Дело № 2-209/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Медведево 15 февраля 2016 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,
при секретаре Швалевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новоселовой О.И., Челомбитько А.Н. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Новоселова О.И., Челомбитько А.Н. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании за ними права собственности по ? доли за каждым в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: ... ....
В обоснование заявленных требований указано, что данное жилое помещение было предоставлено ФИО5 на основании ордера от
<...> года на состав семьи из трех человек: саму ФИО5, мужа ФИО6, сына ФИО7 <...> года ФИО5 умерла. <...> года между ФИО6 и Новоселовой О.И. заключен брак. На сегодняшний день в квартире зарегистрированы и проживают Новоселова О.И., ее сын Челомбитько А.Н. В настоящее время ... утратил статус закрытого военного городка, однако жилой фонд в ... в муниципальную собственность не передан. Поскольку занимаемое истцами жилое помещение не имеет статус служебного, а статус закрытого военного городка ... утрачен, полагают, что имеют право на приватизацию жилого помещения, однако ответчики необоснованно отказывают в заключении договора на передачу жилого помещения в собственность граждан.
Истец Новоселова О.И., ее представитель Коптякова О.С. в судебном заседании заявленные требования поддержали, суду дали пояснения, аналогично изложенному в иске.
Истец Челомбитько А.Н. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации представлен отзыв на исковое заявление, в котором изложены доводы о несогласии с иском и просьба о рассмотрении дела без участия представителя данного ответчика.
Представители третьих лиц ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, администрации муниципального образования «Кундышское сельское поселение», Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Базы (техническая, ракет, боеприпасов, ВМФ, 1 разряда) войсковой части 58661, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области» в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области» представлен отзыв на исковое заявление, в котором изложена просьба о рассмотрении дела без участия их представителя.
Третьи лица ФБУ «Войсковая часть 31353», войсковой части 31353 извещались по известному суду адресу.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 2, 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, вправе приобрести их в собственность в порядке приватизации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилой фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 4 данного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Установленный данной правовой нормой перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В силу ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР (действующей на момент возникновения спорных правоотношений) служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 ЖК РСФСР).
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
Таким образом, основанием для вселения в служебное жилое помещение является ордер на право занятия такого помещения установленного образца (красная линия).
Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: ...,
..., было предоставлено ФИО5 на состав семьи из трех человек: ФИО5, ее мужа ФИО6, сына ФИО9 на основании ордера № ... от <...> года, выданного <данные изъяты>. Указанные лица с <...> года зарегистрированы в данном жилом помещении.
ФИО5 снята с регистрационного учета по указанному адресу с <...> года в связи со смертью, ФИО9 с <...> года. С <...> года в жилом помещении зарегистрирована истец Новоселова О.И., заключившая брак с ФИО6
<...> года между <данные изъяты> и Новоселовой О.И. на основании ордера на жилое помещение № ... от
<...> года заключен договор найма жилого помещения, согласно которому последней и членам ее семьи предоставлено служебное жилое помещение по адресу: ...,
....
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» от 13 октября 1997 г. № 1301 устанавливает, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Исходя из положений Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. №447 об учете и реестре федерального имущества при принятии решения об отнесении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда также должно быть приложено соответствующее свидетельство о государственной регистрации прав. После принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
Судом установлено, что жилой дом ..., в котором находится квартира истцов, включен в реестр федерального имущества, правообладатель – войсковая часть 31353, собственником и балансодержателем является Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России».
Ответчиками не представлено доказательств отнесения спорного жилого помещения к служебным жилым помещениям в установленном законом порядке, из ордера № ... от <...> года на занятие спорной квартиры, не усматривается, что данное жилое помещение является служебным. Сведения об отнесении занимаемой истцами квартиры к специализированному жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от <...> года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на квартиру ...
Таким образом, на момент предоставления ФИО5 спорного жилого помещения, оно в установленном законом порядке не было отнесено к специализированному жилищному фонду. Указание в договоре найма жилого помещения, заключенного с Новоселовой О.И. на передачу ей и членам ее семьи служебного жилого помещения, не может служить доказательством отнесения жилого помещения к числу служебных. Кроме того, договор найма жилого помещения заключен с истцом
Новоселовой О.И. в <...> года, однако, как следует из трудовой книжки истца, с <...> года она уволена с войсковой части 31353, то есть договор найма служебного жилого помещения с ней заключен быть не мог в силу положений ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что квартира ... Республики Марий Эл предоставлена ФИО5 и членам ее семьи на условиях социального найма.
Согласно поквартирной карточке, в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают на сегодняшний день истец Новоселова О.И. с <...> года, ее сын Челомбитько А.Н. с <...> года.
С момента вселения указанных лиц в жилое помещение, требований о прекращении договора найма жилого помещения и о выселении не предъявлялось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что жилое помещение, занимаемое истцами, не является служебным, и, следовательно, может быть приватизировано.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года № 349-р внесены изменения в раздел «Вооруженные силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности. Подраздел «Республика Марий Эл» исключен из данного перечня.
В связи с изданием указанного распоряжения ... Республики Марий Эл утратил статус закрытого военного городка Вооруженных сил Российской Федерации.
С момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям применяются нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Соответственно истцы имеют право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда», а отказ собственника жилого помещения в заключении с истцами договора на передачу квартиры в собственность не основан на нормах действующего законодательства, поэтому представляется необоснованным. Тем более, что никаких доказательств отнесения спорной квартиры к числу служебных суду не представлено.
При этом отсутствие договора социального найма и решения уполномоченного собственника о передаче жилого помещения в собственность граждан не может являться препятствием к осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами указанных документов.
Из выписки из реестра федерального имущества следует, что помимо нахождения вышеуказанного жилого дома в федеральной собственности наличия иного вещного права в отношении данного имущества не имеется. Данная выписка отражает нахождение жилого дома, в котором располагается квартира истца на балансе войсковой части 31353. Между тем, суд принимает во внимание, что войсковая часть 31353 самостоятельным юридическим лицом не является, является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, не обладает полномочиями по передаче жилых помещений, находящихся в собственности Министерства обороны Российской Федерации, в собственность граждан. Довод ответчика о том, что в настоящее время балансодержателем жилого дома является База ТРиБ ВМФ в/ч 58661-78 не подтверждается материалами дела. С учетом изложенного доводы ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, приведенные в представленном суду отзыве, о том, что учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, судом отклоняются.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. №1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Судом установлено, что занимаемая истцами квартира является изолированным жилым помещением, что следует из представленного технического паспорта на квартиру. Сведений о том, что спорное жилое помещение находится в аварийном состоянии, не имеется.
Истцы ранее участия в приватизации не принимали, иных жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации, в собственности не имеют, что подтверждается имеющимися в материалах дела сведениями.
С целью реализации своего права на приватизацию спорного жилого помещения истцы обращалась в ФГКУ «Центррегионжилье», ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается представленными письмами. Однако вопрос о приватизации спорного жилого помещения решен не был.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Судом установлено, что истцами Новоселовой О.И., Челомбитько А.Н. при подаче иска была уплачена государственная пошлина по 300 рублей каждым. Указанные расходы подлежат взысканию с ответчиков в пользу истцов.
Иск удовлетворен к ответчикам - Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с указанных ответчиков в равных долях, по 150 рублей с каждого из ответчиков в пользу Новоселовой О.И., по 150 рублей с каждого из ответчиков в пользу Челомбитько А.Н.
Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Новоселовой О.И., Челомбитько А.Н. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Новоселовой О.И., Челомбитько А.Н. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., по ? доли за каждым.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Новоселовой О.И. уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей по 150 рублей с каждого из ответчиков.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Челомбитько А.Н. уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей по 150 рублей с каждого из ответчиков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Н.Смышляева
Мотивированное решение составлено 20 февраля 2016 года.