Судья Галиуллин А.Р. дело № 33-1347/2017
учёт № 178г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 января 2017 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Фахрутдиновой Р.А., Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Низамовой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
Яруллиной Г.К. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от
09 ноября 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Яруллиной Г.К. к открытому акционерному обществу «ИА РТ девелопмент», жилищно-строительному кооперативу «57-30» о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки, компенсации морального вреда отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Яруллиной Г.К., её представителя – адвоката Гурьяновой-Желевой Ю.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ЖСК «57-30» - Гаязова А.Р., ОАО «ИА РТ Девелопмент» - Давлетшина А.Р., возражавших доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Яруллина Г.К. обратилась к открытому акционерному обществу (далее по тексту – ОАО) «ИАРТ девелопмент», жилищно-строительному кооперативу (далее по тексту – ЖСК) «57-30» с иском о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами 247535,30 рублей, неустойки в размере 90012,84 рублей, компенсации морального вреда 20000 рублей.
В обоснование требований указано, что 15 октября 2012 года между
Яруллиной Г.К. и ОАО «ИА РТ девелопмент» заключен договор уступки пая ЖСК «57-30», согласно которому Яруллина Г.К. приняла в долевую собственность пай ЖСК «57-30», в том числе приобрела в полном объеме права и обязанности, вытекающие из членства в ЖСК в рамках прав на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, стоимостью 3407426 рублей.
13 ноября 2012 года истицей выплачен пай в полном объеме, о чем выдана справка № .....
Согласно пункту 1 договора уступки пая ЖСК «57-30» срок передачи объекта недвижимости установлен 4 квартал 2012 года. В нарушение указанного пункта договора, согласно передаточному акту, объект недвижимости передан только 13 ноября 2013 года. Таким образом, ответчик просрочил срок передачи объекта на 317 дней за период с 31 декабря 2012 года по 13 ноября 2013 года.
В суде первой инстанции Ярулина Г.К., её представитель иск поддержали.
Представитель ЖСК «57-30» иск не признал.
Представитель ОАО «ИАРТ девелопмент» с иском не согласился.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Яруллина Г.К. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что заключенный между сторонами договор не является договором долевого участия в строительстве жилья. Указывает, что ЖСК «57-30» привлечены денежные средства граждан для строительства объекта недвижимости. При этом отмечает, что судом не устанавливались факты, кто является застройщиком и заказчиком строительства дома, имеется ли разрешение на строительство.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно частям 1, 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
Из материалов дела следует, что 15 октября 2012 года между
Яруллиной Г.К. и ОАО «ИАРТ девелопмент» заключен договор уступки пая ЖСК «57-30», согласно которому истица приняла в долевую собственность пай ЖСК «57-30», в том числе приобрела в полном объёме права и обязанности, вытекающие из членства в ЖСК в рамках прав на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, стоимостью 3407426 рублей.
13 ноября 2012 года пай был выплачен в полном объеме, что подтверждается справкой № .....
Согласно пункту 1 договора уступки пая ЖСК «57-30» срок передачи объекта недвижимости 4 квартал 2012 года.
В нарушение указанного пункта договора, согласно передаточному акту, объект недвижимости передан 13 ноября 2013 года.
Обращаясь с настоящими требованиями, Яруллина Г.К. просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, неустойку, компенсацию морального вреда.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 214-ФЗ от
30 декабря 2004 года «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только: 1) на основании договора участия в долевом строительстве; 2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; 3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Названный Закон предусматривает в качестве самостоятельного способа привлечения денежных средств граждан, связанного с возникающим у них правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию в установленном порядке, привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирных домов жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Из содержания договора уступки пая ЖСК «57-30» от 15 октября 2012 года следует, что фактически между жилищным кооперативом и его членом возникли не обязательственные (договорные), а корпоративные (членские) отношения, регулируемые уставом данной организации.
Взыскание с застройщика неустойки за нарушение сроков передачи квартиры участнику долевого строительства установлено частью 2 статьи 6 Закона № 214-ФЗ. Однако указанный Закон не распространяется на правоотношения, возникающие между ЖСК и пайщиками (пункт 3 части 2 статьи 1 Закона № 214-ФЗ). Правоотношения между пайщиком и ЖСК (включая объем и характер гражданско-правовой ответственности сторон) регулируются только нормами ЖК РФ, уставом кооператива и договором о членстве в ЖСК, которые взыскание неустойки и морального вреда не предусматривают.
Согласно пункту 11 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 декабря 2013 года, Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» допускается привлечение жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на этот момент в установленном порядке в эксплуатацию (пункт 3 части 2 статьи 1). Однако сами отношения, возникающие в связи с этим между гражданами и жилищно-строительными либо жилищными накопительными кооперативами, данным Федеральным законом не регулируются.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу Яруллиной Г.К. неустойки за нарушение срока сдачи передачи квартиры и компенсации морального вреда.
Оснований для удовлетворения требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами судебная коллегия также не усматривает, поскольку требований о расторжении договора паевого взноса и взыскании уплаченных паевых взносов Яруллина Г.К. не заявляет.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о том, что заключенный между сторонами договор не является договором долевого участия в строительстве жилья, являются несостоятельными, так как направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства. применяемого к спорным правоотношениям. В данном случае отношения, возникшие между Яруллиной Г.К, и ЖСК «57-30» регулируются главой 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Уставом ЖСК.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию Яруллиной Г.К., изложенную в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу обстоятельствам дал суд первой инстанции.
С учётом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 09 ноября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу
Яруллиной Г.К. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи