Решение по делу № 2а-602/2019 от 29.08.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Адамовка 25 сентября 2019 года

Адамовский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Данилевского Р.А.

при секретаре судебного заседания Супрун В.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-602/2019 по административному иску

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области к Есмагамбетову.Ж.Н. о взыскании недоимки по налогам

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция № 9 по Оренбургской области обратилась в Адамовский районный суд Оренбургской области с указанным административным иском. В его обоснование административный истец указал, что Есмагамбетов Ж.Н. является налогоплательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, поскольку период до 22 августа 2018 года Есмагамбетов Ж.Н. имел в собственности земельный участок площадью с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> А, а также является собственником имущества, отнесенного к категории иные строения и сооружения, площадью ., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. На основании пункта 2 статьи 387 главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, Положений «О земельном налоге», утвержденных Советами депутатов муниципальных образований Оренбургской области, налоговым органом был исчислен земельный налог с физического лица Есмагамбетова А.Б., который должен был уплатить исчисленную сумму земельного налога в срок не позднее 3 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Также на основании Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 года № 2003-1 исчислена сумма налога на имущество физических лиц, которую должник Есмагамбетов Ж.Н должен был уплатить не позднее 3 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, Есмагамбетов Ж.Н. является налогоплательщиком транспортного налога, поскольку согласно сведениям ГИБДД имеет в собственности транспортное средство – автомобиль марки ИЖ 2715, государственный регистрационный знак , 1984 года выпуска, а также до 19 января 2018 года имел в собственности транспортное средство, отнесенное к категории прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, марки ЮМЗ-6, государственный регистрационный знак , 1985 года выпуска. На основании главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Оренбургской области «О транспортном налоге» от 16 ноября 2002 года исчислен транспортный налог, который Есмагамбетов Ж.Н должен был уплатить не позднее 3 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Также в виду того, что в налоговый орган налоговым агентом ПАО СК «Росгосстрах» была представлена справка № 589 от 30 ноября 20177 года о доходах Есмагамбетова Ж.Н. за 2017 год, с которого не была удержана сумма налога, налоговым органом был исчислен налог на доходы физических лиц, который Есмагамбетов Ж.Н. должен был уплатить не позднее 3 декабря 2018 года.

Однако должник не уплатил исчисленные суммы налогов в установленный законодательством срок, в связи с чем, в соответствии со статьями 72 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации ему начислены пени за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога и направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, которые до настоящего времени в полном объеме не исполнены, срок добровольной уплаты истек.

В связи с указанными обстоятельствами просит суд взыскать с Есмагамбетова Ж.Н. недоимки по налогам и пени в сумме 5836 рублей 80 копеек, из которых 2211 рублей – задолженность по налогу на доходы физических лиц, 17 рублей – задолженность по налогу на имущество физических лиц, 3166 рублей – задолженность по транспортному налогу и пени в размере 46 рублей 28 копеек, 384 рубля – задолженность по земельному налогу и пени в размере 12 рублей 52 копейки.

В дальнейшем от представителя административного истца поступило заявление, в котором он отказался от заявленных требований в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 17 рублей, задолженности по транспортному налогу в размере 3 166 рублей и пени в размере 46 рублей 28 копеек, задолженности по земельному налогу в размере 384 рублей и пени в размере 12 рублей 52 копейки в связи с добровольной оплатой административным ответчиком суммы задолженности по указанным налогам.

Определением Адамовского районного суда от 25 сентября 2019 года производство по административному делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца участие не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в письменном заявлении на имя суда просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Есмагамбетов Ж.Н. в судебном заседании участие также не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В письменном возражении на административное исковое заявление указал, что в административными исковыми требованиями в части взыскания задолженности по налогу на доходы физических лиц не согласен, поскольку указанная административным истцом материальная выгода является выплатой по страховом случаю при дорожно-транспортном происшествии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога, в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Абзацем третьим пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно пункту 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом абзацем 1 пункта 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

На основании статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

Перечень доходов, подлежащих налогообложению в порядке главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, приведен в статье 208 Кодекса и не является исчерпывающим.

Исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, указан в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании представленной налоговым агентом ПАО СК «Росгосстрах» справки от 30 ноября 2018 года № 589 о доходах физического лица, Есмагамбетов.Ж.Н. за 2017 год получил доход в размере 17006 рублей 70 копеек, сумма не удержанного налога с которого составила 2211 рублей.

Из решения мирового судьи судебного участка № 2 Адамовского района Оренбургской области от 5 апреля 2017 года, вступившего в законную силу 6 мая 2017 года следует, что с Публичного акционерного общества СК «Росгосстрах» в пользу Есмагамбетова Ж.М. взыскан ущерб, причиненный дорожно-транспортным происшествием в размере 4098 рублей, компенсация морального вреда в размере 2000 рублей, возмещение расходов по оценке ущерба в сумме 3000 рублей, неустойка в размере 14957 рублей 70 копеек, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего в размере 2049 рублей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с данным подпунктом не учитываются доходы в виде страховых выплат, полученных по договорам обязательного страхования, в том числе по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Вместе с тем выплаты застрахованному лицу штрафа в связи с нарушением страховой организацией прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не предусмотрены и не являются страховыми выплатами.

В связи с этим указанные выплаты, производимые страховой организацией по решению суда, под действие подпункта 1 пункта 1 статьи 213 Кодекса не подпадают.

Компенсационные выплаты, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в пункте 3 статьи 217 Кодекса.

Штрафы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, выплачиваемые страховой организацией в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», неустойки в пункте 3 статьи 217 Кодекса также не поименованы, и, следовательно, такие выплаты не подлежат освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, сумма неустойки и штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего, составившая 17006 рублей 70 копеек (14 957 рублей 70 копеек + 2 049 рублей), не является выплатой компенсационного характера, а, следовательно, правомерно была исчислена налоговым агентом. В связи чем, на основании представленной налоговым агентом справки о доходах физического лица, 15 июля 2018 года налоговым органом административному ответчику было направлено налоговое уведомление с расчетом налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, сумма которого составляет 2211 рублей. Согласно данному налоговому уведомлению срок уплаты указанного налога установлен до 3 декабря 2018 года.

Поскольку налогоплательщиком Есмагамбетовым Ж.Н. обязанность по уплате налога в полном объеме в установленный срок не исполнена, ему 11 декабря 2018 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Из требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов следует, что по состоянию на 11 декабря 2018 года сумма налога на доходы физических лиц за 2017 год составляет 2211 рублей. Срок уплаты общей суммы налога установлен до 28 января 2019 года.

В связи с тем, что Есмагамбетов Ж.Н. требования об уплате налогов не исполнил, налоговый орган 25 июня 2019 года обратился к и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Адамовского района Оренбургской области с заявлением о выдаче судебного приказа.

27 июня 2019 года и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Адамовского района Оренбургской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Есмагамбетова Ж.Н. задолженности по налогам, который 28 июня 2019 года был отменен на основании возражений Есмагамбетова Ж.Н.

Поскольку доказательств уплаты указанного налога в установленный законом срок, административным ответчиком представлено не было, а административный иск подан налоговым органом с соблюдением установленного срока, суд приходит к выводу, что исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области к Есмагамбетову Ж.Н. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, подлежат удовлетворению.

В силу статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 2211 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: 462420, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░, 10), ░/░ 40101810200000010010 ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░░ 5615021389, ░░░ 045354001, ░░░ 18210503010011000110; ░░░░░ 53604401.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░

2а-602/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области
Ответчики
Есмагамбетов Жардем Негметжанович
Суд
Адамовский районный суд Оренбургской области
Дело на сайте суда
adamovsky.orb.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация административного искового заявления
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2020Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее