется запорный кран, на разводке после запорного крана перед прибором учета установлен фильтр, в конструкции которого имеется манометр и сливной кран, пломбировка отсутствует; на стояке трубопровода холодного водоснабжения установлен прибор учета, пломбировка которого не завершена. Аналогичные обстоятельства выявлены и на стояке трубопровода горячего водоснабжения. Нарушений со стороны ответчика в результате проверки не выявлено. Актом проверки от этой же даты за № НЧ-39595 в отношении истца установлено нарушение управляющей компанией пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» и пункта 80 Правил № 354, а именно: на фильтрах, установленных на разводке после запорного крана перед индивидуальным прибором учета холодного и горячего водоснабжения установлены фильтры, на которых отсутствует пломбировка; на индивидуальном приборе учета холодного водоснабжения выявлена незавершенная пломбировка. Доначисления за коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения были осуществлены по расчету истца, произведенному в соответствии с пунктами 57 и 77 Постановления Правительства Российской Федерации № 167 от 12 февраля 1999 года, которые утратили силу. В связи с выявленными нарушениями инспекцией в адрес истца 2 ноября 2018 года было вынесено предписание на приведение начислений в соответствие с требованиями законодательства в срок до 10 декабря 2018 года. Таким образом, в ходе проверки не выявлен факт несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам холодного и горячего водоснабжения.

При рассмотрении Набережночелнинским городским судом Республики Татарстан гражданского дела № 2 - 4151/2019 было установлено, что 10 сентября 2018 года пломбировка индивидуальных приборов учета водоснабжения в квартире ответчика не была завершена контролером водяных счетчиков по указанию инженера управляющей компании Беспаловой Н. В.

Согласно сообщению ООО «Челныводоканал» за № 92-134-15-6609 от 31 августа 2018 года фильтры на трубопроводах водоснабжения должны быть установлены до индивидуального прибора учета водоснабжения согласно пункту 7.2.1 Свода Правил 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что факт несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам холодного и горячего водоснабжения нашел свое подтверждение в результате обследования, проведенного ООО «ЖЭУ 48» 25 июля 2018 года, и внеплановой выездной проверки жилищной инспекции 2 ноября 2018 года. Проверками выявлено отсутствие пломб на фильтрах, установленных на разводке после запорного крана перед прибором учета. Суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. При этом суд отметил, что установление возможности потребления воды из крана, встроенного в фильтр, правового значения для решения вопроса о наличии или отсутствии несанкционированного подключения к системе водоснабжения не имеет. Суд также признал незаслуживающим внимание довод ответчика о том, что он не обладает специальными познаниями в области установки индивидуальных приборов учета и фильтров, и отметил, что ответчик не был лишен возможности воспользоваться услугами специалистов, в том числе управляющей компании, при наличии сомнений в правильности установки индивидуальных приборов учета и фильтров. При этом судом было принято во внимание, что ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагаются законодательством на собственника помещения. Тот факт, что управляющей компанией при проведении поверок и обследований индивидуальных приборов учета водоснабжения, установленных в квартире ответчика, на протяжении столь длительного времени каких-либо нарушений со стороны потребителя коммунальной услуги выявлено не было, по мнению суда, также не имеет правового значения для рассмотрения дела, поскольку управляющей компанией ранее не проводилась проверка на предмет установления несанкционированного подключения к инженерным сетям.

Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может, поскольку, как прямо указано в пункте 62 Правил № 354, факт несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам устанавливается исполнителем коммунальных услуг, о чем составляется соответствующий акт в порядке, установленным пунктом 85(1) указанных Правил. Исполнителем в данном случае является организация, в управлении которой находится многоквартирный дом, то есть истец согласно пункту 2 Правил № 354. Такого акта материалы дела не содержат. Судебная коллегия соглашается с доводами жалобы в части невозможности признания актом об обнаружении факта несанкционированного подключения акта обследования от 25 июля 2018 года, составленного лицом, не являющимся исполнителем, с содержанием которого не были ознакомлены ни исполнитель, ни потребитель коммунальных услуг. Судом первой инстанции ошибочно был признан доказательством несанкционированного подключения акт от 2 ноября 2018 года внеплановой выездной проверки, проведенной Набережночелнинской зональной жилищной инспекции, поскольку этой проверкой не было выявлено нарушений со стороны потребителя коммунальных услуг, в том числе и факта несанкционированного подключения к инженерным сетям, а предписание о выявленных нарушениях было вынесено в адрес истца. Более того, нарушения касались порядка расчета доначислений, произведенного на основании правовых норм, утративших силу, а также незавершенности процесса пломбирования индивидуального прибора учета водоснабжения и установленных фильтров. При этом, как правильно указывает апеллянт, решением того же городского суда от 17 апреля 2019 года, принятым по делу № 2 - 4151/2019, было установлено, что процесс пломбировки приборов учета не был завершен по инициативе и по указанию работника подрядной организации, а не по вине ответчика. Судом апелляционной инстанции принимается во внимание тот факт, что установленные в квартире ответчика приборы учета были зарегистрированы в управляющей компании, каких-либо нарушений при их установке или несоответствия приборов учета и фильтров требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», не установлено. Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что факт несанкционированного подключения потребителя к внутридомовым инженерным сетям холодного и горячего водоснабжения не доказан надлежащими средствами доказывания, к которым в силу пункта 62 Правил № 354 не может быть отнесен акт обследования от 25 июля 2018 года и акты выездной проверки жилищной инспекции от 2 ноября 2018 года, из содержания которых не усматривается выявление такого подключения. При этом судебная коллегия отмечает, что, отклоняя ходатайство ответчика о назначении судебной экспертизы для разрешения вопроса о наличии или отсутствии факта несанкционированного подключения, наличии или отсутствии возможности такого подключения при установленных приборах учета и фильтрах, суд фактически лишил ответчика возможности опровергнуть доводы истца. Суд, указывая, что истец как исполнитель не мог выявить при осуществлении поверок и обследований приборов учета, установленных в квартире ответчика, факт несанкционированного подключения, поскольку обнаружение наличия или отсутствия такого факта не было предметом обследований управляющей компании, фактически освободил истца от доказывания своих доводов, возложив при этом на ответчика обязанность их опровергнуть, что нельзя признать обоснованным и соответствующим принципу состязательности гражданского процесса. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доказательств, соответствующих требованиям, предъявляемым главой 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в подтверждение исковых требований истец не представил, а потому не может признать решение суда первой инстанции законным и обоснованным и отменяет его с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 9 сентября 2019 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ «Камстройсервис» к Грибу Константину Александровичу о взыскании задолженности по оплате несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам холодного и горячего водоснабжения отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-20873/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Другие
Гриб К.А.
ООО ЕРЦ -Татэнергосбыт
ООО ЖЭУ КАМСТРОЙСЕРВИС
Государственная жилищная инспекция
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Никулина О. В.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
14.11.2019[Гр.] Передача дела судье
15.11.2019[Гр.] Судебное заседание
23.12.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2019[Гр.] Передано в экспедицию
09.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее