9а-41/2022

УИД: 16RS0031-01-2022-000738-12

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    об отказе в принятии заявления

04 апреля 2022 года                                                                  г. Набережные Челны

Судья Тукаевского районного суда Республики Татарстан Зверева О.П., рассмотрев вопрос о принятии административного искового заявления Гариповой ФИО4 к Тукаевскому отделу МВД России, следователю СО отдела МВД России по Тукаевскому району ФИО3 о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Гарипова Н.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Тукаевскому отделу МВД России, следователю СО отдела МВД России по Тукаевскому району Мухамадиеву М.М. с требованиями о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленного требования административный истец указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ от лица инициативной группы садоводом ПО «Калинка» она обратилась в Тукаевский районный отдел МВД России по РТ с заявлением о привлечении правления вышеуказанного общества. За прошедшие 8 месяцев следователем вынесено пять совершенно идентичных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. ДД.ММ.ГГГГ прокурором в очередной раз постановление следователя было отменено и материалы проверки возвращены. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с новым заявлением в Тукаевский районный отдел МВД России (КУСП 10171), в котором были изложены дополнительные сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления в деятельности правления. Вместе с тем, по истечении трех месяцев со дня подачи заявления ответа не представлено. Полагает, что бездействие следователя Мухамадиева М.М. и неаргументированный его отказ в возбуждении уголовного дела вызван желанием прекратить уголовное дела в связи с истечением сроков давности.

Просит суд: признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика; возложить обязанность восстановить права и охраняемые законом интересы административного истца.

Изучив административное исковое заявление и приложенные к нему документы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 КАС РФ судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 данного Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного Кодекса.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

Исходя из содержания ст. 123 УПК РФ действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Исходя из положений части 1 статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования, решения и действия (бездействие) должностных лиц в связи с их полномочиями по осуществлению уголовного преследования подлежат обжалованию в порядке уголовного судопроизводства.

При этом, согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», помимо постановлений дознавателя, следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела судебному обжалованию в соответствии с частью 1 статьи 125 УПК РФ подлежат иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права: отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного расследования и другие.

Закон гарантирует участникам уголовного судопроизводства и иным лицам, в отношении которых допущены нарушения их прав и свобод, возможность обжалования в суд в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, в частности, в указанном порядке лицо вправе обжаловать и действия начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания в связи с их полномочиями по осуществлению уголовного преследования.

Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают не только участники уголовного судопроизводства, но и иные лица в той части, в которой производимые действия и решения затрагивают их права и законные интересы. Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица, как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.

Таким образом, нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусматривают возможности защиты и восстановления прав потерпевшего в связи с производством по уголовному делу (включая досудебное производство); в рамках административного судопроизводства суды не вправе оценивать правомерность решений, действий (бездействия) сотрудников правоохранительных органов в процессе осуществления ими уголовно-процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий в рамках производства по конкретному уголовному делу, в частности, решений, действий (бездействия), совершенных указанными в статьи 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации лицами и связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права при осуществлении производства по конкретному уголовному делу (включая досудебное производство).

Анализ содержания административного требования Гариповой Н.Ф., а также предмет и основания заявленного ею требования, свидетельствуют о том, что правоотношения, которым необходимо дать юридическую оценку, связаны с решениями, действиями (бездействием) должностных лиц на досудебной стадии производства по конкретному материалу проверки, заявленное требование не являются предметом административного судопроизводства, регулируется нормами уголовно-процессуального законодательства, рассматриваются и разрешаются судом в порядке уголовного судопроизводства.

С учетом предписаний вышеприведенных законоположений, а также принимая во внимание контекст заявленных требований, заявление Гариповой Н.Ф. не может быть принято к производству в порядке административного судопроизводства.

Таким образом, оснований полагать, что требования Гариповой Н.Ф. вытекают из сферы публичных правоотношений, не имеется, в связи с чем, избранная заявителем форма обращения в суд путем подачи административного иска не сможет обеспечить защиту её прав и законных интересов, исходя из задач административного судопроизводства, закрепленных в статье 3 КАС РФ.

Указанные действия административного ответчика подлежат обжалованию в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Гариповой Н.Ф. подлежит отказу в принятии. При этом Гарипова Н.Ф. не лишена возможности обратиться в суд с заявленными в настоящем деле требованиями в порядке уголовного судопроизводства.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определил:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░.

░░░░░

9а-41/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в принятии заявления
Другие
Гарипова Н.Ф.
Следователь СО отдела МВД России по Тукаевскому району Мухамадиев М.М.
Отдел МВД России по Тукаевскому району
Суд
Тукаевский районный суд Республики Татарстан
Судья
Зверева О. П.
Дело на сайте суда
tukaevsky.tat.sudrf.ru
04.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее