ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-14020/2024
УИД 64RS0045-01-2023-004816-14
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов | 14 мая 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Вишневской В.Д., Шеховцовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иноземцева Артема Сергеевича к Министерству труда и социальной защиты Саратовской области, Министерству труда и социальной защиты РФ, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения,
по кассационной жалобе Иноземцева Артема Сергеевича
на решение Кировского районного суда г. Саратова от 26 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 января 2024 года,
заслушав доклад судьи Вишневской В.Д., пояснения истца Иноземцева А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Саратовской области Хомутовой О.С., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области Муратовой И.Ю. относительно доводов кассационной жалобы,
установила:
Иноземцев А.С. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Саратовской области, Министерству труда и социальной защиты РФ, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 26 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 января 2024 года, в удовлетворении исковых требований Иноземцева А.С. отказано.
В кассационной жалобе Иноземцев А.С. просит отменить решение Кировского районного суда г. Саратова от 26 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 января 2024 года, ссылаясь на нарушения судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Иноземцев А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО10 умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
Отец истца являлся ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается копией выданного ему удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом.
Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова», принятым на заседании 5 апреля 2023 года, установлено, что заболевание ФИО11 - <данные изъяты> связано с генетическими последствиями воздействия радиационных факторов на отца - ФИО12 - участника ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС.
Решением экспертного совета указанного учреждения от 4 октября 2022 года также установлено, что причина смерти ФИО13 связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В мае 2023 года истец обратился в Министерство труда и социальной защиты Саратовской области по вопросу оформления и выдачи удостоверения получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего <данные изъяты>
Письмами Министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 23 мая 2023 года и от 15 июня 2023 года в выдаче такого удостоверения истцу отказано по причине не соответствия по возрасту категории «дети и подростки в возрасте до 18 лет».
28 и 29 июня 2023 года Иноземцев А.С. обратился в ОСФР по Саратовской области с заявлениями о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежегодной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Решениями ОСФР по Саратовской области от 28 июня 2023 года и от 29 июня 2023 года Иноземцеву А.С. отказано в назначении (предоставлении) указанных мер социальной поддержки в связи с отсутствием полного комплекта документов, необходимых для назначения выплаты, а именно: в связи с непредставлением специального удостоверения <данные изъяты> что предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года №, и удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, что предусмотрено постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года №.
При рассмотрении дела установлено, что до достижения совершеннолетия Иноземцев А.С. не пользовался мерами социальной поддержки, предусмотренными ст. 14 Закона от 15 мая 1991 года №1244-I.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив, что истец является потомком первого поколения, заболевание которого обусловлено воздействием радиации на его отца, подвергшегося воздействию радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС, удостоверение установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки до достижения им 18 лет не выдавалось, пришел к выводу об отсутствии оснований для выдачи истцу такого удостоверения после достижения совершеннолетия и, следовательно, для отнесения к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
При этом судом также отмечено, что причины не обращения Иноземцева А.С. с соответствующим заявлением о получении мер социальной поддержки до достижения 18-летнего возраста при установленных обстоятельствах правовых оснований для разрешения спора не имеют.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что ст. 14 и 25 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 не содержат норм о распространении мер социальной поддержки на трудоспособных детей, достигших возраста 18 лет, в связи с чем, истцу обоснованно отказано как в выдаче удостоверения, так и в назначении соответствующих выплат.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
П. 9 ч. 1 ст. 271 Закона № 1244-1 установлено, что ЕДВ осуществляется детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пп. 1, 2, 3 и 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
В целях реализации мер социальной поддержки (компенсаций и других выплат) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с ч. 9 ст. 51 Закона № 1244-1 Минтрудом России приказом от 22 апреля 2019 года № 280н утверждены методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации (далее - методические указания).
Согласно п. 13 методических указаний при принятии решения о предоставлении получателю компенсаций, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона № 1244-1 детям первого поколения граждан, указанных в пп. 1, 2, 3 и 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, следует учитывать, что документами, подтверждающими рождение детей первого поколения именно после облучения вследствие данной катастрофы одного из родителей, являются свидетельство о рождении этого ребенка и соответствующее удостоверение, имеющееся у родителя, его статус, установленный в соответствии с пп. 1,2,3 и 6 ч.1 ст.13 Закона №1244-1.
При этом предусмотрено, что при принятии решения о предоставлении указанных компенсаций получателям, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, следует учитывать что документом, подтверждающим рождение детей второго и последующих поколений именно после радиоактивного облучения вследствие данной катастрофы одного из родителей, является, в частности, имеющееся у родителя удостоверение, предусмотренное для лиц, указанных в п. 1 ч. 1– ст. 13 Закона № 1244-1.
Принимая во внимание, что Законом № 1244-1 установлены единые основания для получения мер социальной поддержки указанными детьми вышеназванных граждан, положения п. 13 методических указаний применимы для определения круга детей из числа второго и последующих поколений, имеющих право на получение ЕДВ согласно п. 9 ч. 1 ст. 27 Закона № 1244-1, и отнесения их родителей к лицам, получившим радиоактивное облучение вследствие чернобыльской катастрофы.
П. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 предусмотрена категория граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Дети и подростки, страдающие болезнями, обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, поименованные в ч. 2 ст. 25 Закона № 1244-1, имеют право на получение соответствующего удостоверения как граждане из числа указанных лиц.
При этом Закон № 1244-1 не содержит ограничений по отнесению детей граждан, указанных в пп. 1, 2, 3 и в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1, при достижении ими 18-летнего возраста к категории граждан, упомянутых в п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1, и предоставлению им мер социальной поддержки на основании соответствующего удостоверения при условии наличия заболевания, выявленного в детском возрасте и связанного по заключению межведомственного экспертного совета с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выполненными их отцами (матерями).
Установление причинной связи развившихся заболеваний с последствиями Чернобыльской катастрофы согласно ст. 24 Закона № 1244-1 осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями в соответствии с Перечнем заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 года № 592.
Выдача специального удостоверения "получившего(ей) или перенесшего(ей) лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего(ей) инвалидом" (далее - удостоверение) осуществляется в соответствии с приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 8 декабря 2006 года №728/832/166н "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы" (далее - Порядок).
Выдача удостоверения детям и подросткам в возрасте до 18 лет, указанным в ч. 2 ст. 25 Закона №1244-1, предусмотрена пп. «в» п. 2 Порядка.
Оформление и выдача удостоверения производятся органами, определенными п. 3 Порядка.
Так, в соответствии с абз. 2 п. 3 Порядка выдача удостоверения осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная (приравненная к ней) служба, - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней) службу в этих федеральных органах исполнительной власти, находящихся в их ведении учреждениях, организациях и территориальных органах, а также получающим пенсионное обеспечение в этих органах, и членам их семьи.
Согласно абз. 3 п. 3 Порядка органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, осуществляется выдача удостоверений инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан, указанных в п. 2 Порядка (кроме перечисленных в абзаце втором п. 3 Порядка).
П. 4 Порядка установлено, что для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в вышеуказанные органы по месту жительства (работы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются (в зависимости от категории граждан) соответствующие документы, в число которых входят паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении) и заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.
П. 8 Порядка выдача бланков удостоверения представителям вышеназванных органов на основании заявки и доверенности, оформленных в установленном порядке, возложена на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приведенное правовое регулирование судами применено неправильно.
Указав на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности отнести его к категории детей первого поколения, родившихся после радиоактивного облучения вследствие Чернобыльской катастрофы одного из родителей, в период с 1991 года по 2009 год и к категории граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период с 2009 года по настоящее время, а также указав, что оснований для отнесения истца к числу иных лиц, указанных в подп. «а», «б» п. 2 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, не имеется, суды не учли, что отец истца являлся ликвидатором последствий аварии на ЧАЭС, его смерть связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ при ликвидации аварии, а заболевание его сына – ФИО15. связано с генетическими последствиями воздействия радиационных факторов на его отца, и данные обстоятельства установлены соответствующими решениями межведомственного и экспертного советов.
При таких обстоятельствах и в соответствии с приведенным правовым регулированием, то обстоятельство, что Иноземцев А.С., имея на это право, до достижения 18 лет не обратился за получением соответствующего удостоверения, не может являться препятствием для получения данного удостоверения и представляемых в связи с этим льгот в настоящее время, поскольку иное свидетельствовало бы о нарушении его прав и ставило бы их получение в зависимость от факта обращения за данными льготами исключительно в несовершеннолетнем возрасте.
При этом, судами также не учтено, что Закон № 1244-1 не содержит ограничений по отнесению детей граждан, указанных в пп.1, 2, 3 и в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1, при достижении ими 18-летнего возраста к категории граждан, упомянутых в п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1, и предоставлению им соответствующих мер социальной поддержки при определенных условиях.
Также судами не дана оценка доводам истца о том, что ранее компетентными органами ему не было разъяснено его право на получение данного удостоверения, в силу чего, являясь несовершеннолетним, он данное право не реализовал.
В связи с изложенным, решение Кировского районного суда г. Саратова от 26 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 января 2024 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным правоотношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Кировского районного суда г. Саратова от 26 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 января 2024 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Кировский районный суд г. Саратова.
Председательствующий
Судьи