Дело № 2-214/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2020 г. п. Яшкуль
Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Лиджиева С.В., при секретаре судебного заседания Шимтиевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-214/2020 по иску Бембеева А.Л. к администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия о включении жилого дома в состав наследственного имущества и признании права собственности на данное недвижимое имущество в порядке наследования,
установил:
Бембеев А.Л. обратился в суд с указанным иском к администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация Яшкульского РМО Республики Калмыкия, Администрация).
В обоснование заявленных требований Бембеев А.Л. указывает, что после смерти отца ***5 он является единственным его наследником по закону. В состав наследственного имущества входит жилой дом по адресу: ***. В выдаче свидетельства о праве наследования данного жилого дома нотариусом ему отказано. Причиной отказа послужило отсутствие сведений о регистрации договора купли-продажи недвижимости в установленном законом порядке и наличие в документах расхождений относительно размера общей площади жилого дома.
Учитывая изложенное, Бембеев А.Л. просит: включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ***5, жилой дом общей площадью 56,6 кв.м, расположенный по адресу: ***; признать право собственности на данное недвижимое имущество в порядке наследования.
В судебном заседании истец Бембеев А.Л. заявленные требования подержал.
Представитель ответчика – администрации Яшкульского РМО Республики Калмыкия и третье лицо – нотариус Тарлова В.А., извещенные своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. В телефонограмме от 10 ноября 2020 г. представитель ответчика Мушаев С.Г. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчика и третьего лица, извещенных своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Бембеева А.Л.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), здесь и далее положения ГК РФ в редации на момент открытия наследства, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент (п. 1 ст. 1110 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из ст. 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Из материалов дела видно, что 25 мая 1990 г. ***5 приобрел у ***6 по договору купли-продажи домовладение в виде жилого саманного дома общей площадью 32,23 кв.м, в том числе полезной 23,89 кв.м, и надворных сооружений, расположенных по адресу: ***.
Поскольку указанный договор заключен ***5 до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при регистрации данного договора применялся действующий на тот период порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Согласно ст. 239 Гражданского кодекса РСФСР (в редакции от 24 февраля 1987 г., действовавшей по состоянию на 25 мая 1990 г.) договор купли-продажи жилого дома, находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора.
Исходя из положений п.п. 4.7, 6.2 и 6.3 Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденной приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 г. № 380, решение об оформлении права собственности на жилой дом принимает соответствующий исполком Совета народных депутатов. На основании такого решения бюро технической инвентаризации вносит сведения о праве собственности на жилой дом в реестровую книгу населенного пункта и проставляет на документе собственника регистрационную надпись по установленной форме. Если на документе о праве собственности на дом нет места для регистрационной надписи, собственнику выдается регистрационное удостоверение, которое является неотъемлемой частью правоустанавливающего документа.
Последующая регистрация права собственности на жилые дома и перехода этого права от одних лиц к другим производится на основании документов, оформленных в установленном законом порядке. Изменения в правовом положении жилых домов заносятся в реестровую книгу и инвентаризационные карточки со ссылкой на документы, на основании которых эти изменения учтены. На правоустанавливающих документах собственников жилых домов и на надлежаще заверенных копиях с них, оставляемых в делах бюро технической инвентаризации, делается регистрационная надпись.
Следовательно, переход права собственности к ***5 на жилой дом подлежал регистрации в исполкоме сельского Совета народных депутатов путем проставления на договоре купли-продажи регистрационной надписи либо выдачи регистрационного удостоверения.
В представленном истцом суду договоре купли-продажи домовладения от 25 мая 1990 г. соответствующая регистрационная надпись не проставлена, а сведения о выдаче ***5 регистрационного удостоверения в материалах дела отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела истец не оспаривал, что регистрация права собственности на жилой дом в установленном законом порядке ***5 вплоть до его смерти 16 февраля 2017 г. не производилась.
Как разъяснено п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследники покупателя по договору купли-продажи недвижимости, умершего до государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, в случае возникновения спора вправе обратиться с иском к продавцу по указанному договору о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам.
В п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» также разъяснено, что на основании ст.ст. 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам.
Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам. При отсутствии наследников продавца покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд.
Учитывая изложенное, наследник покупателя по договору купли-продажи недвижимости, умершего до государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, вправе обратиться в суд с иском к продавцу либо его наследникам о государственной регистрации перехода права собственности.
По настоящему делу истцом Бембеевым А.Л. заявлены требования о включении жилого дома в состав наследственного имущества и признании права собственности на данное недвижимое имущество в порядке наследования к администрации Яшкульского РМО Республики Калмыкия.
Между тем Администрация не является продавцом по договору купли-продажи домовладения от 25 мая 1990 г.
Кроме того, в случае признания наследственного имущества в виде жилого помещения выморочным, данное имущество на основании ст. 1151 ГК РФ переходит в порядке наследования по закону в собственность сельского поселения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Бембеевым А.Л. по настоящему делу предъявлены к ненадлежащему ответчику, который не является субъектом спорного материального правоотношения, не оспаривает права истца как наследника по закону в отношении домовладения.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 г. № 1626-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска.
Истец Бембеев А.Л. в установленном ст.ст. 39, 41 ГПК РФ порядке свои требования не изменял, ходатайств о замене ненадлежащего ответчика не заявлял.
Учитывая изложенное, оснований удовлетворения заявленных требований Бембеева А.Л. не имеется ввиду предъявления истцом настоящего иска к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Бембеева А.Л. к администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия о включении жилого дома в состав наследственного имущества и признании права собственности на данное недвижимое имущество в порядке наследования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.В. Лиджиев