Решение по делу № 2-509/2014 от 22.07.2014

Дело № 2-509/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Уржум 22 сентября 2014 года

Уржумский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Усковой Е.А.,

при секретаре Жужговой Н.В.,

с участием истца ФИО4,

представителя ответчика - муниципального казенного учреждения «Управление образования администрации Уржумского муниципального района» - ведущего специалиста по опеке и попечительству ФИО6, действующей на основании доверенности от 14.08.2014,

представителя ответчика – муниципального казенного учреждения администрации Уржумского муниципального района <адрес> – заведующего отделом юридической и кадровой работы ФИО7, действующего на основании доверенности от 15.01.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к муниципальному казенному учреждению «Управление образования администрации Уржумского муниципального района», муниципальному казенному учреждению администрации Уржумского муниципального района <адрес>, департаменту образования <адрес> о признании незаконным отказа в постановке на учет на внеочередное получение жилья по договору социального найма, включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлении по месту жительства отдельного жилого помещения по договору специализированного найма,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Управление образования администрации Уржумского муниципального района» о признании незаконным отказа в постановке на учет на внеочередное получение жилья по договору социального найма и о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на внеочередное получение жилья по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что в 2013 году он обратился с заявлением в администрацию Уржумского муниципального района о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в закрепленном за ним жилом помещении по адресу: д. Ешпаево, <адрес>, произошел пожар, в результате которого дом был полностью уничтожен огнем. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за МКУ «Управление образования администрации Уржумского муниципального района» сообщило об отказе во включении ФИО4 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что на момент пожара истцу уже было 23 года, а согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане, достигшие возраста 23 лет, к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относятся.

Истец указывает, что поводом для обращения в администрацию с заявлением о постановке в очередь на получение жилья как нуждающегося в жилом помещении послужило то, что дом сгорел и что истец относится к лицам, оставшимся без попечения родителей, так как отец- ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ году, мать - ФИО3 была лишена родительских прав по решению Уржумского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ; закрепленного жилья в настоящее время не имеется.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых требований, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что ФИО4 собственного жилья не имеет.

Указывает, что право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения ими данного статуса, а также постановке их до достижения 23-х летнего возраста на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Считает, что социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

По мнению истца, достижение 23-летнего возраста лицом, не поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста вследствие незаконного бездействия органов местного самоуправления, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Просит признать незаконным отказ МКУ администрации Уржумского муниципального района в постановке на учет на внеочередное получение жилья по договору социального найма и обязать администрацию поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на внеочередное получение жилья по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец ФИО4 в судебном заседании исковые требования изменил: просит признать незаконным отказ администрации Уржумского муниципального района в постановке его на учет на внеочередное получение жилья по договору социального найма; обязать департамент образования <адрес> включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать департамент образования <адрес> предоставить жилое помещение по договору специализированного найма в <адрес>. Также просит взыскать с ответчиков судебные расходы в сумме 10800 рублей в равных долях.

Представитель истца – юрист ООО «Юридическая ассоциация» ФИО9 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика – муниципального казенного учреждения «Управление образования администрации Уржумского муниципального района» ФИО6, действующая на основании доверенности от 14.08.2014, против удовлетворения заявленных требований возражает, считает, что управление образования является ненадлежащим ответчиком. Суду пояснила, что истцом заявлены требования о признании незаконным отказа в постановке его на учет на внеочередное получение жилья по договору социального найма, в то время как с ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и лица из их числа включаются в сводный список департамента образования и обеспечиваются жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда. Обращает внимание суда на то, что во включении ФИО4 в список в мае 2013 года было отказано правомерно, поскольку на момент обращения с письменным заявлением ФИО4 уже исполнилось 23 года, следовательно, он не относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, на момент возвращения истца из учебного заведения в 2009 году за ним было закреплено жилое помещение.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика муниципального казенного учреждения администрации Уржумского муниципального района <адрес> ФИО7 против удовлетворения заявленных требований возражает. Суду пояснил, что на момент пожара, так же как и на момент обращения истца в администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО4 достиг двадцатитрехлетнего возраста. На момент возвращения ФИО4 из учебного заведения Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” предусматривал право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на обеспечение вне очереди жилой площадью в случае, если они не имели закрепленного за ними жилого помещения. При этом лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Поскольку указанные критерии в случае ФИО4 не соблюдены, право на внеочередное обеспечение жилой площадью у него не возникло. Соответственно, и в настоящее время ФИО4 права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещенийне имеет.

Привлеченный определением Уржумского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика департамент образования <адрес> своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия своего представителя. Представил отзыв с обоснованием своей позиции, согласно которой поскольку ФИО4 являлся выпускником 2009 года, на него распространялись положения Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2013. Распоряжением администрации <адрес> за ФИО4 было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, д. Ешпаево, <адрес>, которое в соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ на момент возвращения ФИО4 находилось в удовлетворительном состоянии. Пожар в доме по указанному адресу произошел 02.02.2011, когда возраст истца уже превышал 23 года, поэтому к категории лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, ФИО4 на момент пожара не относился. Поэтому, основания для признания нуждающимся в жилом помещении ФИО4 как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют. Кроме того, считает, что департамент образования <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу.

Из представленных материалов гражданского дела следует, что ФИО4 родился 09.07.1987, зарегистрирован по адресу: <адрес>, д.Р.Биляморь, <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>.

Согласно справке управления образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №343, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу:<адрес>, д. Русская Биляморь, <адрес>, остался без попечения родителей. Отец – ФИО2 умер 13.07.1995, мать ФИО3 лишена родительских прав 13.04.1998.

Согласно свидетельству о смерти I-ИР №644184, ФИО2 умер 13.07.1995.

Решением Уржумского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишена в отношении ФИО4 родительских прав.

Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес>, за ФИО4 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, д. Ешпаево.

Из гарантийного письма следует, что администрация Ешпаевского сельского Совета гарантирует закрепление жилищной площади за несовершеннолетним ФИО4

Согласно справке администрации Богдановского сельского округа <адрес>, за ФИО4 закреплена жилая площадь по адресу: д. Р.Биляморь, <адрес>.

Согласно справке ГОУ СПО «Индустиально-педагогический колледж <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №148, ФИО4 обучался в указанном учебном заведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по 24.06.2009.

Согласно акту сохранности закрепленного жилья от 27.03.2009, в результате обследования дома, расположенного по адресу: д. Ешпаево, <адрес>, жилой площадью 49 кв.м., установлено, что дом находится в удовлетворительном состоянии.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ отдела надзорной деятельности <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар жилого дома, расположенного по адресу: д. Ешпаево, <адрес>. В результате пожара дом поврежден огнем.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №14/303/2013-2306, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах ФИО4 на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 арендует жилое помещение по адресу: <адрес>; срок договора - до 26.10.2014.

Из заключения МКУ «Управление образования администрации Уржумского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в принятии ФИО4 на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения отказано, поскольку на момент пожара в <адрес> д. Ешпаево ФИО4 достиг возраста 23-х лет.

Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичная норма содержится в п.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 222-ЗО ”О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию”.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.8 Закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 3.1.8.5. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ “Об утверждении Положения о департаменте образования <адрес>” формирование и ведение регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений отнесено к полномочиям департамента образования <адрес>.

В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 222-ЗО ”О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию”, список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению за счет средств областного бюджета жилыми помещениями, формирует и ведет орган исполнительной власти области, осуществляющий управление в сфере образования. Сводный список формируется на основании представляемых ежеквартально в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, органами опеки и попечительства списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Кроме того, обязанность обеспечить вне очереди жилым помещением возлагалась на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что до достижения ФИО4 возраста двадцати трех лет у него имелось закрепленное за ним жилое помещение, которое в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось, с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения двадцатитрехлетнего возраста ФИО4 не обращался. Основанием для обращения истца в МКУ администрацию Уржумского муниципального района <адрес> явилась утрата ФИО4 закрепленного за ним жилого помещения в результате пожара, произошедшего 02.02.2011, при этом на момент обращения с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истцу исполнилось 25 лет.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке как у лица, оставшегося без попечения родителей, у ФИО4 не возникало, соответственно, право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений у ФИО4 отсутствует.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО4 о признании незаконным отказа МКУ администрации Уржумского муниципального района <адрес> о постановке его на учет на внеочередное получение жилья по договору социального найма, об обязании департамента образования <адрес> включить ФИО4 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить ФИО4 по договору специализированного найма отдельное жилое помещение в <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям по норме представления, удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО4 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Уржумский районный суд <адрес> в течение одного месяца, начиная с 26.09.2014.

Судья Е.А. Ускова

Копия верна. Судья Е.А. Ускова

2-509/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бердников И.В.
Ответчики
Управление образования администрации Уржумского муниципального района
Администрация Уржумского муниципального района
Департамент образования Кировской области
Другие
Васенина Е.Н.
Суд
Уржумский районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
urzhumsky.kir.sudrf.ru
22.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2014Передача материалов судье
25.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2014Судебное заседание
04.09.2014Судебное заседание
22.09.2014Судебное заседание
25.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2014Дело оформлено
28.10.2014Дело передано в архив
22.09.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее