Дело № 2 – 1873/2019; УИД № 42RS0010-01-2019-002424-25
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего - судьи Смирновой Т.Ю.,
с участием истца Шишаевой А.М., Шишаева Е.А.,
представителя ответчика Токаревой А.Ю., действующей на основании доверенности № от 11 октября 2019 года, сроком на три месяца,
при секретаре Черепановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселёвске
29 ноября 2019 года
гражданское дело по иску Шишаевой Анастасии Макаровны, Шишаева Евгения Анатольевича к управлению городского развития Киселёвского городского округа о заключении договора о предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы Шишаева А.М., Шишаев Е.А. обратились в суд с исковыми требованиями к ответчику управлению городского развития Киселёвского городского округа о заключении договора о предоставлении социальной выплаты.
Исковые требования мотивируют тем, что они зарегистрированы и проживают в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанный дом принадлежит на праве собственности Шишаевой А.М. и является их единственным жильём, в котором они проживают постоянно.
Указанный дом включён в списки домов, подлежащих сносу.
Установление очерёдности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств, то есть администрации города Киселёвска Кемеровской области.
При письменном обращении в управление городского развития Киселёвского городского округа с просьбой предоставить информацию когда будет предоставлена им социальная выплата для приобретения жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, управление городского развития Киселёвского городского округа в своём письменном ответе от 10 сентября 2018 года № сообщило, что заключением СФ ОАО «ВНИМИ» № от 29 мая 2017 года жилой дом по адресу: <адрес>, находится на подработанной территории ликвидированной шахты ОАО «Черкасовская» и подлежит сносу. Но до настоящего времени не заключает с ними договор о предоставлении социальной выплаты.
Однако, обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, возложена на орган местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется.
Истцы считают, что у ответчика имеются все основания заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счёт средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ОАО «Черкасовская».
На основании изложенного истцы просят обязать управление городского развития Киселёвского городского округа заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, из расчёта стоимости жилья 20 кв.м на одного члена семьи.
Истцы Шишаева А.М. и Шишаев Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивали именно на их удовлетворении, на предложения суда уточнять (увеличить) исковые требования категорически отказались.
Представитель ответчика – управления городского развития Киселёвского городского округа, Токарева А.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Шишаевых, пояснив, что действительно дом по <адрес> заключением СФ АО «ВНИМИ» признан подработанным и подлежащим сносу, однако, истцы не включены в список граждан, подлежащих переселению, в связи с этим договор на предоставление социальной выплаты с ними заключён быть не может. В связи с чем в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Шишаевых не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтёрских городов и посёлков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 (в ред. от 28 сентября 2016 года).
Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утверждённых проектов ликвидации шахт.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков» содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и подлежат переселению из данного жилья, то есть включены в соответствующий список граждан, подлежащих переселению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шишаева А.М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора мены квартиры на жилой дом с земельным участком от 14 октября 1997 года и свидетельства о праве на наследство по закону от 19 февраля 2002 года (л.д. 10, 11-12, 13). В указанном жилом доме по настоящее время значатся зарегистрированными Шишаева А.М. – с 15 декабря 1997 года, а также член её семьи Шишаев Е.А. – с 13 августа 2004 года, что усматривается из копий паспортов и адресных справок (л.д. 6, 8, 33, 34).
Заключением СФ АО ВНИМИ № от 29 мая 2017 года жилой дом, расположенный по <адрес>, признан ветхим и подлежащим сносу в связи с влиянием подземных горных работ шахты «Черкасовская» (л.д. 51-90).
На момент принятия решения о ликвидации шахты «Черкасовская» 26 февраля 2004 года был составлен список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подработанного шахтой. Социальные выплаты на приобретение жилья органом местного самоуправления, с заключением соответствующего договора, предоставляются гражданам в соответствии с указанным списком. В данный список, по состоянию на 01 января 2013 года, истцы включены не были (л.д. 91-115), что в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации № от 13 июля 2005 года, исключает возможность заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья взамен ветхого и признанного непригодным для проживания в связи с подработкой. В судебном заседании уточнять исковые требования истцы отказались. При этом, в силу положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах, оценивая доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении требований истцов Шишаевых о заключении с ними договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, поскольку право на предоставление такой выплаты на момент рассмотрения данного спора у истцов не возникло.
При этом суд считает необходимым отметить, что вопросы по выделению средств из федерального бюджета для переселения граждан из ветхого жилья, связанных с деятельностью угольных предприятий и промышленности, следствием чего явилось приведение жилых помещений в непригодное состояние, это одно из направлений жилищной политики. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом защиты прав граждан, проживающих в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальными нормами закона и нормативно – правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах, что не лишает Шишаевых возможности обратиться в суд за защитой своих прав, избрав наиболее эффективный способ защиты своего права.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░░.░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░