Судья Локтионова Л.В. дело № 33-389/2024
УИД 46RS0030-01-2023-003510-36
№ 2-3261/2023
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Апалькова А.М.
судей Букреевой Е.В. Черниковой Е.Н.
при секретаре Грек О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 января 2024 года дело по иску Федоренковой Юлии Петровны к прокуратуре Курской области о признании незаконным решения жилищной комиссии прокуратуры Курской области, поступившее по апелляционной жалобе Федоренковой Ю.П. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 12 сентября 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Федоренковой Юлии Петровны к прокуратуре Курской области о признании незаконным решения жилищной комиссии прокуратуры Курской области отказать.
Заслушав доклад судьи Черниковой Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Федоренкова Ю.П. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к прокуратуре Курской области о признании незаконным решения жилищной комиссии, ссылаясь на то, что общий стаж ее работы в органах прокуратуры составляет более 20 лет. Приказом прокурора Курской области от 21.12.2022 г. она освобождена от занимаемой должности и уволена из органов прокуратуры с 26.12.2022 г. Решением жилищной комиссии прокуратуры Курской области от 01.07.2014 г. она была признана нуждающейся в жилом помещении и ей была предоставлена трехкомнатная служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, где в настоящее время проживает с двумя детьми. Спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением объекта к служебному жилью, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на данную квартиру. 02.07.2014 г. заключен договор найма жилого помещения №25 как служебного, по условиям которого ей и членам семьи – мужу и двум несовершеннолетним детям передано во владение и пользование вышеуказанное жилое помещение. 3.02.2023 она обратилась в жилищную комиссию прокуратуры Курской области с заявлением и необходимым пакетом документов для признания ее и членов семьи нуждающимися в жилых помещениях в целях передачи в собственность занимаемого служебного помещения площадью 97,1 кв. м по адресу: <адрес>
03.03.2023 г. по результатам рассмотрения заявления, принято решение об отказе с указанием на то, что в период прохождения службы в прокуратуре она не обратилась в жилищную комиссию с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления занимаемого жилого помещения в собственность. Распоряжением прокурора Курской области от 17.03.2023г. расторгнут договор найма служебного помещения №25 от 07.07.2014 г.
Просит суд признать незаконным решение жилищной комиссии прокуратуры Курской области от 03.03.2023 г. об отказе в согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ материалов о признании ее нуждающейся и в предоставлении служебного помещения – трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в собственность.
Представитель ответчика Долгинцева О.А. исковые требования не признала.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Федоренкова Ю.П. просит отменить решение как незаконное, принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Федоренковой Ю.П., подержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Курской области Долгинцевой О.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что Федоренкова Ю.П. с 17.09.2002 г. занимала должности в Железногорской межрайонной прокуратуре, 26.12.2022 г. освобождена от занимаемой должности старшего помощника Железногорского межрайонного прокурора Курской области и уволена из органов прокуратуры в связи с выходом в отставку на пенсию за выслугу лет. Общий стаж работы в органах прокуратуры более 20 лет.
20.11.2002 г. Федоренкова Ю.П. поставлена на учет на улучшение жилищных условий.
01.07.2014 г. решением жилищной комиссии прокуратуры Курской области предоставлена трехкомнатная квартира <адрес>, общей площадью 97,1 кв.м. на семью из 4 человек с учетом права на дополнительную жилую площадь. Указанная квартира предоставлена для проживания на время службы в органах прокуратуры Курской области на основании договора найма служебного помещения №25 от 02.07.2014г. Настоящий договор заключался на время прохождения истцом службы в органах прокуратуры Курской области.
03.02.2023 г. в жилищную комиссию прокуратуры Курской области от Федоренковой Ю.П. поступило заявление, адресованное Генеральному прокурору Российской Федерации о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления занимаемого ею служебного жилого помещения в собственность.
По результатам его рассмотрения, учитывая, что в период прохождения службы с надлежащим заявлением Федоренкова Ю.П. не обращалась, нуждающейся в жилых помещениях в установленном порядке не признавалась, жилищной комиссией прокуратуры области 03.03.2023г. принято решение об отсутствии оснований для направления документов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения жилищной комиссии прокуратуры Курской области, суд первой инстанции исходил из того, что в поступивших 03.02.2023 году в прокуратуру области адресованных Генеральному прокурору Российской Федерации, прокурору Курской области заявлениях Федоренковой Ю.П., занимавшей до 26.12.2022 г. должность старшего помощника Железногорского межрайонного прокурора, указаны недостоверные сведения о занимаемой ею должности заместителя начальника отдела материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта прокуратуры области, не соответствует требованиям Приложения № 1 к Положению о предоставлении единовременной выплаты, поскольку в качестве цели признания нуждающейся указана цель предоставления жилого помещения в собственность и поступило в прокуратуру области за пределами периода службы Федоренковой Ю.П.
С данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться.
Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02 октября 2018 года N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями".
В соответствии с п. 1 ст. 44.1 Закона о прокуратуре обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
В п. 2 ст. 44.1 Закона о прокуратуре предусматривается возможность предоставления прокурорам и пенсионерам органов прокуратуры вместо единовременной социальной выплаты жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации при наличии предусмотренных указанной статьей оснований и условий.
Согласно п. 3 ст. 44.1. Закона о прокуратуре единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры.
В силу положений подпункта «а» п. 17 ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 Закона о прокуратуре право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.11.2018г. № 769 утверждено Положение о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, согласно которому проверка нуждаемости прокуроров, рассмотрение вопросов о признании их нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет относится к компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Приказом Генерального прокурора РФ от 02.10.2018 г. №624 утверждено Положение о предоставлении прокурорам и иным лицам, указанным в п.17 ст.44.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), которым предусмотрена процедура признания прокурора нуждающимся для постановки на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (предоставления жилого помещения в собственность).
В силу пункта 2.1 Положения о предоставлении единовременной выплаты для признания нуждающимися в жилых помещениях и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях прокуроры подают в жилищную комиссию по месту службы прокурора заявление по форме согласно приложению № 1 к Положению и документы, указанные в приложении № 2 к Положению.
Пунктом 3.4 раздела 3 Положения предусмотрено, что жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Комиссия) проверяется нуждаемость в жилых помещениях прокуроров (граждан), состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, определяется размер единовременной социальной выплаты согласно правилам расчета размера единовременной социальной выплаты, и при наличии оснований для ее предоставления вносятся соответствующие предложения Генеральному прокурору Российской Федерации.
Согласно пункту 3.5 Положения решение о предоставлении прокурорам (гражданам) единовременной социальной выплаты принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается размер единовременной социальной выплаты, рассчитанной на день принятия соответствующего решения.
Кроме того, в силу пункта 3.8 Положения о предоставлении единовременной выплаты прокуроры, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающие в служебных жилых помещениях, вправе подать в жилищную комиссию по месту службы прокурора заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность с приложением необходимых документов.
Заявления и необходимые документы, представленные прокурорами органов прокуратуры, подлежат рассмотрению комиссиями и при наличии оснований и условий для предоставления занимаемого помещения в собственность - направлению в Комиссию после согласования с прокурорами субъектов Российской Федерации (пункт 3.8 Положения).
Таким образом, Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 № 624 определены два самостоятельных заявления: первое - о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии на учет, и второе - о предоставлении вместо единовременной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность.
Решения о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения, а также устанавливается обязанность по предоставлению в Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации документов, подтверждающих факт регистрации права собственности на это жилое помещение, для прокуроров центрального аппарата и органов прокуратуры- в отношении прокуроров соответствующих органов прокуратуры (пункт 3.12 Положения).
В силу п. 3.12 Положения, установлена исключительная компетенция принятия соответствующих решений Генеральным прокурором Российской Федерации на основании решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с п. 3.3. Приказа Генеральной прокуратуры России от 19.11.2018г. N770 "Об утверждении Типового положения о жилищной комиссии прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры" жилищная комиссия для реализации возложенных на нее задач осуществляет следующие полномочия: вносит руководителю органа прокуратуры предложения о наличии оснований согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов о признании прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях либо снятии с этого учета; предоставлении прокурорам (гражданам), состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, занимаемого жилого помещения в собственность.
Из материалов дела следует, что 20.11.2002 г. Федоренкова Ю.П. поставлена на учет на улучшение жилищных условий.
Решением жилищной комиссии прокуратуры Курской области от 01.07.2014 года области Федоренкова Ю.П. признана нуждающейся в жилом помещении, ей на состав семьи была предоставлена трехкомнатная служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 97,1 кв.м, в которой в настоящее время она проживает с двумя детьми - Федоренковым Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Федоренковым А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.05.2014 46 № право собственности на данную квартиру зарегистрировано за Российской Федерацией, квартира предоставлена на праве оперативного управления прокуратуре Курской области.
Между Федоренковой Ю.П. и прокуратурой Курской области заключен договор найма жилого помещения N 25 как служебного, по условиям которого ей и членам ее семьи - мужу и двум несовершеннолетним сыновьям, передано во владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>.
18.02.2020 года брак с Федоренковым И.В. был прекращен. 09.02.2021 года Федоренков И.В. умер.
По условиям договора жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в органах прокуратуры Курской области (пункт 1.2 договора). Наймодатель имеет право принимать решения о приватизации жилого помещения (подпункт 3 пункта 7 договора). Договор прекращается в связи с истечением срока трудового договора, окончанием срока службы (подпункты 3, 4 пункта 8 договора).
Из материалов дела следует, что Федоренкова Ю.П. и члены ее семьи в собственности жилых помещений не имеют, членами семьи собственников, нанимателей жилых помещений не являются. Доказательств обратного материалы дела не содержат и стороной ответчика не предоставлено.
Ежегодно, как лицо? нуждающееся в улучшении жилищных условий Федоренкова Ю.П. подавала в жилищную комиссию прокуратуры Курской области данные о своем семейном положении и данные, подтверждающие ее нуждаемость с членами семьи в жилом помещении.
Из материалов дела усматривается, что в связи с предоставлением служебного жилого помещения Федоренкова Ю. П. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не снималась, единовременную субсидию на приобретение жилого помещения не получала.
При таком положении с отказом жилищной комиссии с указанием на то, что в период прохождения службы в прокуратуре Федоренкова Ю.П. не обратилась в жилищную комиссию с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях, принятии на учет нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления занимаемого жилого помещения в собственность согласиться нельзя, поскольку истец признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения в период прохождения службы в органах прокуратуры, в связи с чем, прокуратурой Курской области ей было предоставлено вышеуказанное служебное жилое помещение (передаточный акт №38 от 02.07.2014), в котором она до настоящего времени проживает с членами своей семьи.
Решение жилищной комиссии прокуратуры Курской области от 01.07.2014 года области о признании Федоренковой Ю.П. нуждающейся в жилом помещении и предоставлении ей на состав семьи служебной квартиры было принято в соответствии с действующим в тот период законодательством, данное решение незаконным в установленном порядке не признавалось.
Издание 02.10.2018 Генеральным прокурором РФ приказа №624, которым утверждено Положение о предоставлении прокурорам и иным лицам, указанным в п. 17 ст.44.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), не является основанием для признания решения жилищной комиссии прокуратуры Курской области о признании Федоренковой Ю.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки ее на учет с 2002г.в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий недействительным.
Также не может служить основанием для отказа направления заявления в Генеральную прокуратуру РФ, ссылка на неверное указание заявителем должности в период прохождения службы в органах прокуратуры в заявлении о предоставлении занимаемого мною и членами моей семьи вышеуказанного служебного жилого помещения в собственность, поскольку является устранимой технической опиской.
Пунктом «а» ч. 17 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 закреплено право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с подпунктами «б»-«е» п. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона
Указанная норма не имеет изъятия относительно даты подачи заявления о признании лица, уволенного из органов прокуратуры с правом на пенсию лица, нуждающимся в жилых помещениях. Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 закреплены равные права действующих сотрудников прокуратуры и лиц, уволенных из органов прокуратуры с правом на пенсию лица, нуждающимся в жилых помещениях.
Законом не предусмотрено обязательным условием обращение с заявлением о предоставлении в собственность служебного жилого помещения только в период прохождения службы, которое было предоставлено ранее в период прохождения службы по договору найма.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение жилищной комиссии прокуратуры Курской области от 03.03.2023 года в части отсутствия оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генерального прокурора РФ материалов о признании Федоренковой Ю.П. нуждающейся в жилом помещении, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления нанимаемого жилого помещения в собственность, является незаконным.
При таком положении решение суда не может считаться законным и обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять новое решение.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования о признании незаконным решения жилищной комиссии прокуратуры Курской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия исходит из того, что Федоренкова Ю.П. в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилых помещениях и поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в период прохождения ею службы в органах прокуратуры. На момент обращения в прокуратуру Курской области 03.02.2023 года с заявлением о признании Федоренковой Ю.П. нуждающейся в жилом помещении, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единой социальной выплаты (служебного жилого помещения в собственность) Федоренкова Ю.П. соответствовала предъявляемым законом требованиям относительно стажа работы в органах прокуратуры (более 20 лет) и являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Поскольку на момент увольнения из органов прокуратуры в отношении Федоренковой Ю.П. уже имелось принятое компетентным органом решение о признании нуждающейся в жилых помещениях, само по себе наличие иных заявлений с более поздней датой подачи для передачи всех документов на рассмотрение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации после увольнения из органов прокуратуры на возможность реализации данного права не влияют.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ч. 1 п. 3,4 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 12 сентября 2023 года отменить и постановить новое решение :
Признать незаконным решение жилищной комиссии прокуратуры Курской области от 03.03.23г в части отсутствия оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ материалов о признании Федоренковой Юлии Петровны нуждающейся в жилых помещениях, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в собственность.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи