Решение по делу № 33-1525/2023 от 22.03.2023

Председательствующий по делу                                Дело № 33-1525/2023

Судья Солонин С.В.                                                 1 инст. № 2-63/2023

УИД 75RS0016-01-2022-001614-02

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи    Комковой С.В.,

и судей краевого суда            Кожиной Е.А., Куклиной И.В.,

при секретаре                Поладецкой К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 апреля 2023 г. гражданское дело по исковому заявлению заместителя Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа п. Ключевский Могочинского района Забайкальского края, администрации муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края о понуждении к совершению действий по оборудованию учреждения стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажёром),

по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района «Могочинский район» Ивановой В.А.

на решение Могочинского районного суда Забайкальского края от 27 января 2023 г., которым постановлено:

«Исковое заявление заместителя Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа п. Ключевский Могочинского района Забайкальского края, администрации муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края о понуждении к совершению действий по оборудованию учреждения стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажёром) - удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключевский Могочинского района Забайкальского края, ИНН , ОГРН оборудовать образовательное учреждение стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажёром) в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края, ИНН , ОГРН профинансировать мероприятия, связанные с оборудованием МОУ СОШ п. Ключевский Могочинского района Забайкальского края стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажёром)».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель Могочинского межрайонного прокурора, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе прокурорской проверки выявлено, что МОУ СОШ п. Ключевский не оборудовано стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) с целью отработки обучающимися приемов применения стрелкового оружия. В отсутствие данного оборудования образовательное учреждение не обеспечивает выполнение задач обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Просил обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключевский Могочинского района Забайкальского края (далее МОУ СОШ п. Ключевский) оборудовать образовательное учреждение стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажёром) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края профинансировать мероприятия, связанные с оборудованием МОУ СОШ п. Ключевский стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажёром) (л.д. 3-6).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 29-31).

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района «Могочинский район» по доверенности Иванова В.А. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на нормы закона, считает, что образовательные учреждения обязаны создавать учебно-материальную базу в соответствии с уровнем образовательной программы. МОУ СОШ п. Ключевский в своей образовательной деятельности руководствуется Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. «Об утверждении Федеральной образовательной программы среднего общего образования», согласно пункту 17.5, требования к результатам освоения программ в учреждении по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне не предусматривают обучение приемам огневой подготовки. Стандарты общего образования не предусматривают занятия по стрелковой подготовке. На сегодня преподаватель, который мог бы осуществлять подготовку по стрельбе, отсутствует, курсы по повышению квалификации педагога недостаточны для подготовки граждан по основам военной службы. На сегодня отсутствует законодательно закрепленной обязанности образовательных учреждений среднего (полного) общего образования оборудовать учебно-материальную базу стрелковым тиром или местом стрельбы (электронным стрелковым тренажером), так как требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования не предусмотрено обучение огневой подготовки (л.д. 37-39).

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель межрайонного прокурора Федоткина Т.Е. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 54-57)

В суд апелляционной инстанции представитель администрации муниципального района «Могочинский район» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав прокурора Селезневой А.В., не возражавшей против передачи дела в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда, судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

    В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

    Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное) является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не избранная лицом форма обращения в суд.

    Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. При этом суд может самостоятельно определить вид судопроизводства, в котором подлежит разрешению заявление.

    Могочинским районным судом Забайкальского края исковое заявление прокурора рассмотрено в порядке гражданского производства.

Как следует из содержания заявленных прокурором требований, он просил обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключевский Забайкальского края оборудовать образовательное учреждение стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажёром) в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края профинансировать мероприятия, связанные с оборудованием МОУ СОШ п. Ключевский Забайкальского края стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажёром).

В отсутствие данного оборудования образовательное учреждение не обеспечивает выполнение задач обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Как следует из пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу пункта 1 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Поскольку заявленные прокурором требования направлены на оспаривание бездействия органа местного самоуправления по осуществлению им публичных полномочий, они подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

В соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», если при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 3 статьи 33.1 ГПК РФ). Такой переход может быть произведен и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

        Перейти к рассмотрению гражданского дела по исковому заявлению заместителя Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа п. Ключевский Могочинского района Забайкальского края, администрации муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края о понуждении к совершению действий по оборудованию учреждения стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажёром) по правилам административного судопроизводства.

Дело передать для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 28 апреля 2023 года.

    Председательствующий:                    С.В.Комкова

Судьи:                                Е.А.Кожина

                                    И.В.Куклина

33-1525/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Могочинская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация МР Могочинский район
МОУ СОШ № 27 п.Ключевский Могочинского района Забайкальского края
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Комкова Светлана Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
23.03.2023Передача дела судье
25.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2023Передано в экспедицию
25.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее