Решение по делу № 2-1241/2020 от 23.03.2020

Гражданское дело №

УИД №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань                            10 июня 2020 года

Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Прошкиной Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,

с участием истца Смирновой А.В. и ее представителя Синициной М.Е., действующей на основании письменного ходатайства,

представителя ответчика администрации г. Рязани - Кульковой Е.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Смирнова Игоря Сергеевича, Смирновой Алеси Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, к администрации г. Рязани о возложении обязанности предоставить по договору мены взамен жилого помещения, признанного аварийным, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта, равнозначное по площади ранее занимаемому,

УСТАНОВИЛ:

Смирнов И.С., Смирнова А.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что являются сособственниками в <данные изъяты> доли каждый жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в многоквартирном доме, признанном в 2008 году аварийным и подлежащим сносу, входившим в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного помещения на 2008-2009 годы и подлежавшим расселению до конца 2009 года. Впоследствии жилой дом был исключен из программы и без объяснения причин в адресную программу переселения на 2013-2017 годы не вошел, а документы, подтверждающие его аварийность, утеряны, что вынудило жителей на повторное обращение по вопросу о признании дома аварийным. Заключением межведомственной комиссии от дд.мм.гггг. дом признан аварийным и постановлением администрации г. Рязани от дд.мм.гггг. собственникам помещений в нем предложено произвести его снос за счет собственных средств в срок до дд.мм.гггг.. Решением Советского районного суда г. Рязани от дд.мм.гггг. постановление администрации г. Рязани в части установления срока для сноса аварийного дома было признано незаконным и на администрацию г. Рязани возложена обязанность установить новый разумный срок. дд.мм.гггг. в постановление было внесено изменение с установлением срока для сноса дома до дд.мм.гггг.. В апреле 2019 года данный дом был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области, а до сведения жильцов доведена информация о предстоящем внесении изменений в постановление администрации по вопросу необходимости реконструкции дома и включении дома в новую программу переселения на 2019-2025 годы. Ссылаясь на то, что из действий администрации г.Рязани усматривается нежелание расселения жильцов из аварийного дома, несущие конструкции которого могут обрушится в любой момент, просили суд обязать администрацию г. Рязани предоставить им (истцам) другое благоустроенное жилое помещение по договору мены жилыми помещениями, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (не менее 19,5 кв.м.), состоящее не менее чем из двух комнат, и находящееся в черте населенного пункта.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области.

В судебном заседании сторона истца заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно сославшись на произошедшее дд.мм.гггг. обрушение кровли дома.

Сторона ответчика иск не признала, а по существу в письменном отзыве указала на то, что процедура по изъятию помещений данного жилого дома, официально признанного аварийным и подлежащим сносу лишь в 2017 году, еще не начата, в какую-либо адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда данный жилой дом не включен, финансирование на проведение мероприятий по его сносу в ближайшее время не ожидается, а потому оснований для предоставления собственникам находящихся в нем жилых помещений другого благоустроенного жилья, в ином, помимо общего порядка такого предоставления, не имеется.

Суд, выслушав объяснения сторон, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и об его отложении не просивших, доказательств уважительности причин своей неявки не представлявших, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, а также иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В порядке реализации данной нормы ст. ст. 1, 2, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления отнесено обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, контроля за использованием, сохранностью жилищного фонда и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, а также признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, если собственники помещений в таком доме в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме путем его выкупа или, при наличии соглашения с собственником жилого помещения, - путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 10).

Вместе с тем, в августе 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту - Закон о фонде содействия», установивший правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

Обязательным условием получения такой финансовой поддержки признано наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (ст. ст. 14, 16 Закона о фонде содействия).

Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 16 того же Закона (в первоначальной её редакции), региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда подлежала утверждению высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и должна была содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до дд.мм.гггг. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитываемый в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; планируемые показатели выполнения этой региональной адресной программы; а также о необходимости переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством.

Впоследствии в данную норму закона вносились изменения, касающиеся времени признания многоквартирных домов, подлежащих включению в соответствующий перечень, аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также содержания региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, но по существу ее содержания не изменившие.

В том числе, п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона о фонде содействий, как в прежней редакции, так и в редакции, действующей в настоящее время, прямо предусмотрено, что из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения граждане подлежат переселению в первоочередном порядке.

В силу п. 3 ст. 2 Закона о фонде содействия, под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч.ч. 2, 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением их дома, подлежащего сносу, другое жилое помещение (по договору социального найма) должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

По смыслу данных норм в их системном толковании, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Закона о фонде содействия имеет право по своему выбору на выкуп принадлежащего ему жилого помещения либо предоставление другого жилого помещения («Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017)», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 года).

В судебном заседании установлено, что Смирнов И.С., Смирнова А.В. и несовершеннолетний ФИО4, дд.мм.гггг. года рождения, являются сособственниками в <данные изъяты> доли каждый жилого помещения - двухкомнатной квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., а также значатся зарегистрированными в нем по месту жительства с дд.мм.гггг. и с дд.мм.гггг., соответственно.

Размер площади определен на основании правоустанавливающих документов (свидетельств о регистрации, выписки из Единого государственного реестра недвижимости), изменения в которые относительно общей площади жилого помещения в установленном законом порядке не вносились, а потому справкой «ГУЖК Советского района г.Рязани» подтверждены быть не могут.

Заключением межведомственной комиссии № от дд.мм.гггг., составленным на основании акта обследования и постановлением администрации г. Рязани № от дд.мм.гггг. данный многоквартирный дом, расположенный в зоне жилой застройки города Рязани на территории земельного участка общей площадью 537,0 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации, а собственникам помещений предписано произвести его снос за счет собственных средств в срок до дд.мм.гггг..

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Рязани от дд.мм.гггг., принятым по административному иску ФИО9, владеющей 1/4 долей в праве собственности на кв. № в вышеуказанном доме, постановление администрации г. Рязани № от дд.мм.гггг. признано незаконным в части установления срока для сноса аварийного дома и на администрацию г. Рязани возложена обязанность рассмотреть вопрос об установлении такого срока с учетом принципа разумности.

На основании судебного решения в постановление администрации г. Рязани № от дд.мм.гггг. внесено изменение от дд.мм.гггг., предписавшее собственникам помещений многоквартирного дома произвести его снос в срок до дд.мм.гггг..

Снос жилого дома собственниками расположенных в нем помещений не произведен до настоящего времени.

Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от дд.мм.гггг. № ««Жилой дом», конец XIX в. (г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 46)» включен в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области.

Решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен жилой дом, и об изъятии помещений в нем до настоящего времени не принято, и в «Адресной программе Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. №, отсутствует.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.

Однако, из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <данные изъяты> на основании акта межведомственной комиссии от дд.мм.гггг. уже включался в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется переселение граждан за счёт средств финансовой поддержки в рамках «Адресной программы Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008-2009 годы», утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. №.

Согласно указанному Перечню, из 13 квартир в данном жилом доме - 1 находилась в муниципальной собственности, а остальные 12 - в частной собственности, и в качестве способов переселения проживающих в них граждан предусматривались их мена в период июль-декабрь 2009 года (п. 15 Перечня).

Постановлением Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № в постановление Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № внесены изменения, в соответствии с которыми жилой дом по адресу: <данные изъяты> из перечня многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках адресной программы, был исключен.

Впоследствии указанный жилой дом не был включен ни в одну Адресную программу Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе и, как указывалось выше, в утвержденную постановлением Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № «Адресную программу Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», целью которой является переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до дд.мм.гггг..

На обращение жителей дома в администрацию г. Рязани по вопросу их расселения Управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства был дан ответ (№ от дд.мм.гггг.), в котором указывалось, что под критерии ч. 2 ст. 16 ФЗ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» жилой дом <данные изъяты> не подпадает, так как официально признан аварийным по коллективному обращению жителей после дд.мм.гггг..

Между тем, данное утверждение противоречит содержанию «Адресной программы Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008 - 2009 годы», опубликованной в газете «Рязанские ведомости» дд.мм.гггг., в Приложении № к которой («Перечне аварийных многоквартирных домов, в отношении которых планируется переселения граждан за счёт средств финансовой поддержки») имеется ссылка на акт межведомственной комиссии от дд.мм.гггг., как послуживший основанием для включения указанного выше жилого дома в данный Перечень.

Доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для исключения жилого дома <данные изъяты> из перечня аварийных жилых домов, подлежащих расселению в 2008-2009 годы, ответчиком суду представлено не было.

Ссылка же стороны ответчика на возможное наличие документов, обосновывающих исключение дома из адресной программы, в распоряжении Правительства Рязанской области как автора этой программы, является несостоятельной, поскольку в соответствии со ст. 57 ГПК РФ суд по ходатайству сторон оказывает им содействие в собирании и истребовании доказательств в случае, если их представление является затруднительным, а ответчик затруднительность самостоятельного получения таких доказательств не обосновал.

Кроме того, многоквартирный жилой дом, до 1917 года постройки, в котором расположено принадлежащее истцам по праву собственности жилое помещение, признававшийся аварийным и подлежащим сносу еще в 2008 году, вновь признан таковым в 2017 году, и, как следует из акта его обследования, составленного межведомственной комиссией дд.мм.гггг., общий износ строительных конструкций которого составляет не менее 80%, обнаруживает: дефекты конструкций стен, свидетельствующие о деформации фундамента, значительное разрушение наружных стен части здания и отклонение их от вертикального положения, растрескивание древесины, поражение гнилью и жучками бревен, следы длительного замачивания и сквозные отверстия в наружных стенах, деформации оконных и дверных блоков вследствие рассыхания и гниения древесины, разрушение стропильных конструкций крыши на значительном участке здания, сквозные отверстия в конструкции чердачного перекрытия, заметное искривление лестничных маршей входной группы, а также гниение досок крыльца, один из вентиляционных каналов над кровлей полностью разрушен; выявляет: значительные коррозии металлических вентиляционных труб и их сильное отклонение от вертикального положения, крайне аварийное состояние деревянной пристройки, имеющей значительную деформацию, заваливание и разрушение наружных стен, что грозит внезапным обрушением пристройки и требует ее незамедлительного сноса.

Более того, дд.мм.гггг. в жилом доме по адресу: <данные изъяты> произошёл пожар, о чем в материалах дела имеется справка отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Рязани УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области, а дд.мм.гггг. в нем произошло обрушение кровли и потолка в кв. 7, каковое событие освещалось в средствах массовой информации Рязанской области.

При таком положении дела, учитывая длительное бездействие администрации г. Рязани, выразившееся в не реализации адресной программы по расселению жителей аварийного многоквартирного жилого дома в 2008 - 2009 годы и последующем непринятии необходимых мер, определенных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о наличии законных оснований для исключения дома из ранее действовавшей адресной программы и (или) препятствующих включению его в последующие адресные программы, суд приходит к выводу о возникновении у Смирнова И.С. и Смирновой А.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, право по своему выбору требовать от администрации г. Рязани предоставления им в собственность взамен непригодного для проживания жилого помещения другого равноценного жилого помещения в черте города Рязани.

То обстоятельство, что жилой дом по адресу: <данные изъяты> включен в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области, не освобождает администрацию г. Рязани от обязанности принять в пределах предоставленных ей полномочий меры по расселению аварийного жилого дома, в том числе путём предоставления его жителям, являющимся собственниками жилых помещений в нем, других благоустроенных жилых помещений.

Вопреки утверждению представителя ответчика, сам по себе факт не включения дома в настоящее время в адресную программу также не может являться основанием для отказа в иске.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что соответствующие исковые требования Смирнова И.С. и Смирновой А.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Смирнова Игоря Сергеевича, Смирновой Алеси Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4 - удовлетворить.

Обязать администрацию г. Рязани предоставить Смирнову Игорю Сергеевичу, Смирновой Алесе Владимировне, ФИО4 взамен однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, в собственность в равных долях (по <данные изъяты> доли каждому) по договору мены жилых помещений другое благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, находящееся в черте города Рязани, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта (город Рязань).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

2-1241/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Смирнова Алеся Владимировна
Смирнов Игорь Сергеевич
Ответчики
Администрация г.Рязани
Другие
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области
Суд
Советский районный суд г. Рязань
Судья
Прошкина Г.А.
Дело на сайте суда
sovetsky.riz.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Производство по делу приостановлено
13.05.2020Производство по делу возобновлено
13.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
10.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2020Дело оформлено
10.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее