Дело №а-728/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Панченко Ю.В., при секретаре Аушевой А.К., с участием административного истца Осканова С.Х., представителя административного ответчика Коригова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осканова С. Х. на неправомерные действия Министерства внутренних дел по <адрес>, выразившиеся в отказе в выдаче справки о реабилитации,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Осканов С.Х. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он обратился в Информационный центр при МВД по РИ с заявлением о выдаче справки о реабилитации. ИЦ МВД по РИ ему отказало в выдаче указанной справки со ссылкой на Указ Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной Войны». Просит признать действия МВД по РИ, выразившиеся в отказе в выдаче справки о реабилитации незаконными и обязать выдать ему справку о реабилитации.
В судебном заседании административный истец Осканов С.Х. требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель МВД по РИ Коригов М.А. возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в возражениях на административный иск.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
В силу ст. 1.1 данного Закона, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
По заявлениям заинтересованных лиц о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно. Решения об отказе в выдаче справок о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий могут быть обжалованы (ст. 8.1 Закона №).
Из обжалуемого решения МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Осканову С.Х. отказано в выдаче справки со ссылкой на то, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной Войны» были сняты с учета спецпоселения и освобождены из под надзора органов внутренних дел, тогда как Осканов С.Х. родился ДД.ММ.ГГГГ, то есть после снятия ограничений на спецпоселенцев.
Действительно, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной Войны» были сняты с учета спецпоселения и освобождены из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел СССР чеченцы, ингуши, карачаевцы и члены их семей, высланные в период Великой Отечественной войны.
Однако пункт 2 данного Указа устанавливал, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в ст. 1 настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.
ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление ЦК КПСС «О восстановлении национальных автономий калмыцкого, карачаевского, чеченского и ингушского народов». На основании этих документов ДД.ММ.ГГГГ Президиум Верховного Совета СССР издал Указ № «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР». В тот же день Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ № «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ эти Указы вступили в силу.
Поскольку указанный запрет возвращения ингушей на прежнее место жительства был признан утратившим силу лишь с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР», восстановившего государственность чечено-ингушского народа, и только с этого времени чеченцы и ингуши получили право беспрепятственного въезда в места, откуда они были незаконно депортированы в феврале 1944 года.
Из вышеизложенного следует, что полное снятие ограничений и восстановление прав репрессированных ингушей имело место лишь после ДД.ММ.ГГГГ.
Существовавшие до вступления в силу Указа от ДД.ММ.ГГГГ законодательные ограничения по свободному передвижению граждан ингушской национальности признаются судом «иным лишением или ограничением прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства и политического строя» по национальному признаку. Эти ограничения непосредственно затрагивали и права административного истца.
С принятием Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» государство признало репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению, незаконными и преступными, противоречащим основным правам, свободам человека и гражданина, несовместимым с нормами международного права. Согласно преамбуле указанного закона целью закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Статья 26 Международного Пакта о гражданских и политических правах провозглашает, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту права без всякой дискриминации.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности статей 2-1 и 16 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с жалобой гражданки Алешкиной З.В.» и Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О по жалобе гражданина Пинхасика М.Л. на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 2.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» указал, что действовавшее в период репрессий законодательство формально не требовало вынесения решений о применении репрессий в отношении детей, не достигших 16-летнего возраста, однако, по существу эти дети репрессировались, фактически подвергаясь мерам принуждения. То обстоятельство, что к моменту необоснованного применения репрессий они не достигли возраста, не имеет значения для оценки их правового положения и не может служить основанием для ограничения их прав и свобод в процессе реабилитации.
Исходя из этого, Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию о признании находившихся на спецпоселении несовершеннолетних граждан репрессированными и о недопустимости установления для этой категории граждан ограничений в процессе реабилитации и уменьшения им объема компенсации в зависимости от возраста.
Так, согласно копии паспорта гражданина Российской Федерации, имеющегося в материалах административного дела серии 26 01 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> Республики Ингушетия следует, что административный истец Осканов С. Х. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Казахской ССР.
В силу ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Таким образом, отказ административного ответчика в реабилитации только лишь по тому основанию, что он родился после издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку гарантированное Осканову С.Х. право на свободу передвижения до ДД.ММ.ГГГГ было ограничено государством. Указанные ограничения носили политический характер, так как применялись государством в связи с признанием родителя заявителя социально опасным по национальному признаку (ингуши).
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании незаконным решения МВД по РИ об отказе в выдаче справки о реабилитации и об обязании МВД по РИ выдать справку о реабилитации как лицу, подвергшемуся политическим репрессиям по национальному признаку подлежат удовлетворению.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Осканова С. Х. на неправомерные действия Министерства внутренних дел по <адрес>, выразившиеся в отказе в выдаче справки о реабилитации удовлетворить.
Признать действия Министерства внутренних дел по Республики Ингушетия, выразившиеся в отказе в выдаче справки о реабилитации Осканову С. Х. незаконными.
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> выдать Осканову С. Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Казахской ССР, справку о реабилитации как лицу, подвергшемуся политическим репрессиям по национальному признаку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Ю.В. Панченко
Копия верна:
Судья Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко