Судья Шевченко В.Ю. Дело № 33-8035/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 августа 2015 года в городе Волгограде Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.,
судей Сукачева Д.Ю., Куденко И.Е.,
при секретаре Бондарь А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Плющенко Г. И. к администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления о назначении пенсии за выслугу лет, установлении размера ежемесячной пенсии, взыскании сумм невыплаченной пенсии, взыскании расходов по оплате услуг представителя и государственной пошлины,
по апелляционной жалобе истца Плющенко Г. И.
на решение Руднянского районного суда Волгоградской области от 30 апреля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Плющенко Г. И. к администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления о назначении пенсии за выслугу лет, установлении размера ежемесячной пенсии, взыскании сумм невыплаченной пенсии, взыскании расходов по оплате услуг представителя и государственной пошлины, отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сукачева Д.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Плющенко Г.И. обратилась в суд с иском к администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления о назначении пенсии за выслугу лет, установлении размера ежемесячной пенсии, взыскании сумм невыплаченной пенсии, взыскании расходов по оплате услуг представителя и государственной пошлины.
В обоснование исковых требований указала, что распоряжением администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 477-р ей, как лицу замещающему должность муниципального служащего и имеющему стаж муниципальной службы более 17 лет, была назначена дополнительная пенсия за выслугу лет в размере <.......> рублей. При этом при расчёте такой пенсии был учтён размер среднемесячного денежного содержания за период, предшествующий её увольнению с муниципальной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......> рублей. Вместе с тем, при назначении ей пенсии за выслугу лет, не было принято во внимание то, что с момента её увольнения с муниципальной службы и до момента назначения пенсии денежное содержание лиц, замещавших должности муниципальной службы, несколько раз повышались (увеличивались) в централизованном порядке постановлениями администрации Руднянского муниципального района (всего 12 раз). В соответствии с Положением о размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих в Руднянском муниципальном районе, утверждённым постановлением администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 634, ежемесячное денежное содержание муниципальных служащих, замещающих должности ведущего специалиста составила <.......> рублей. Таким образом, при назначении ей государственной пенсии, ответчик должен был исходить из указанной суммы и с учётом 17 полных лет муниципального стажа, размер её пенсии должен был составить <.......> рублей. Поэтому назначенная ей распоряжением администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 477-р муниципальная пенсия за выслугу лет в минимальном размере <.......> рублей нарушает её имущественные права.
Плющенко Г.И. просила суд признать распоряжение администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 477-р незаконным; обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......> рублей исходя из ежемесячного денежного содержания муниципального служащего <.......> рублей; взыскать с ответчика недополученную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <.......> рублей; взыскать в её пользу судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <.......> рублей и государственной пошлины в сумме <.......> рублей.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, истец Плющенко Г.И., обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме, в обоснование жалобы, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Возражая по доводам жалобы, представитель ответчика Фигурина А.А. считала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав истца Плющенко Г.И., поддержавшую доводы жалобы, представителей ответчика администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области - Шевченко С.В., Фигурину А.А., возражавших относительно доводов жалобы, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях.
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
При этом, условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления, устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Постановлением Главы администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области от 9.08.2007 года № 416 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Руднянского муниципального района Волгоградской области.
Согласно абзацу 2 пункта 7 указанного Положения размер пенсии за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Руднянского муниципального района Волгоградской области исчисляется из их среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы непосредственно перед увольнением.
Согласно абзацу 4 пункта 7 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Руднянского муниципального района Волгоградской области, при превышении (увеличении) в централизованном порядке денежного содержания лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Руднянского муниципального района Волгоградской области, денежное содержание рассчитывается с учетом повышения (увеличения) в следующем порядке: если повышение (увеличение) произошло в расчётный период, выплаты, начисленные за предшествующий повышению период времени, увеличиваются на соответствующий коэффициент; если повышение (увеличение) произошло после расчётного периода, повышается (увеличивается) денежное содержание за расчётный период на соответствующий коэффициент.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Плющенко Г.И., ДД.ММ.ГГГГ была уволена с муниципальной службы Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГ Плющенко Г.И. обратилась в администрацию Руднянского муниципального района Волгоградской области с заявлением о назначении пенсии за выслуги лет к пенсии по старости.
Распоряжением Главы администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 477-р Плющенко Г.И., как лицу, ранее замещавшему должность муниципального служащего в администрации Руднянского муниципального района, была назначена дополнительная пенсия за выслугу лет в размере <.......> рублей с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом размер среднемесячного денежного содержания для назначения пенсии по выслуге лет за последние 12 полных месяцев муниципальной службы непосредственно перед увольнением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <.......> рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ была произведена индексация пенсии за выслугу лет Плющенко Г.И. в связи с индексацией должностных окладов муниципальных служащих, при этом размер пенсии не изменился и её сумма была установлена в минимальном размере - <.......> рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ производился перерасчёт дополнительной пенсии за выслугу лет истцу и её размер стал также выплачиваться в минимальной сумме - 500 рублей.
Так, в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в её дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.
Решением Руднянского районного совета народных депутатов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> утверждена новая редакция Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в Руднянском муниципальном районе Волгоградской области (далее по тексту Положение).
Согласно п. 1, п. 2 ст. 6 указанного Положения, лицам, замещавшим должности муниципальной службы Руднянского муниципального района Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 Закона Волгоградской области "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и государственные должности государственной службы Волгоградской области" от 30.12.2002 № 778-ОД (в ред. 10.01.2006 № 1181-ОД), в размере 45 процентов ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или муниципальной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации".
Размер ежемесячной доплаты к пенсии не может быть ниже установленных законодательством Российской Федерации пяти минимальных размеров оплаты труда.
Решением Руднянского районного совета народных депутатов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> в данное Положение внесены изменения.
Согласно п. 1 ст. 6 Положения (в редакции от 18.02.2010 года), пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Руднянского муниципального района Волгоградской области, устанавливается в размере 45 процентов ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или муниципальной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходил из того, что назначая дополнительную пенсию Плющенко Г.И., ответчик обоснованно исходил из расчёта ежемесячного денежного содержания истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составившего <.......> рублей, поскольку финансирование доплаты к пенсии (пенсии муниципального служащего за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, которые вправе вводить и изменять порядок и условия доплаты к пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах по делу, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами и соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную и поддержанную в ходе рассмотрения дела. Данным доводам в решении суда дана соответствующая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
При таком положении судебная коллегия находит, что выводы суда, изложенные в решении, соответствуют доказательствам, которым в их совокупности, дана надлежащая оценка, и законодательству, регулирующему спорные правоотношения. Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы исследованы, либо опровергали бы выводы суда. Оснований к отмене решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Руднянского районного суда Волгоградской области от 30 апреля 2015 года оставить – без изменения, апелляционную жалобу истца Плющенко Г. И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: