Решение по делу № 2-6005/2023 от 19.06.2023

Дело № 2-6005/2023

74RS0002-01-2023-004381-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск                      20 ноября 2023 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Копытовой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валентейчик ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в страховой стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Валентейчик Е.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению в страховой стаж периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Энергетическом управлении Джетыгаренского асбестового горно-обогатительного комбината «Кустанайасбест», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кустанайской фабрике «Трикотаж», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКП «Житикаракоммунэнерго», назначению и выплате страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОПФР по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документов, подтверждающих что дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана (признавалась) инвалидом с детства в соответствии с законодательством Российской Федерации. В страховой стаж при определении права на пенсию не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Энергетическом управлении Джетыгаренского асбестового горно-обогатительного комбината «Кустанайасбест», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кустанайской фабрике «Трикотаж», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКП «Житикаракоммунэнерго», поскольку работа протекала в Республике Казахстан и не подтверждена формуляром из компетентного органа. С данным решением не согласна, полагает, что пенсионным органом нарушено ее право на своевременное пенсионное обеспечение.

Истец Валентейчик Е.Н. и ее представитель Иванов В.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области - Свиридова А.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2015 года.

В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к закону).

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Частями 1 и 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, а начиная с 01 января 2016 года она ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «Страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», являются: принадлежность заявителя к родителям инвалида с детства; воспитание родителем инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет; неполучение пенсии по указанному основанию вторым родителем; достижение установленного возраста; наличие страхового стажа; наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Валентейчик Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с воспитанием ребенка инвалида, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОПФР по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документов, подтверждающих что дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана (признавалась) инвалидом с детства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, при определении права на пенсию в страховой стаж истца не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кустанайской фабрике «Трикотаж», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКП «Житикаракоммунэнерго», поскольку работа протекала в Республике Казахстан и не подтверждена формуляром из компетентного органа. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Энергетическом управлении Джетыгаренского асбестового горно-обогатительного комбината «Кустанайасбест» включен пенсионным органом в страховой стаж.

Не согласившись с отказом в назначении пенсии, истец обратилась в суд.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно ч.8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и или (иной) деятельности, которые имели место до дня вступления в силу действующего Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 года заключено Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение), которое подписано Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Согласно преамбуле Соглашения, правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан; государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Следовательно, целью заключения данного Соглашения являлось сохранение за нетрудоспособными лицами государств-участников Соглашения права на пенсионное обеспечение, приобретенное в период вхождения государств в СССР, а также права на пенсионное обеспечение, приобретенного на территориях этих государств.

Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербург 20 декабря 2019 года (далее - Соглашение 20 декабря 2019 года).

Преамбулой Соглашения 20 декабря 2019 года определено, что оно принято в целях урегулирования отношений в сфере пенсионного обеспечения граждан, являющихся трудящимися в государствах-членах Союза, и распространяется исключительно на виды пенсий, определенные в пункте 2 статьи 2 Соглашения.

Пунктом 1 статьи 3 указанного Соглашения установлено, что формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государств трудоустройства.

В статье 1 Соглашения 20 декабря 2019 года даны понятия для целей настоящего Соглашения:

«государство проживания» - государство-член, на территории которого находится местожительство трудящегося;

«государство трудоустройства» - государство-член, на территории которого у трудящегося формируются либо формировались пенсионные права;

«местожительство» - место проживания трудящегося, определяемое или признаваемое в качестве такового в соответствии с законодательством государства-члена;

Статьей 12 Соглашения 20 декабря 2019 года предусмотрено, что назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из вышеизложенного следует, что периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2, пунктами 5, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации».

Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Аналогичные положения содержались в п. 6 ранее действовавших Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года.

Как указано в п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Как следует из записей в трудовой книжке установленного образца ЕТ-I от ДД.ММ.ГГГГ, в спорные периоды Валентейчик Е.Н. работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кустанайской фабрике «Трикотаж», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКП «Житикаракоммунэнерго».

Все записи в трудовой книжке истца внесены последовательно, с соблюдением нумерации, даты внесения записей в трудовую книжку соответствуют датам вынесения приказов, заверены подписью ответственного лица и печатью организации.

Спорные периоды работы в ГКП «Житикаракоммунэнерго», подтверждаются также представленными в материалы дела справками о трудовой деятельности и о заработной плате и других доходах, сведениями из АО «Единый накопительный пенсионный фонд» об уплате страховых взносов за период с июля 2004 года по сентябрь 2015 года.

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с решением ответчика об отказе по включению в страховой стаж истца спорных периодов работы, которые подтверждены записями в трудовой книжке, справками и информацией об уплате страховых взносов, в связи с чем, спорные периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кустанайской фабрике «Трикотаж», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКП «Житикаракоммунэнерго» подлежат включению в страховой стаж истца.

Иные периоды работы в ГКП «Житикаракоммунэнерго» не подлежат включению в страховой стаж, поскольку не подтверждена уплата страховых взносов за период с января 2003 года по июнь 2004 года, с сентября 2004 года по декабрь 2004 года, с февраля по апрель 2005 года, с июля по октябрь 2005 года, за январь, февраль 2006 года, с мая 2006 года по сентябрь 2006 года, за ноябрь 2006 года, за июнь, июль 2007 года, за август 2010 года, за июнь 2011 года, за октябрь 2015 года.

Требование о включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Энергетическом управлении Джетыгаренского асбестового горно-обогатительного комбината «Кустанайасбест» не подлежит удовлетворению, поскольку пенсионным органом при вынесении решения был учтен в страховой стаж данный период работы.

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрел, в том числе право одного из родителей инвалидов с детства, воспитавшего их до достижения ими возраста 8 лет, на досрочное назначение страховой пенсии по старости: мужчинам - по достижении возраста 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 ноября 2009 года № 1365-О-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал, что необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке.

В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона «О социальной защите инвалидов» законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Российская Федерация не имеет международных соглашений, которыми установлены иные, отличные от вышеуказанных, правила признания лица инвалидами и установления группы инвалидности.

Пунктом 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 установлено, что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению № 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

Факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Граждане, переехавшие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранных государств, в том числе из стран СНГ, участником которого является Республика Казахстан, признанные инвалидами в соответствии с национальным законодательством иностранных государств (за исключением граждан, инвалидность которым была установлена на территории Республик СССР до его распада, то есть до 31 декабря 1991 года) имеют право на меры социальной поддержки только при условии признания их инвалидами в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как Российская Федерация не имеет международных договоров и соглашений о взаимном признании правил признания граждан инвалидами и принимая во внимание, что порядок признания граждан инвалидами в иностранных государствах и в Российской Федерации может быть различным.

Истцом в пенсионный орган при подаче заявления о назначении досрочной страховой пенсии по п. 1 ч. 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ был представлен ответ РГУ «Департамент комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Костанайской области» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходила освидетельствование в медико-социальной экспертной комиссии ДД.ММ.ГГГГ и ей установлена категория инвалидности ребенок-инвалид, причина инвалидности «с детства», срок инвалидности на 5 лет - до ДД.ММ.ГГГГ. Выдана справка об инвалидности серии МСЭ . ДД.ММ.ГГГГ при очередном переосвидетельствовании инвалидность не установлена.

Также была представлена справка АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Валентейчик Е.Н. являлась получателем государственного социального пособия по инвалидности на ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На территории Российской Федерации как того требует действующее законодательство ФИО2 инвалидом не признавалась, инвалидность ей не устанавливалась, что подтвердила истец в судебном заседании.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    С учетом положений действующего законодательства, регулирующих правила признания лица инвалидом и назначении страховой пенсии, в связи с отсутствием документов, подтверждающих, что дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана инвалидом с детства в соответствии с законодательством Российской Федерации, у истца не возникло права для назначения пенсии в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении истцу пенсии в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Валентейчик ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в страховой стаж, назначению досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области обязанность включить Валентейчик ФИО2 в страховой стаж следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кустанайской фабрике «Трикотаж», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКП «Житикаракоммунэнерго».

В удовлетворении остальной части исковых требований Валентейчик ФИО2 - отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:         п/п Ю.Н. Резниченко

Мотивированное решение составлено 27 ноября 2023 года.

Копия верна.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь: Е.А. Копытова

2-6005/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Валентейчик Елена Николаевна
Ответчики
ОСФР по Челябинской области
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Резниченко Юлия Николаевна
Дело на странице суда
centr.chel.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
20.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.09.2023Предварительное судебное заседание
19.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.10.2023Предварительное судебное заседание
20.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2023Дело оформлено
20.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее