Дело №2-1975/2023
УИД: 91RS0001-01-2023-003965-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2023 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
судьи - Уржумовой Н.В.,
при секретаре – Стебивко И.Ю.,
с участием помощника прокурора г. Симферополя – Кушнеровой О.А.,
истца – ФИО2,
представителя ответчика Администрации <адрес> – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Симферополя, поданному в защиту прав и законных интересов ФИО2 к Администрации города Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Департаменту жилищной политики Администрации г. Симферополя о признании постановления незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, -
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес>, обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов ФИО2, с иском к Администрации города Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Департаменту жилищной политики Администрации <адрес> о признании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО2 во включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, незаконным; возложении на Администрацию <адрес> обязанности включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Железнодорожного района г. Симферополя проведена проверка по обращению ФИО2, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о нарушении его жилищных прав. Установлено, что ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители ФИО4 и ФИО5 решением Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении ФИО2 Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 помещен в школу-интернат с содержанием его за счет государства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № исполком Симферопольского годского совета народных депутатов гарантировал предоставление жилья ФИО2 после окончания срока пребывания в интернатом учреждении. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией <адрес> в лице ФИО6 и ФИО2, последнему в пользование предоставлено жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и состоящее из одной комнаты, расположенной по адресу: <адрес>. Указанное помещение предоставлено ФИО2 для временного проживания в нем, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, сведения о регистрации прав ФИО2 на объекты недвижимости отсутствуют. ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию г. Симферополя с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без течения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без течения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По результатам рассмотрения указанного заявления постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 отказано во включении в Список. Основанием для принятия указанного решения послужил факт не обращения истца с заявлением о включении в Список до достижения 23- летнего возраста. При этом, родной брат ФИО2 - ФИО10 ФИО12 имеющий также статус лица, оставшегося без попечения родителей, ранее своевременно был включен в Список и в настоящее время уже обеспечен жилым помещением.
Истец ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования, указывал на то, что обращался в Администрацию <адрес> еще в 2019 году, однако ответа не поступило. Ранее, до 23 лет и по достижению 23 не обращался с заявлением о включении его в список, поскольку не знал, что такое право предусмотрено законодательством.
В судебном заседании помощник прокурора Кушнерова О.А. поддержала исковые требования, заявленные прокурором Железнодорожного района города Симферополя, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика - Администрации города Симферополя Республики Крым – ФИО8 возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель МКУ Департамента жилищной политики Администрации г. Симферополя Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела Министерство извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебного письма с судебной повесткой, причины неявки суду неизвестны.
Представитель Министерства жилищной политики и государственного строительного строительства Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, с учетом надлежащего извещения участников процесса, положений ст. 167 ГПК РФ, мнения истца и его представителя, представителя ответчика, определил о рассмотрения дела, в отсутствие неявившихся участников по делу.
Изучив доводы иска, заслушав пояснения прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав и, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Ч.ч. 1, 5 ст. 11 ГПК РФ определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.
Согласно ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ. Родителями записаны ФИО4 (отец) и ФИО5 (мать) (л.д. 10).
Решением Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО2: ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав (л.д.56).
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского Совета народных депутатов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 помещен в школу-интернат с содержанием его за счет государства (л.д.13).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № исполком Симферопольского городского совета народных депутатов гарантировал предоставление жилья ФИО2 после окончания срока пребывания в интернатом учреждении(л.д.31).
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией <адрес> в лице ФИО6 и ФИО2, последнему в пользование предоставлено жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и состоящее из одной комнаты, расположенной по адресу: <адрес>. Указанное помещение предоставлено ФИО2 для временного проживания в нем, сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-19,22).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО2 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Как пояснил ФИО2 в судебном заседании, ввиду отсутствия в собственности недвижимого имущества, временно, до 2025 года проживает по адресу: <адрес>, без права регистрации в занимаемом жилом помещении.
Из Уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ФИО2 на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости (л.д.30).
Как пояснял суду ФИО2 впервые истец обратился в Администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением по вопросу включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о предоставлении жилого помещения в 2019 году, ранее с заявлением о предоставлении по указанным основаниям, в компетентные органы ни до достижения 23 лет, ни по достижении 23 лет, письменно не обращался, в связи с юридическою неосведомленностью о своих правах.
Так, постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, оформленным выпиской, ФИО2 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что заявитель достиг возраста 23 лет (отсутствует уважительная причина, которая препятствовала ФИО2 до достижения возраста 23 лет обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в установленные законом сроки) (л.д.26-29).
Обращаясь в суд с настоящим иском, зам. прокурора <адрес> в интересах ФИО2 указывает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. N 397 ФИО13. не лишен права и на сегодняшний день, в возрасте старше 23 лет обратиться с соответствующим заявлением для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Проверяя правомерность доводов заместителя прокурора города Симферополя, обратившегося в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов ФИО2, суд приходит к следующим выводам.
Так, ч. 3 ст. 40 Конституции закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2, 4 статьи 3 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" формирование и ведение Списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 данной статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Формирование Списка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительств.
В абз. 3 п. 3 Правил N 397 установлено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на жилищный учет или имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилым помещений, но не были включены в список после 1 января 2013 года.
По смыслу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, положения данного закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Вместе с тем, в силу п. 9 ст. 8 того же Федерального закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из приведенных норм права в их совокупности усматривается, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., указано, что отсутствие названных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись: - ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; - незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Таким образом, правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся, не может зависеть только от действий самих льготников, и органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства должен осуществляться и контроль за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц.
Кроме того, в силу пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" одной из основных задач органов опеки и попечительства является и контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014 от 18.12.2014 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. ч. 1,2 ст. 8 указанного Закона Республики Крым № 46- ЗРК/2014 жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 достиг совершеннолетнего возраста. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 достиг возраста 23 лет.
Как указывалось выше, решением исполнительного комитета Симферопольского городского Совета народных депутатов Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 определен в школу-интернат.
Согласно справке ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» истец ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Спецшколе-интернат для детей задержкой психического развития <адрес> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №). (л.д.72-73).
Как следует из трудовой книжки ФИО2, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год обучался Симферопольском высшем профессиональном училище строительства и компьютерных технологий по специальности «столяр строительный». (л.д.58 - оборот).
Договором от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительным соглашением к договору от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 предоставлено в пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и состоящее из одной комнаты по адресу: <адрес>.
Согласно письма исполкома Симферопольского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 гарантировано предоставления жилья после окончания срока пребывания в интернатом учреждении. Письмом подтверждается, что сведения о нуждаемости ФИО2 в предоставлении жилья были известны органам опеки и попечительства. Кроме того, ФИО2 будучи в возрасте 28 лет обращался в органы опеки и попечительства с целью постановки на квартирный учет, в связи с отсутствие жилья (л.д.57).
При надлежащем исполнении органами опеки и попечительства возложенных обязанностей по контролю за реализацией прав истца, как лица, оставшегося без родительского попечения, органы опеки и попечительства могли и должны были включить ФИО2 в список на получение жилого помещения
Какие-либо доказательства исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них законом обязанностей принятия мер по включению истца в соответствующий список для обеспечения жильем, ответчиком не представлены.
ФИО2 до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, благоустроенное жилое помещение по договору найма помещения специализированного жилищного фонда не предоставлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона Республики Крым №- ЗРК/2014 контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере образования, науки и молодежи.
Руководствуясь приведенными нормами права, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о нарушении жилищных прав и законных интересов ФИО2, в связи с тем, что в нарушение положений ст.ст. 92, 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Крым №-ЗРК/2014 от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>», ФИО2 не был включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, жилой площадью Администрацией <адрес> Республики Крым не обеспечен.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> - удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа во включении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Администрацию г. Симферополя Республики Крым включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд города Симферополя в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Н.В. Уржумова
Мотивированное решение составлено 18 декабря 2023 года
Судья Н.В. Уржумова