Решение по делу № 33а-6783/2020 от 11.11.2020

Дело №33а- 6783/2020


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург                    10 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего      Морозовой С.Г.,

судей                  Григорьевой Н.М., Муратовой С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Вершининой Г.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного ответчика Совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и заинтересованного лица Черепановой Ларисы Александровны на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области 17 сентября 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Всеволожского городского прокурора Ленинградской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее Совет депутатов) о признании бездействия незаконным, признании решения от 09.07.2020 незаконным, обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., пояснения представителей административного ответчика Совета депутатов адвокатов Яковлева С.В., Винокурова В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения административного истца прокурора Махмудова Э.Т., представителя заинтересованного лица Губернатора Ленинградской области Сапожниковой О.Е., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Всеволожский городской прокурор Ленинградской области, уточнив заявленные требования в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к совету депутатов, заявив следующие требования:

- признать незаконным бездействие, выраженное в невыполнении обязанности по рассмотрению представления Всеволожского городского прокурора от 22.06.2020 , в части решения вопросов об удалении в отставку Черепановой Л.А., как лица, замещающего муниципальную должность главы поселения и досрочного прекращения ее полномочий, как лица, замещающего муниципальную должность депутата совета депутатов, в связи с несоблюдением антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей.

- признать незаконным решение совета депутатов от 09.07.2020 «О применении меры ответственности в отношении депутата муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Ларисы Александровны Черепановой», как противоречащим Федеральным законам от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нарушающим интересы неопределенного круга лиц.

- обязать совет депутатов рассмотреть вопрос об удалении в отставку Черепановой Л.А., как лица, замещающего муниципальную должность главы поселения, в связи с несоблюдением антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и о досрочном прекращении полномочий Черепановой Л.А. как депутата совета депутатов, в связи с несоблюдением ею ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (т.1.л.д.3-8, т.2, 4-10,82-88).

В обоснование требований указал, что во исполнение поручения прокуратуры Ленинградской области от 03.06.2020 в связи с обращениями ФИО13 - городской прокуратурой проведена проверка исполнения главой муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и депутатом совета депутатов этого же муниципального образования Черепановой Л.А. антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений. По результатам проверки установлены искажения сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Черепановой Л.А., как лицом, замещающим муниципальные должности депутата совета депутатов и главы поселения.

Из представленных Черепановой Л.А. и ее супругом ФИО19. сведений за отчетный период с 01.01.2018 по 31.12.2018 об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на 01.08.2019, было установлено, что Черепановой Л.А. не указана информация о счетах, открытых по сведениям ФНС России ей 23.01.2018, 18.02.2016 (три счета), 31.08.2016, 30.09.2015 (два счета), 07.04.2015, 26.02.2016, 30.08.2012, 21.04.2015, 19.06.2013, 10.10.2011 в ПАО «Банк ВТБ», о счетах, открытых по сведениям ФНС России ее супругом – Черепановым П.В. 02.06.2018, 17.03.2016, 13.02.2018 в ПАО «Банк ВТБ», а также остатках денежных средств на них, о транспортном средстве – <данные изъяты>, г.р.з. , принадлежащем ей на праве собственности, о ее участии в фонде <данные изъяты>.

По факту, выявленных нарушений, городской прокуратурой 22.06.2020 в адрес совета депутатов вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции , где указано на необходимость решения вопросов об удалении в отставку Черепановой Л.А., как лица, замещающего муниципальную должность главы поселения, и о досрочном прекращении ее полномочий, как лица, замещающего муниципальную должность депутата совета депутатов, в связи с несоблюдением антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей.

Решением совета депутатов от 09.07.2020 к Черепановой Л.А. в соответствии с ч. 7.3-1 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления применена мера ответственности в виде предупреждения, в остальной части представление не рассмотрено.

Административный истец полагает принятые решения незаконными и подлежащими отмене, также просит о признании незаконным бездействия административного ответчика в части не рассмотрения вопроса удаления в отставку Черепановой Л.А., как лица, замещающего муниципальную должность главы поселения.

Определениями суда от 10.08.2020, 13.08.2020 и 15.09.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечен аппарат Губернатора Ленинградской области, Губернатор Ленинградской области и Прокуратура Ленинградской области (т.1 л.д. 163, т.2 л.д. 75, т.3 л.д. 26).

Представители административного истца в судебном заседании первой инстанции поддержали уточненные требования, по доводам, изложенным в административном и уточненных административных исках.

Представитель административного ответчика Дмитриева Е.В. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (т.2 л.д.11-17).

Представители заинтересованного лица Черепановой Л.А., в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (т.2 л.д.18-26).

Представители заинтересованных лиц Губернатора Ленинградской области, Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области в судебное заседание явились, не возражали против удовлетворения требований, по основаниям, изложенным в письменных отзывах на иск.

Представитель заинтересованного лица Прокурора Ленинградской области в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 17.09.2020 административный иск удовлетворен частично: признано незаконным бездействие, выразившееся в невыполнении обязанности по рассмотрению представления в части решения вопроса об удалении в отставку Черепановой Л.А., как лица замещающего муниципальную должность главы поселения, незаконным, признано незаконным решение от 09.07.2020 с обязанием совета депутатов рассмотреть вопрос об удалении в отставку Черепановой Л.А. как лица замещающего муниципальную должность главы поселения, и о досрочном прекращении полномочий Черепановой Л.А. как депутата совета депутатов (т.3 л.д. 53-66).

На постановленное судом решение административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права, по доводам, изложенным в отзыве на иск (т.3 л.д. 68-72).

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Черепановой Л.А., просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права (т.3 л.д. 78-83).

В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области полагает решение суда законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Административный истец, заинтересованные лица Черепанова Л.А., Губернатор Ленинградской области, Ленинградская областная прокуратура направили в заседание апелляционной инстанции представителей, иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со статьями 150, 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.

В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Черепанова Л.А. является выборным должностным лицом органа местного самоуправления - главой муниципального образования «Юкковского сельского поселения» с 23.10.2017 (т. 2 л.д. 150).

Согласно ст. 25 Устава муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее Устав) глава муниципального образования (далее Глава поселения) является высшим должностным лицом муниципального образования. Глава муниципального образования исполняет полномочия председателя совета депутатов (т.2 л.д. 186).

Согласно пункту 10 части 1 статьи 20 Устава к исключительной компетенции совета депутатов в том числе относится принятие решения об удалении Главы поселения в отставку (т.2 л.д. 181).

23.06.2020 в совет депутатов поступило представление Всеволожского городского прокурора от 22.06.2020 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором поставлен вопрос об удалении в отставку Черепановой Л.А. как лица, замещающего муниципальную должность главы поселения, в связи с несоблюдением антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей, а также о досрочном прекращении полномочий Черепановой Л.А., как лица, замещающего муниципальную должность депутата совета депутатов, в связи с несоблюдением антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей (т.1 л.д. 146-150).

09.07.2020 состоялось заседание совета депутатов, на повестку дня которого был поставлен вопрос, в том числе, о применении меры ответственности в отношении депутата Черепановой Л.А. (п.4 повестки), а также по предложению юрисконсульта Дмитриевой Е.В. проект решения «О рассмотрении представления Всеволожской городской прокуратуры от 22.06.2020 » (п.7 повестки) (т.2 л.д. 125).

Решением совета депутатов от 09.07.2020 в отношении депутата муниципального образования Черепановой Л.А. применена мера ответственности в виде предупреждения (т.1 л.д. 151)

Решением совета депутатов от 09.07.2020 представление Всеволожской городской прокуратуры от 22.06.2020 удовлетворено частично, постановлено: принять меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь. В остальной части оставлено без удовлетворения (т.3 л.д. 11-12).

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу, что на заседании совета депутатов от 09.07.2020 вопрос об удалении в отставку Черепановой Л.А. в повестку дня не был включен и соответственно не был рассмотрен, в связи с чем, советом депутатов допущено неправомерное бездействие.

Судебная коллегия не может согласиться с названными выводами суда в полном объеме по следующим основаниям.

Статьей 74.1 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1); при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку (пункт 1 части 13); предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку (пункт 2 части 13).

Таким образом, законодателем прокурору не предоставлено право инициирования процедуры удаления в отставку главы поселения, а принадлежит лишь полномочие по постановке рассмотрения инициации процедуры компетентными органами ( группа депутатов представительного органа муниципального образования или высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решением совета депутатов №35 от 16.08.2019 утвержден регламент совета депутатов (т.2 л.д. 100), согласно которому проект повестки дня заседания совета депутатов формируется главой муниципального образования с учетом рекомендаций совета депутатов (п.1 ст.19 Регламента).

Предложения по изменению проекта повестки вносятся в письменном виде до заседания либо излагаются устно во время заседания с обоснованием необходимости изменения повестки дня (п.7 ст. 19).

Из повестки дня 5 заседания четвертого созыва совета депутатов от 09.07.2020 усматривается, что вопрос об удалении в отставку главы муниципального образования Черепановой Л.А., в повестку дня заранее включен не был. Первоначально, в числе прочих был включен только вопрос о прекращении досрочно полномочий депутата Черепановой Л.А. (протокол от 09.07.2020 – в дате протокола допущена описка).

Вопрос рассмотрения представления прокуратуры от 22.06.2020, был включен в ходе заседания седьмым вопросом дополнительно и тут же рассмотрен, что не противоречит положениям Регламента (т.2 л.д.125).

Таким образом, фактические данные, содержащиеся в означенном протоколе заседания совета депутатов от 09.07.2020, опровергают вывод суда первой инстанции о не рассмотрении представления прокурора от 22.06.2020 . Факт оставления без удовлетворения, указанного представления в части инициирования процедуры удаления в отставку Черепановой Л.А., как лица, замещающего муниципальную должность главы поселения - нельзя приравнять к бездействию по невыполнению обязанности рассмотрения представления, поскольку действия, приведшие к нежелательному для истца результату, являются именно - действиями, оценка законности которых и относится к компетенции судебных органов.

Относительно ссылок суда первой инстанции в мотивировочной части решения на видеозапись заседания совета депутатов, которая была просмотрена судом и, по мнению суда, свидетельствует о не рассмотрении фактически представления прокурора (т.3 л.д.61), судебная коллегия полагает данное доказательство не соответствующим признакам относимости и допустимости и, следовательно, не подлежащим использованию, поскольку из протокола заседания совета от 09.07.2020 следует, что заседание было закрытым, представители прессы отсутствовали, однако материалы дела содержат сопроводительное письмо исх. от 14.08.2020 во Всеволожскую городскую прокуратуру о направлении видеозаписи, без указания источника таковой (т.3,л.д.13), при этом в судебном заседании апелляционной инстанции прокурор не смог пояснить обстоятельства изготовления данной записи, протокол судебного заседания от 15.09.2020 содержит пояснения представителей Черепановой Л.А. относительно того, что представленная видеозапись является фрагментарной нарезкой и не содержит полного объема информации (т.3 л.д.27).

В материалах дела представлено решение совета депутатов от 09.07.2020, согласно которому представление прокуратуры от 22.06.2020 рассмотрено и удовлетворено частично с изложением решения в следующей формулировке: представление Всеволожского городского прокурора от 22.06.2020 удовлетворить частично: принять меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь. В остальной части оставить без удовлетворения (т.3, л.д.11), указанное решение не оспорено и является действующим.

Кроме изложенного, судебная коллегия отмечает следующее, согласно п.12 ст. 74.1 Федерального закона №131 в случае, если глава муниципального образования, входящий в состав представительного органа муниципального образования и исполняющий полномочия его председателя, присутствует на заседании представительного органа муниципального образования, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку, указанное заседание проходит под председательством депутата представительного органа муниципального образования, уполномоченного на это представительным органом муниципального образования.

Из материалов дела следует, что Черепанова Л.А. является депутатом, главой муниципального образования и председателем совета депутатов в одном лице.

При этом на заседании совета депутатов от 09.07.2020, на котором рассматривались вопросы об удалении ее в отставку, как главы и прекращении полномочий, как депутата, председателем была именно Черепанова Л.А. и являясь главой муниципального образования «Юкковское сельское поселение» и председательствующим на заседании совета депутатов одновременно, при решении вопроса досрочном прекращении ее полномочий как депутата, и удалении в отставку как главы, Черепанова Л.А. заседание не перенесла, полномочий председательствующего с себя не сложила, уполномоченный депутат для разрешения поставленного вопроса, представительным органом муниципального образования не назначался, что, безусловно, является нарушением процедуры рассмотрения указанных вопросов.

Кроме изложенного, административным ответчиком не были представлены доказательства соблюдения, предусмотренного пунктом 1 части 13 статьи 74.1 Федерального закона №131-ФЗ порядка рассмотрения и принятия представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку: заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

Судебная коллегия полагает, что данное положение действует и при рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата представительного органа.

Таким образом, совокупность перечисленных обстоятельств с положениями названной статьи свидетельствует о том, что заседание совета депутатов от 09.07.2020, оформленное протоколом проведено с существенными нарушениями процедуры проведения, в связи с чем, решение принятое советом депутатов от 09.07.2020 нельзя признать законным.

При этом судебная коллегия полагает преждевременным высказываться по существу вопроса относительно наличия или отсутствия оснований для применения меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий Черепановой Л.А., как депутата, ранее соблюдения процедуры проведения заседания совета.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции в части вывода о незаконности решения совета депутатов от 09.07.2020 прекращении полномочий Черепановой Л.А., как депутата и возложении обязанности по рассмотрению вопроса вновь.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 17 сентября 2020 года части признания незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязанности по рассмотрению представления Всеволожского городского прокурора от 22.06.2020 по вопросу удаления в отставку Черепановой Л.А., как лица замещающего муниципальную должность главы поселения с возложением обязанности рассмотреть данный вопрос - отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в данной части.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Черепановой Ларисы Александровны – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий:

Судьи:

(Судья Дмитриева Д.Е.)

33а-6783/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Всеволожский городской прокурор
Ответчики
Совет депутатов МО Юкковское СП
Другие
Губернатор Ленинградской области
Черепанова Лариса Александровна
Прокуратура Ленинградской области
Аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Морозова Светлана Геннадьевна
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
11.11.2020Передача дела судье
03.12.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
17.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2020Передано в экспедицию
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее