УИД 86RS0013-01-2021-001522-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2021 года                             город Радужный

    Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Гаитовой Г.К., при секретаре судебного заседания Борисовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-677/2021 по исковому заявлению Сидоренко Евгения Валентиновича к администрации города Радужный (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Сидоренко Валентин Викторович и Сидоренко Ирина Валерьевна) о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Сидоренко Е.В. обратился в суд с иском к администрации г. Радужный о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что направлял ответчику обращение по поводу защиты его жилищных прав, оказания помощи в сохранении права на жилое помещение и включения его в список нуждающихся в жилых помещениях. В письме от 26 июля 2021 года № 001-ОГ-Исх-380 ответчик указал, что 14 мая 2021 года ему был ранее дан ответ № 001-ОГ-Исх-239 по его обращению; при этом сообщено о возможности направления приказа о сносе дома. Письмом от 20 июля 2021 года № 001-Исх-4019 ему разъяснено об отсутствии оснований для включения в список и о необходимости подачи обращения в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Радужный. Его обращения от 01 июля 2021 года имеют номера № 80/ТО/11/5-9296 и № 80/ТО/11/5-9293. На его обращения ответчиком не направлялся ответ по 12 августа 2021 года, что подтверждается ответом врио начальника ФКУ ИК-11 ФИО7 о том, что письма из администрации г. Радужный. Его первичное обращение в администрации г. Радужный зарегистрировано 16 апреля 2021 года, ответ до настоящего времени он не получил. Помещение по ул. <адрес>, расселено в 2014 году в рамках адресной муниципальной программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений в микрорайоне Южный». Как ему стало известно, расселение произведено на основании заявления Сидоренко И.В. и Сидоренко В.В., которым 20 октября 2014 года предоставлено жилье по адресу: <адрес>. Согласно заявлению Сидоренко И.В. и Сидоренко В.В. от 06 июня 2014 года он не включен в состав членов семьи. Однако он значится зарегистрированным по <адрес> с 01 декабря 1999 года по настоящее время. Согласно действующему законодательству органы исполнительной власти субъектов РФ производят расселение граждан в рамках государственных программ, согласовав данный вопрос с собственниками жилых помещений, в том числе, лицами, зарегистрированными в таком жилье. О том, что он не включен в состав семьи и лишен жилья, он узнал позже, поскольку ответчик не желал поставить его в известность о реализации муниципальной программы, тем самым лишив его жилья. В настоящее время его обращения игнорируются ответчиком, что нарушает его права. По каким причинам родители не включили его в состав семьи, ему неизвестно, поскольку при оформлении документов этот вопрос не рассматривался родителями, от них не поступало заявление об исключении его из состава членов семьи. На момент расселения он отбывал наказание, и его не включили в состав семьи, без снятия его с регистрационного учета по ул. Магистральная произвели расселение, лишив его жилья. Законом предусмотрены права и обязанности собственника жилого помещения и иных лиц, проживающих в жилом помещении. Его родителями в силу ст. 209 ГК РФ не совершались действия по лишению его жилья, поскольку с родителями он семейных отношений не прерывал. Поэтому в своем обращении ответчику 16 апреля 2021 года он указал о необходимости решения данного вопроса, но ответ не получил. Кроме того, его обращение о включении в список нуждающихся в жилых помещениях также игнорируется, что нарушает его права. Согласно ч. 1 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы. В соответствии с постановлением администрации г. Радужный от 10 декабря 2019 года № 2346 администрация города жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляет гражданам в соответствии с административным регламентом. Им соблюден порядок административного обращения к ответчику по вопросу включения его в список нуждающихся в жилье, и ему отказано в ответе от 20 июля 2021 года, в связи с чем он обращается в суд за защитой своих прав. Ссылаясь на ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 8 ГК РФ, Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59, ст. 1 ЖК РФ, просил обязать ответчика в целях защиты его жилищных прав принять меры по предоставлению ему жилого помещения в соответствии с законодательством (л.д. 6-10).

Определением от 18 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сидоренко В.В. и Сидоренко И.В. (л.д. 1-4).

В письменных возражениях на иск администрация г. Радужный указала, что является ненадлежащим ответчиком. Согласно п. 1.2 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный, утвержденного решением Думы г. Радужный от 08 июня 2018 года № 359, комитет является органом администрации г. Радужный, реализующим полномочия собственника имущества от имени муниципального образования ХМАО – Югры городской округ город Радужный по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом; распоряжению муниципальными земельными участками, земельными участками, расположенными на территории муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена; обеспечению проживающих в городе Радужный нуждающихся в жилых помещениях граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов на территории города; обеспечению закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, приобретению и осуществлению имущественных прав и обязанностей муниципального образования. В силу п. 2.1 Положения основной деятельностью комитета является осуществление исполнительно-распорядительных функций в сфере имущественных, земельных, жилищных и природоохранных правоотношений на территории муниципального образования. Разрешение данного требования по существу и определение надлежащего ответчика по делу оставил на усмотрение суда (л.д. 42-44).

Письменные возражения на иск третьими лицами не представлены (л.д. 38-40, 45, 48, 49).

Стороны, третьи лица в судебном заседании не участвовали, о рассмотрении дела извещались (л.д. 37-41, 42-44, 45, 48, 49). Истец Сидоренко Е.В. отбывает наказание в виде лишения свободы. Учитывая, что законом не предусмотрено этапирование лиц, содержащихся под стражей, для участия в судебных заседаниях при рассмотрении гражданских дел, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (часть 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)) (часть 2). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4).

Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; 4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

     Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Согласно ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

В силу ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (часть 1). Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (часть 2). В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением (часть 3).

Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: 1) учет муниципального жилищного фонда; 2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; 2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; 4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; 7) согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 9) осуществление муниципального жилищного контроля; 9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; 9.2) информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта; 9.3) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (часть 1).

    Указанными нормами предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам исключительно по основаниям, предусмотренным законом.

Истец Сидоренко Е.В. значится зарегистрированным по адресу: ХМАО – Югра, <адрес> (л.д. 46).

Доказательства признания указанного дома аварийным и непригодным для проживания истцом не представлены, ходатайство об оказании содействия в собирании доказательств, как это предусмотрено положениями ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не заявлено.

Согласно письму администрации г. Радужный от 20 июля 2021 года № 001-Исх-4019 жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма», утвержденным постановлением администрации г. Радужный от 10 декабря 2019 года № 2346. Основанием для начала выполнения административной процедуры является поступление в комитет по управлению муниципальным имуществом заявления о предоставлении муниципальной услуги с прилагаемыми документами. Постановка на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда действующим законодательством не предусмотрена. В целях рассмотрения вопроса предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда ему необходимо обратиться в отдел жилищной политики после освобождения из мест лишения свободы (л.д. 12).

В письме от 26 июля 2021 года № 001-ОГ-Исх-380 ответчик указал, что администрацией г. Радужный решение о сносе дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, не принималось (л.д. 14).

Письмами от 16 июня 2021 года № 317ж-2021, от 22 июля 2021 года № 317ж-2021 прокуратура города Радужный уведомила истца об отсутствии оснований для мер прокурорского реагирования (л.д. 11, 13).

В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, подтверждающие обоснованность требований истца о предоставлении ему жилого помещения, в дело не представлены и, как указано выше, ходатайство об оказании содействия в собирании доказательств не заявлено.

Более того, суд находит обоснованными возражения администрации города в части предъявления иска к ненадлежащему ответчику.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Пунктами 1 и 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно ч. 1 и 8 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Устав города Радужный принят решением Думы города Радужный от 15 июня 2005 года № 15, находится в свободном доступе в системе «КонсультантПлюс», а также на официальном сайте https://duma-rad.ru/.

В соответствии с п. 1 ст. 18, пп. 5 п. 1 ст. 19 Устава города представительным органом муниципального образования город Радужный является Дума города, в исключительной компетенции которой находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Статьей 27 Устава города предусмотрено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, является администрация города (п. 1). Администрация города обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций (п. 3). Структура администрации города утверждается Думой города по представлению главы города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) органы администрации города (п. 5). Решение об учреждении органа администрации города с правами юридического лица принимается Думой города (п. 6). Структура, полномочия и порядок деятельности органов администрации города, являющихся юридическими лицами, определяются Положениями об этих органах, утверждаемыми Думой города (п. 8).

Согласно п. 1.2 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный, утвержденного решением Думы г. Радужный от 08 июня 2018 года № 359 («КонсультантПлюс», официальный сайт Думы города https://duma-rad.ru/), комитет является органом администрации г. Радужный, реализующим полномочия собственника имущества от имени муниципального образования ХМАО – Югры городской округ город Радужный по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом; распоряжению муниципальными земельными участками, земельными участками, расположенными на территории муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена; обеспечению проживающих в городе Радужный нуждающихся в жилых помещениях граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов на территории города; обеспечению закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, приобретению и осуществлению имущественных прав и обязанностей муниципального образования. В силу п. 2.1 Положения основной деятельностью комитета является осуществление исполнительно-распорядительных функций в сфере имущественных, земельных, жилищных и природоохранных правоотношений на территории муниципального образования.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вопросы, связанные с предоставлением гражданам жилья, являются полномочием самостоятельного юридического лица – комитета по управлению муниципальным имуществом, а не администрации города Радужный.

Таким образом, суд находит обоснованными возражения администрации города в той части, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.

В силу положений части 1 ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации замена ненадлежащего ответчика надлежащим допускается исключительно по ходатайству или с согласия истца, такое ходатайство истцом в рамках настоящего гражданского дела не заявлено.

При изложенных обстоятельствах, учитывая предъявление иска к ненадлежащему ответчику и отсутствие мнения истца о замене ненадлежащего ответчика надлежащим, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в силу ч. 2 ст. 41 и ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что не препятствует предъявлению истцом Сидоренко Е.В. исковых требований к надлежащему ответчику комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Радужный.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Сидоренко Евгения Валентиновича к администрации города Радужный о предоставлении жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд.

Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2021 года.

Решение в окончательной форме принято 07 декабря 2021 года.

Судья                             Г.К. Гаитова

2-677/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сидоренко Евгений Валентинович
Ответчики
Администрация города Радужный
Другие
Сидоренко Валентин Викторович
Сидоренко Ирина Валерьевна
Суд
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Гаитова Г.К.
Дело на сайте суда
rdj.hmao.sudrf.ru
20.09.2021Регистрация административного искового заявления
21.09.2021Передача материалов судье
21.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2021[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
25.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2021Судебное заседание
07.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2022Дело оформлено
11.01.2022Дело передано в архив
30.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее