Дело № 5- 117/2020
22RS0001-01-2020-000825-92
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 июля 2020г. г. Алейск
Судья Алейского городского суда Алтайского края О.В.Галкина, при секретаре И.А. Наумовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Степанова Виктора Александровича, <данные изъяты>
возбуждённое по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении № 400177/1048 от 16.07.2020 Степанов В.А. 16.07.2020 в 19 часов 30 минут в период действия режима повышенной готовности, ведённого Постановлением Правительства Алтайского края от 18.03.2020 № 120, находясь в помещении магазина «Мария-Ра», расположенного по адресу: г. Алейск, пер.Ульяновский, 67, не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания, тем самым нарушив пп. «б» п. 3, пп. «в, г» п. 4 Постановления Правительства РФ № 417 от 02.04.2020, а также п. 1 Указа Губернатора Алтайского края от 08.05.2020 № 77.
Действия Степанова В.А. квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Степанов В.А. не признал себя виновным в совершении административного правонарушения, полагая, что были нарушены его конституционные права. При производстве дела об административном правонарушении не было проведено административное расследование, ему не показали подлинник Указа Губернатора № 77 от 08.05.2020 или его надлежащим образом заверенную копию, в связи с чем полагает, что такого документа не существует, предъявленные ему распечатанные документы, по его мнению, таковыми не являются. Кроме того, этот документ противоречит Постановлению Правительству РФ от 02.04.2020 № 417. Действительно, в этот день он приехал в магазин. Поскольку маска пришла в негодность, он её выкинул при входе в магазин. С целью приобрести новую маску он зашёл в аптеку, однако там было много посетителей, поэтому он пошёл в магазин. Подойдя к кассе, сотрудник магазина предложила приобрести маску либо использовать иные средства защиты, предлагаемые магазином, он отказался, так как считает это незаконным, вымогательством. После чего вызвал сотрудников полиции.
Исследовав представленные материалы, лицо, привлекаемое к административной ответственности, прихожу к следующим выводам.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «а2» п. «а» ст. 10 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее – Правила). Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (пп. «б» п. 3, пп. «в», «г» п. 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а2» п. «а» ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «б» п. 6 ст. 4.1, п. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Вопреки доводам Степанова В.А., в развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Алтайском крае были приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, Постановлением Правительства Алтайского края от 18.03.2020 № 120 на территории Алтайского края введён режим повышенной готовности. Указом Губернатора Алтайского края от 08.05.2020 № 77 (в ред. от 19.06.2020) граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания: маски лицевые для защиты дыхательных путей одноразового (многоразового) использования, респираторы при нахождении на остановочных пунктах, в транспорте общего пользования, в том числе такси, а также при посещении предприятий торговли, сферы услуг, общественного питания, аптечных организаций, медицинских организаций.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Степанов В.А. 16.07.2020 в 19 часов 30 минут, находясь в магазине «Мария-Ра», расположенном по адресу: г. Алейск, пер. Ульяновский, 67, не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания: маски лицевые для защиты дыхательных путей одноразового (многоразового) использования, респираторы.
Из материалов дела следует, что ООО «Мария-Ра» относится к предприятиям торговли.
Вина Степанова В.А. в совершении административного правонарушения, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 400177/1048 от 16.07.2020; рапортом сотрудника МО МВД России «Алейский» ФИО4; объяснением ФИО5; выпиской из ЕГРЮЛ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о доказанности факта не выполнения требований пп. «б» п. 3, пп. «в, г» п. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, в связи с чем действия Степанова В.А. подлежат квалификации по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Доводы Степанова В.С. о том, что имеющиеся в деле, а также исследованные в судебном заседании копии Указов Губернатора Алтайского края, не являются теми документами, на основании которых лица подлежали бы административной ответственности, поскольку они не подписаны надлежащим образом, и в предприятиях торговли, а также в государственных органах не имеется надлежащей заверенной копии такого документа, основаны на неверном толковании закона.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 36 Закона Алтайского края от 09.11.2006 № 122-ЗС (ред. от 11.11.2019) «О правотворческой деятельности» (принят Постановлением АКСНД от 02.11.2006 № 598) нормативные правовые акты Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу одновременно на всей территории Алтайского края не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные нормативные правовые акты Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края вступают в силу одновременно на всей территории Алтайского края в день их официального опубликования, если этими актами не установлен более поздний срок вступления их в силу. Особенности порядка вступления в силу отдельных нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) Губернатором Алтайского края, Правительством Алтайского края и иными органами исполнительной власти Алтайского края, устанавливаются федеральным законодательством и законодательством Алтайского края.
В целях реализации положений закона постановлением Правительства Алтайского края от 17.08.2017 № 304 (ред. от 02.10.2019) «Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края» установлен Порядок организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края. В силу п. 10.2 указанного Порядка нормативные правовые акты Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края подлежат обязательному официальному опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или в газете «Алтайская правда», если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Официальными являются также тексты нормативных правовых актов Алтайского края, включенные в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) «Законодательство России», распространяемые в электронном виде Федеральной службой охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны на основании соглашения с Правительством Алтайского края.
В настоящее время Указы Губернатора Алтайского края от 08.05.2020 № 77 и от 19.06.2020 № 99 не оспорены в установленном порядке, не отменены, действуют на всей территории Алтайского края, были опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)».
Не состоятельны доводы Степанова В.А. о том, что по делу не было проведено административное расследование.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Согласно ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, или административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, например, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ, возникла необходимость осуществления комплекса требующих значительных временных затрат процессуальных действий, может быть проведено административное расследование.
При этом в силу ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, или прокурором.
С учетом изложенного проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3 и ст. 20.6.1 КоАП РФ, не является обязательным, а вопрос о проведении такого расследования решается лицами, указанными в ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ, при возбуждении дела об административном правонарушении в зависимости от необходимости осуществления процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность в соответствии со ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлены.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 4.1, 3.1, 3.5, 4.2 КоАП РФ, принципами соразмерности и справедливости, с целью обеспечения индивидуализации наказания лица, виновного в совершении административных правонарушений, и одновременно не допущения при применении мер административной ответственности избыточного ограничения его имущественных прав и интересов, с учётом задач законодательства об административных правонарушениях, предупреждения административных правонарушений, полагаю возможным назначить наказание в виде штрафа, однако не в максимальных пределах санкции статьи.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 20.6.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░), ░░░ 2201002964 ░/░ 40101810350041010001 ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░░ 040173001, ░░░ 18811601201010601140, ░░░ 220101001, ░░░░░ 01703000, ░░░: 18880322200014001779, ░░░ ░░░░░░░: ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░