Дело № 2-2419/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2024 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Ветелиной О.О.,
с участием представителя истца Строевой Т.Н.,
представителя ответчика - директора Росляковой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми о возложении обязанности,
установил:
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края обратилась с иском к МАУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми о возложении обязанности провести работы: по разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – памятника градостроительства и архитектуры «Училище начальное имени императора Александра II», расположенного по адресу: <Адрес>, в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в срок не позднее 1 года со дня вступления решения в суда в законную силу; по проведению производственных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – памятника градостроительства и архитектуры «Училище начальное имени императора Александра II», расположенного по адресу: <Адрес>, в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в срок не позднее 2 лет со дня вступления решения в суда в законную силу; по размещению в установленном порядке на объекте культурного наследия информационной надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия, в срок не позднее 2 месяцев с даты приемки выполненных производственных работ по сохранению объектов культурного наследия.
В обоснование требований указано, что нежилое двухэтажное кирпичное здание с кадастровым номером 59:01:1718020:46, расположенное по адресу: <Адрес>, закреплено за ответчиком на праве оперативного управления, собственником здания является муниципальное образование. Указанное здание является объектом культурного населения регионального значения – памятником градостроительства и архитектуры «Училище начальное имени императора Александра II», учтено и охраняется государством. Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации под номером №. В ходе проведения регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия в отношении указанного выше памятника составлен акт технического состояния от 06.06.2023, согласно которому общее состояние объекта культурного наследия оценено как неудовлетворительное, нуждающееся в проведении работ по сохранения памятника. Кроме того, органом государственной охраны в акте зафиксировано, что информационная надпись и обозначение, соответствующее требованиям статьи 27 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объекте отсутствует. Таким образом, установлено, что ответчик не осуществляет содержание здания в надлежащем состоянии, что грозит утратой культурной ценности объекта культурного наследия, его разрушением (л.д. 4-5).
Определением судебного заседания от 04.07.2024 в соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования администрации г. Перми (л.д. 81).
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что в 2009 году здание находилось в муниципальной собственности, несколько лет являлось бесхозным, ввиду того, что из него выехал лицей №2, не получивший лицензию. С 2010 года здание используется ответчиком, произведен капитальный ремонт здания, получено разрешение на ввод здания в эксплуатацию. Каждые два года ответчик производит технический осмотр здания, ежегодно текущий ремонт. Трещины на фасаде отмечены впервые в 2017 году, потом в 2019 году, в 2021 году. На трещинах установлены маячки, не расходятся. 26.06.2023 получили заключение. Ответчиком заключен договор по разработке проектно-сметной документации на ремонт фасада и окон, выделены денежные средства. Разработка проектно-сметной документации составляет 240 дней, включает в себя экспертизу. Конкурс на проведение работ объявлен. Не оспаривает необходимость проведения работ по сохранению здания. О необходимости размещения информационной надписи не знала, полагала, что такая надпись должна быть изготовлена истцом. В заявленные истцом сроки ответчик успеет выполнить работы согласно заявленным исковым требованиям.
Представитель администрации г. Перми, департамента образования администрации г. Перми в суд не явилась, направила заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ) гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (пункт 3 статьи 27 Федерального закона №73-ФЗ).
Как определено Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся наряду с другими государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, которая включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений (подпункт 4 статьи 9.2, пункт 1, подпункты 1, 10, 11 пункта 2 статьи 33).
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 4 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (пункт 1 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (пункт 3); обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (пункт 4).
Согласно пункту 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
На основании пункта 12 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при передаче третьим лицам прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, в том числе находящимися в государственной или муниципальной собственности, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не освобождается от ответственности за выполнение установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта археологического наследия.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В подпункте 2 пункта 1, пункте 5 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 19.04.2017 №260-п «О передаче функций в сфере охраны объектов культурного наследия и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края» Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края переданы функции органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Нежилое здание с кадастровым номером № расположенное по адресу: <Адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения, что подтверждается приказом от 09.12.2013 №СЭД-27-01-12-551 Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края (л.д. 14-16).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером № площадью 1041,8 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес>, собственником является Муниципальное образование город Пермь, право оперативного управления закреплено за МАУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми (л.д. 10-13).
Согласно выводам технического отчета ООО «КамаЭксперт» выполненного в 2017 году, строительные конструкции здания имеет дефекты и повреждения: в ограничено-работоспособном состоянии находятся фундамент, стропильная система, внутренние стены в части, перекрытия в части; в работоспособном – наружные стены, внутренние стены в части, перекрытия в части, стены пристроя, стены спуска в подвал; в удовлетворительном – перегородки, окна в части, двери, полы, лестницы, в части, инженерные коммуникации в части; в неудовлетворительном – кровля, отмостка, окна в части, двери в части, лестницы в части, покрытия спуска в подвал и пристроя, инженерные коммуникации в части. В целом техническое состояние здания оценено как работоспособное. Дальнейшая эксплуатация здания допускается (л.д. 21-31).
Согласно заключению ООО «Гранд ТЭОН», выполненного 2019 году, обследуемое здание пригодно к использованию по назначению, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Эксплуатация здания на 2019-2021 годах возможна. Рекомендовано произвести ремонтные работы строительных конструкций: выполнить ремонт лакокрасочного слоя на участках повреждений, выполнить усиление кирпичной перемычки по специально разработанному проекту, выполнить отделочный ремонт фасада здания, выполнить отделочный ремонт штукатурного слоя потолка, предварительно, выполнив расшивку трещин и удалив ослабленные участки штукатурки, восстановить лакокрасочный слой на участках с повреждениями, зачистить от коррозии и нанести антикоррозийное покрытие (л.д. 32-42).
Согласно заключению ООО «ПКС-Групп», выполненного в 2021 году, общее техническое состояние здания оценено как работоспособное. Дальнейшая эксплуатация здания на срок до двух лет, в связи с длительным сроком, допускается. Рекомендовано в том числе: инъецировать трещины в кирпичных перемычках дверных проемов здания полимер-цементным раствором, заново окрасить здание снаружи, оштукатурить заново потолки (л.д. 43-47).
Актом технического состояния от 06.06.2023 (л.д. 8-9) установлено его неудовлетворительное состояние. Северный фасад имеет вертикальные трещины по кладочным швам в перемычках с шириной раскрытия до 10 мм. Шелушение окрасочного слоя по всем фасадам, застарелые следы замачивания стен в уровне второго этажа. Вертикальные трещины по кладочным швам в перемычках с шириной раскрытия до 10 мм входов в центральной части северного фасада. Окрасочный слой имеет шелушения и размытость. У концентрических наличников в помещениях №№5,7 (3шт) на первом этаже не восстановлены профили. Также установлено, что информационная надпись и обозначение на Объекте отсутствует. С целью сохранения объекта и создания надлежащих условий для его использования собственнику (иному законному владельцу) объекта культурного наседания необходимо привести следующие работы по его сохранению: устранение причин возникновения трещин на северном фасаде, реставрацию фасадов в срок до 30.12.2027.
27.05.2024 ответчик обратился в адрес истца с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия на территории Пермского края (л.д. 48-49).
27.05.2024 между ответчиком и ОООО «Евразия-Сервис» заключен договор на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия (л.д. 50-56).
На основании изложенного, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», суд приходит к выводу, что выявленные нарушения в содержании объекта культурного наследия свидетельствуют о невыполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей по сохранению объекта культурного наследия, что влечет необходимость устранить эти нарушения в судебном порядке за счет разработки научно-проектной документации, выполнения на ее основе производственных работ.
Пункт 1 статьи 45 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предписывает производить любые работы по сохранению объекта культурного наследия исключительно с письменного задания и разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия и в соответствии с документацией, согласованной с государственным органом охраны объектов культурного наследия.
До настоящего момента проектная документация на согласование вместе с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия не поступала, задание и разрешение на производство работ по сохранению объекта культурного наследия Инспекцией не выдавалось.
Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с правовыми нормами, суд считает, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт необходимости проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - памятника градостроительства и архитектуры Пермского края «Училище начальное имени императора Александра II», расположенного по адресу: <Адрес>, выражающихся в разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, в проведении производственных работ по сохранению объекта, на основании Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), установлению информационной надписи.
Требования и порядок исполнения возложенной на ответчика обязанности урегулированы частями 1, 4 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Приказом Минкультуры России от 30.07.2012 № 811, которым утвержден «Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Разрешая вопрос о длительности срока, который необходимо предоставить ответчику для выполнения работ по разработке научно-проектной документации и проведению производственных работ по сохранению объекта, суд учитывает необходимый объем работ, приходит к выводу, что предложенные истцом сроки являются недостаточными. Срок для проведения работ по разработке научно-проектной документации следует установить – не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, по проведению производственных работ – не позднее 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу, по установке информационной надписи - не позднее 2 месяцев с даты приемки производственных работ по сохранению объектов культурного наследия.
Данные сроки являются разумными, установление более длительных сроков суд находит нецелесообразным, при этом в случае невозможности исполнения решения суда в установленные сроки по объективным причинам, ответчик не лишен возможности на стадии исполнения решения суда, обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми обязанность:
- по разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – памятника градостроительства и архитектуры «Училище начальное имени императора Александра II», расположенного по адресу: <Адрес>, в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в срок не позднее 1 года со дня вступления решения в суда в законную силу;
- по проведению производственных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – памятника градостроительства и архитектуры «Училище начальное имени императора Александра II», расположенного по адресу: <Адрес>, в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в срок не позднее 2 лет со дня вступления решения в суда в законную силу;
- по размещению в установленном порядке на объекте культурного наследия информационной надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия, в срок не позднее 2 месяцев с даты приемки выполненных производственных работ по сохранению объектов культурного наследия.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
(мотивированное решение изготовлено 06.08.2024)
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева