Дело № 2-256/2016
Поступило ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2016 г. г. Обь
Обской городской суд Новосибирской области в составе
Председательствующего судьи Деминой М.Н.,
При секретаре Пучкиной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толмачева ФИО14 к администрации г. Оби Новосибирской об обязании постановки на учет, предоставления жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Толмачев Д.В. обратился в Обской городской суд Новосибирской области с иском к администрации г. Оби Новосибирской области об обязании администрации г. Оби Новосибирской области принять Толмачева Д.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилья <данные изъяты>; обязании администрации г. Оби Новосибирской области предоставить Толмачеву Д.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в виде жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
В обоснование заявленного требования истец указал, что он относится к <данные изъяты>, <данные изъяты> поскольку, <данные изъяты> - ФИО4, ФИО5, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Дзержинского района г. Новосибирска был принят приказ №-од, согласно которому за Толмачевым было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. В связи с этим он не был поставлен на жилищный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории «<данные изъяты> Закрепленное за ним жилое помещение на момент закрепления принадлежало его бабушке и дедушке, в ДД.ММ.ГГГГ году они подарили квартиру родственнице, которая, в судебном порядке сняла Толмачева с регистрационного учета, и после чего, ДД.ММ.ГГГГ подарила квартиру <данные изъяты>
Начиная ДД.ММ.ГГГГ года истец Толмачев неоднократно обращался в органы опеки и попечительства Дзержинского района г. Новосибирска и г. Оби Новосибирской области с жалобами о незаконности закрепления за ним данной квартиры и об отмене приказа №-од администрации Дзержинского района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ году (до <данные изъяты> лет) Толмачев обратился в администрацию г. Оби НСО с заявлением, о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно протоколу заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ он не имеет права быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с закреплением за ним жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Толмачев обратился в администрацию Дзержинского района г. Новосибирска с заявлением об отмене приказа №-д от ДД.ММ.ГГГГ Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт невозможности проживания Толмачева ФИО15 в жилом помещении по адресу: <адрес> в связи с наличием права пользования данным жилым помещением у собственника - Толмачева ФИО16, <данные изъяты>
Причиной того что он своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является ошибка органов опеки и попечительств, которые изначально не имели законного права закреплять за ним право пользование жилым помещением, принадлежащим его бабушке. В связи с чем, истец считает, причину пропуска срока постановки на учет уважительной.
В судебном заседании истец Толмачев Д.В., его представитель Казанцева Е.П. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Оби Новосибирской области Щукин А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований при установлении объективных причин уважительности пропуска срока обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что Толмачев ФИО17, родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Решением Федерального суда <адрес> от <данные изъяты>. ФИО4 <данные изъяты>
Решением районного суда <данные изъяты> <данные изъяты>
Согласно приказу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-од (л.д. 11) за несовершеннолетним Толмачевым Д.В. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
В соответствии с представленной в суд выпиской из ЕГРПНИиСН о переходе прав на объект недвижимого имущества, выданной УФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО18 <данные изъяты>
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии администрации г. Оби Новосибирской области № ДД.ММ.ГГГГ г., жилищной комиссией рассмотрено заявление Толмачева Д.В. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на <данные изъяты> ЖК РФ, в удовлетворении заявления Толмачеву Д.В. отказано, поскольку за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 13-14).
ДД.ММ.ГГГГ Толмачев Д.В. обратился в администрацию <адрес> с заявлением об отмене приказа №-д от ДД.ММ.ГГГГ Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт невозможности проживания Толмачева ФИО19 в жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с наличием права пользования данным жилым помещением у собственника - <данные изъяты>
Толмачев Д.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания, выданной начальником ОУФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому отсутствуют сведения о регистрации за Толмачевым Д.В. объектов недвижимого имущества.
Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 1 ст. 109 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Законом Новосибирской области от 24.11.2014 N 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» г. Обь наделен государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, в том числе, граждан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, администрация г. Оби Новосибирской области является надлежащим ответчиком по настоящему иску.
Законом Новосибирской области от 30.05.2013г. № 331-ЗС «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека (ч. 1 ст. 1). Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (ч. 2 ст. 1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 3 ст. 1).
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Толмачев Д.В. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается вышеприведенными документами, и подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Суду не представлено доказательств, подтверждающих факт предоставления истцу жилого помещения в установленном законом порядке.
Также суд приходит к выводу, что Толмачев Д.В. обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ., то есть до достижения им 23-го возраста. Толмачеву Д.В. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в связи с тем, что за ним было закреплено жилое помещение. Однако, как следует из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, был установлен факт невозможности проживания Толмачева Д.В. в закрепленном за ним жилье. Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления обязанности предоставить вне очереди по социальному найму жилое помещение ТолмачевуД.В., оставшемуся без попечения родителей, не может являться основанием для лишения его в последующем права на его получение.
В связи с изложенным, требования истца суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░20 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░21 ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-256/2016 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░.