Решение по делу № 2-933/2015 от 28.04.2015

.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2015 года                                                                        г.Новокуйбышевск

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Король С.Ю.,

при секретаре Губаревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–933/2015 по иску администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области к отделу судебных приставов г.Новокуйбышевск Самарской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Истец администрация г.о. Новокуйбышевск Самарской области, в лице представителя Назаровой Н.Б., обратилась в суд с иском к отделу судебных приставов г.Новокуйбышевск Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что 28.01.2015г. судебным приставом-исполнителем ОСП г. Новокуйбышевск ФИО возбуждено исполнительное производство <№> на основании исполнительного листа <№> от 19.12.2014г., согласно которому глава городского округа и администрация городского округа Новокуйбышевск обязаны обеспечить Н.А.А., <Дата> рождения, жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, не менее 33 кв.м, отвечающего санитарным и техническим требованиям. 09.04.2015г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации городского округа Новокуйбышевск в связи с неисполнением исполнительного документа, в срок установленный для добровольного исполнения. Считает, что имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора в соответствии с пунктом 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», поскольку администрацией городского округа проводится работа, направленная на исполнение судебного решения о представлении жилого помещения Н.А.А. Вместе с тем, администрация городского округа Новокуйбышевск предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в рамках исполнения, переданных Законом Самарской области № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» государственных полномочий. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Со стороны администрации г.о. Новокуйбышевск совершены все необходимые действия, направленные на обеспечение жилым помещением Н.А.А.: он принят на учет, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, список представлен в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в сроки, установленные законом. В соответствии с Законом Самарской области № 135-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений. Администрация городского округа Новокуйбышевск при решении вопросов предоставления жилья данной категории граждан находится в строгих рамках требований Федерального закона № 44-ФЗ. Процедура размещения муниципального заказа согласно действующему законодательству охватывает значительный период времени. В настоящее время администрацией городского округа Новокуйбышевск ведётся работа по подписанию соглашения между министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и администрацией городского округа Новокуйбышевск Самарской области о предоставлении и расходовании в 2015 году субвенции из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе формируемой за счет средств федерального бюджета. Одним из условий предоставления субвенции является использование субвенции в полном объеме в срок до 31 декабря 2015 года. В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Согласно части 7 указанной нормы суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Считают, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого благоустроенного помещения муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и 1етей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, отвечающего санитарным и техническим требованиям исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе. Администрация является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке. Поскольку Администрацией предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда, непредставление жилого благоустроенного помещения муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа Администрацией городского округа в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения, вины администрации городского округа в нарушении сроков исполнения решения суда не имеется. Ссылаясь на вышеизложенное, представитель истца просит суд освободить администрацию городского округа Новокуйбышевск от уплаты исполнительного сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Новокуйбышевска Самарской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области от 09.04.2015г. по исполнительному производству <№>.

В судебном заседании представитель истца – администрации г.о. Новокуйбышевск, Назарова Н.Б., действующая по доверенности <№> от <Дата>, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что исполнить указанное решение суда в установленный для добровольного исполнения срок не представилось возможным вследствие непреодолимой силы, то есть по причинам, не зависящим от должника.

Представитель ответчика – отдела судебных приставов г.Новокуйбышевск Самарской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области Цыганкова К.Р., исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек, исполнительный документ своевременно не исполнен без каких-либо уважительных причин, что повлекло применение в отношении должника санкции, предусмотренной Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Администрация г.о.Новокуйбышевск обращалась ранее в суд с заявлениями об отсрочке исполнения решения суда, о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, в чем было отказано.

В судебное заседание третье лицо – Н.А.А. не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.

Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 06.08.2014 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 06.10.2014 года, на администрацию г.о.Новокуйбышевск возложена обязанность обеспечить Н.А.А. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не менее 33 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям. Данное решение суда вступило в законную силу 06.10.2014 года.

28.01.2015 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов г.Новокуйбышевска было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства <№> в отношении должника администрации г.о.Новокуйбышевск на основании исполнительного листа <№> от 19.12.2014 года, выданного Новокуйбышевским городским судом Самарской области, с предметом исполнения: обязать администрацию г.о.Новокуйбышевск обеспечить Н.А.А., <Дата> рождения, жилым благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Этим же постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Исполнительный документ в установленный срок администрацией г.о.Новокуйбышевск Самарской области не был исполнен, что следует из объяснений представителя истца в судебном заседании.

В связи с неисполнением исполнительного документа, постановлением судебного пристава-исполнителя отделом судебных приставов г.Новокуйбышевск от 09.04.2015 года с должника администрации г.о.Новокуйбышевск взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Считая, что вины администрации г. Новокуйбышевск в неисполнении вышеуказанного исполнительного документа не имеетсят, истец обратился в суд.

Согласно статье 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно части 11 статьи 30 этого же Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечению срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 112 этого же Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

По смыслу закона, право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица или позволяющим освободить должника от взыскания исполнительского сбора, принадлежит суду.

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона Самарской области № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области (далее – органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 1 статьи 2 данного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

По смыслу данной нормы Закона, указанные субвенции являются единственным источником финансирования осуществления органами местного самоуправления переданного государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.

При этом согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 10, подпункту 1 пункта 1 статьи 9, данного Закона, органы государственной власти Самарской области в пределах своей компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, а органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций из областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, на осуществление государственных полномочий.

В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 указанного Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок.

В соответствии с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания ответственности за нарушение обязательства, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 401 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Судом достоверно установлено, что администрация г.о. Новокуйбышевск приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вина в неисполнении в срок исполнительного документа отсутствует, и поэтому имеются правовые основания для освобождения должника от взыскания исполнительство сбора. При этом представления администрацией доказательств невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, не требуется, поскольку неисполнение администрацией исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнений в достоверности не вызывают.

Исследовав и оценив в совокупности материалы настоящего гражданского дела, с учетом положений ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для освобождения администрации г.о.Новокуйбышевск от взыскания исполнительского сбора, предусмотренных упомянутыми выше нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве» и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Неисполнение администрацией г.о.Новокуйбышевск исполнительного документа в установленный срок связано с наличием чрезвычайных и объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне её контроля, а именно – с несвоевременным выделением истцу из областного бюджета Самарской области необходимых субвенций.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация г.о.Новокуйбышевск не уклонялась от исполнения требований исполнительного документа, а, напротив, предпринимала меры для их исполнения, но в связи с недостаточным финансированием из областного бюджета Самарской области не имела возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный срок.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования администрации г.о.Новокуйбышевск об освобождении от взыскания исполнительского сбора по вышеуказанному исполнительному производству подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 8 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», решение суда о полном или частичном удовлетворении требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области к отделу судебных приставов г.Новокуйбышевск Самарской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить администрацию городского округа Новокуйбышевск Самарской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов г.Новокуйбышевска Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области от 09.04.2015 года за несвоевременное исполнение исполнительного документа – исполнительного листа <№> от 19.12.2014 года, выданного Новокуйбышевским городским судом на основании вступившего в законную силу 06.10.2014 года решения суда по гражданскому делу <№> по иску и.о. прокурора г.Новокуйбышевска в интересах Н.А.А. к администрации г.о.Новокуйбышевск о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд в течение месяца в апелляционном порядке с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 14.05.2015 года.

Судья    /подпись/    С.Ю. Король

2-933/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г.о.Новокуйбышевск Самарской области
Ответчики
ОСП г.Новокуйбышевска УФССП по Самарской области
Другие
Новиков А.А.
Суд
Новокуйбышевский городской суд Самарской области
Дело на странице суда
novokuibyshevsky.sam.sudrf.ru
28.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2015Передача материалов судье
30.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2015Судебное заседание
14.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее