Дело №2-613/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2020года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании недействительным образование земельного участка и снятии с кадастрового учета,
Установил:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО «Северо-Байкальский район» просит о признании недействительным образование земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., имеющего местоположение: <адрес>; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №. Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением законов в области охраны окружающей среды и природопользования установлены факты неправомерного образования земельных участков, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях государственного лесного фонда. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты>, имеющего местоположение: <адрес>, с видом разрешенного использования - <данные изъяты>, присвоен кадастровый номер №.
Земельный участок образован в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной распоряжением главы администрации МО «Северо-Байкальский район» от 13.02.2015 № 21. Сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером № в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Проверкой установлено, что спорный земельный участок полностью расположен на землях государственного лесного фонда, в части выделов <данные изъяты>. Данный вывод подтверждается заключением Бурятского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" №, основанном на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на границы земельного участка с кадастровым номером №, сведениях о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», площадь пересечения земельного участка с границами лесного фонда составила <данные изъяты>, координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка иной категории:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка, расположенного в части выделов 8, <данные изъяты> к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на лесной участок площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, является информация из государственного лесного реестра с картой-схемой расположения лесного участка, таксационное описание квартала <данные изъяты>, являющиеся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Также установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Ссылаясь на требования действующего законодательства, указывает, что Администрацией МО «Северо-Байкальский район» в нарушение требований действующего законодательства, в отсутствие полномочий и права по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, распоряжением № 21 от 13.02.2015 образован земельный участок с кадастровым номером №, территория которого полностью расположена в <адрес> в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, инициирована постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (<данные изъяты>), чем земли лесного фонда, тем самым в нарушение прямого запрета осуществлен перевод земель лесного в другую категорию земель и предоставлен в частную собственность земельный участок из земель государственного лесного фонда.
В судебном заседании заместитель прокурора Денисова Н.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель администрации МО «Северо-Байкальский район» извещенный о месте и времени судебного заседания не явился, третьи лица Федеральное агентство лесного хозяйства, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Ростреестра» по РБ, Управление Росреестра по РБ просили о рассмотрении дела без их участия, представитель Республиканского агентства лесного хозяйства не явился, суд учитывая мнение участника процесса, считает возможным рассмотрение дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования носят законный характер, подлежат удовлетворению и соответствуют статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов РФ и неопределенного круга лиц.
Установлено, что администрацией МО «Северо-Байкальский район» неправомерно образован земельный участок, расположенный в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях государственного лесного фонда.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты>, имеющего местоположение: <адрес>, с видом разрешенного использования - <данные изъяты>, присвоен кадастровый номер №.
Земельный участок образован в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной распоряжением главы администрации МО «Северо-Байкальский район» от 13.02.2015 № 21. Сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером № в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Указанный земельный участок полностью расположен на землях государственного лесного фонда, в части выделов <данные изъяты>, что подтверждается заключением Бурятского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" №, основанном на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на границы земельного участка с кадастровым номером №, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», площадь пересечения земельного участка с границами лесного фонда составила <данные изъяты>, координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка иной категории:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от 04.12.2006 № 201-ФЗ, ст. 8 Лесного кодекса РФ, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
Согласно ст. ст. 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии со ст. 101 Земельного Кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
В силу ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство, в том числе включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков
Материалы лесоустройства включают в себя таксационные описания, планшеты о границах лесничества, планы лесонасаждений, обзорные планы лесохозяйственных мероприятий.
Отнесение спорного земельного участка, расположенного в части выделов <данные изъяты> к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на лесной участок площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, является информация из государственного лесного реестра с картой-схемой расположения лесного участка, таксационное описание квартала <данные изъяты>, являющиеся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки з составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 3 части I Приложения 1 вышеназванного постановления, к объектам, составляющим основу национального богатства страны, относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
В 1996 году Решением XX Сессии Комитета Юнеско по всемирному наследию озеро Байкал включено в список объектов всемирного наследия.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1641-р от 27.11.2006 утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, а также перечень населенных пунктов, вошедших в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.
Также в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал главой II Закона об охране озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности. Данный режим регулируется также постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», предусматривающей запрет строительства зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (пункт 2 статьи 9 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 125 и пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В Республике Бурятия органом государственной власти в области лесных отношений является Республиканское агентство лесного хозяйства (Постановление Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007г. № 13 «Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства»).
Согласно ч. 2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.12.2014, действовавшей на момент образования земельного участка) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.12.2014, действовавшей на момент образования земельного участка).
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11настоящего Кодекса.
Учитывая установленные обстоятельства, суд находит обоснованным иск прокурора, поскольку Администрацией МО «Северо-Байкальский район» в нарушение требований действующего законодательства, в отсутствие полномочий и права по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, распоряжением № 21 от 13.02.2015 образован земельный участок с кадастровым номером №, территория которого полностью расположена в <адрес> в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и инициирована постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (<данные изъяты>), чем земли лесного фонда, тем самым с нарушением требованием действующего законодательства осуществлен перевод земель лесного в другую категорию земель и предоставлен в частную собственность земельный участок из земель государственного лесного фонда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>, имеющего местоположение: <адрес>.
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 25 августа 2020 года.
Судья Н.Г. Рабдаева