Дело №2а-2169/2021
УИД 91RS0022-01-2021-003532-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 октября 2021 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Стародуба П.И.,
при секретаре – Шампуровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Феодосии административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Феодосии Республики Крым к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм ФИО8, ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым, УФССП России по Республике Крым, заинтересованные лица ФИО3, прокуратура г. Феодосии об освобождении от взыскания исполнительского сбора,-
У С Т А Н О В И Л :
Администрация г. Феодосии Республики Крым обратилась в адрес Феодосийского городского суда Республики Крым с административным исковым заявлением об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А. 11 мая 2021 года по исполнительному производству №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования административного иска мотивированы следующим. Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № административное исковое заявление прокурора г. Феодосии в интересах ФИО3 удовлетворены. На администрацию г. Феодосии возложена обязанность по обеспечению муниципальной <адрес> необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению, согласно требований ч. 2 ст. 65 ЖК РФ. Решение суда в апелляционном порядке обжаловано не было и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ взыскателем получен исполнительный лист и предъявлен к исполнению. На основании заявления взыскателя возбуждено ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП.
Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству с должника взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей, в связи с неисполнением в установленный для добровольного исполнения срок Администрацией города Феодосии требований исполнительного документа.
Администрация города Феодосии указывает, что во исполнение решения суда, не уклонялась и принимала меры к его исполнению в рамках полномочий и в соответствие с требованиями законодательства, о чем было сообщено судебному – приставу – исполнителю после получения постановления о возбуждении исполнительного производства. При этом исполнение решения суда требовала значительных временных затрат и соблюдения процедур по газификации жилого помещения, что явилось объективными причинами исполнения требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены судебный пристав – исполнитель ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А., УФССП России по Республике Крым.
В судебное заседание стороны при надлежащем извещении не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не поступало.
От представителя административного истца Аджи – Али М.Б. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации г. Феодосии Республики Крым, исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
От административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А., действующего в своих интересах и по доверенности в интересах ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым и УФССП России по Республике Крым поступили письменные возражения с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Иные участники процесса, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо письменной позиции в адрес суда не поступало.
В соответствии со статьями 150, 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судом явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признавалась.
Изучив доводы иска и письменные возражения, исследовав представленные доказательства, обозрев материалы исполнительного производства, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в производстве Феодосийского городского суда Республики Крым находилось гражданское дело №. Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования заместителя прокурора города Феодосии удовлетворены. На Администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность обеспечить муниципальную <адрес>, переданной по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией города Феодосии Республики Крым и ФИО3, необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению, согласно требований ч. 2 ст. 65 ЖК РФ. Решение суда в апелляционном порядке обжаловано не было и ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу.
Во исполнение решения суда, ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист серии ФС №.
На основании исполнительного листа постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Феодосии УФССП России по г. Феодосии Кромм С.А. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ с должника Администрации г. Феодосии Республики Крым, в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, взыскан исполнительный сбор в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
К основным принципам исполнительного производства в соответствии со ст. 4 Закона N 229-ФЗ относится, в том числе своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Аналогичные нормы закреплены в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее Закон N 118-ФЗ), согласно которой в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность по принятию мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч.ч. 1, 8, 11 ст. 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Как было установлено судом копия постановления о возбуждении исполнительного производства поступила в адрес Администрации г. Феодосии Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Также должнику также было предложено, при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, которые могут сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым Администрацией г. Феодосии Республики Крым направлен ответ о невозможности исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, учитывая объективные обстоятельства того, что исполнение судебного акта проводится в рамках муниципальной программы «переселение из аварийного, непригодного для проживания граждан жилищного фонда, расположенного на территории МО ГО Феодосия Республики Крым», а также необходимостью соблюдения процедур по газификации квартиры. Также сообщено о проделанной работе по исполнению решения суда.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ с целью исполнения решения суда, Администрация г. Феодосии обратилась с заявлением в ГУП РК «Крымгазсети» о выдаче технических условий на подключение к сетям газораспределения в муниципальной <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ из ГУП РК «Крымгазсети» в адрес Администрации города Феодосии поступили технические условия.
После получения технических условий ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города Феодосии Республики Крым и ГУП РК «Крымгазсети» заключен договор № на выполнение подключения (технологическое присоединение) внутри границ земельного участка с установкой газоиспользующего оборудования, а также договор № о подключении жилого помещения к сети газораспределения.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
При этом в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, положения законодательства об исполнительном производстве, предусматривающие обязательность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, должны применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
Как отмечено в п. 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, в виде взыскания исполнительского сбора.
В п. 52 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, также указано, что в соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона N 229-ФЗ и п. 1 ст. 401 ГК РФ суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Помимо этого, в соответствии с п. 75 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, учитывая совершение должником действий, направленных на исполнение решения суда до получения им постановления о возбуждении исполнительного производства, поскольку действия по газификации квартиры поставлены в прямую зависимость со стороны ГУП РК «Крымгазсети» и связаны с получением различного рода заключений, согласований, технических условий, заключением договоров, что требует значительных временных затрат, а также учитывая получение должником постановления о возбуждении исполнительного производства только ДД.ММ.ГГГГ и своевременным уведомлением ОСП по г. Феодосии о невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, ввиду объективных причин, изложенных выше, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и как следствие об освобождении Администрации города Феодосии Республики Крым от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации г. Феодосии Республики Крым – удовлетворить.
Освободить должника – Администрацию г. Феодосии Республики Крым от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, назначенного постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Стародуб П.И.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Стародуб П.И.