дело № 2-1-74/2020
12RS0016-01-2019-001623-47
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 16 января 2020 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Мельникова С.Е., при секретаре судебного заседания Пронюшкиной М.Н.,
с участием истца Сарлайкина Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сарлайкина Н.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работы в колхозе и перерасчете размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Сарлайкин Н.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) (далее - УПФР в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл), в котором просит включить в страховой стаж периоды работы в колхозе «Коммунизм» Горномарийского района Марийской АССР за 1969-1972, 1974, 1975 г.г. Спорные периоды не включены ответчиком в его страховой стаж, поскольку указанные в архивной справке № С-826 лицевые счета, по которым производился учет рабочего времени в спорные периоды, были открыты на имя его родителей, в действительности в колхозе в эти периоды работал он в качестве рядового колхозника. Не согласившись с решением ответчика, истец обратился в суд с изложенными выше требованиями.
В суде истец Сарлайкин Н.М. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) Рипанова М.В. в судебное заседание не явилась, возражая против заявленных требований в отзыве на иск, указала, что открытие лицевых счетов за спорные годы не на имя истца свидетельствует о том, что в колхозе он в данные периоды не работал, правовых оснований для включения этих периодов в страховой стаж не имеется.
Выслушав объяснения истца, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ «О страховых пенсиях») в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, действующим с 01 января 2015 г.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 11 названных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено, что с 11 декабря 2018 г. Сарлайкин Н.М. является получателем страховой пенсии по старости.
11 февраля 2019 г. истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) за перерасчетом страховой пенсии по старости в связи с работой в колхозе «Коммунизм» в 1969-1972, 1974-1975 г.г.
Из письма ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в страховой стаж истца не были включены указанные в архивной справке № С-424 от ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы в колхозе «Коммунизм», поскольку лицевые счета за период 1969-1972, 1974 г.г. открыты не на имя истца.
Суд полагает, что приведенные в письме ответчика доводы не являются основанием для отказа во включении спорных периодов в страховой стаж для перерасчета страховой пенсии по старости.
Из архивной справки № С-826, выданной ДД.ММ.ГГГГ Сарлайкину Н.М. архивным отделом администрации МО «Горномарийский муниципальный район» следует, что в книгах учета расчетов по оплате труда с членами колхоза «Коммунизм» <адрес> МАССР лицевой счет за 1969 открыт на ФИО2, значится Н..; за 1970 год лицевой счет открыт на ФИО1., значится Н.., за 1971 год лицевой счет открыт на ФИО1 П., значится Сарлайкин Н.М., за 1972 год лицевой счет открыт на ФИО2, значится Сарлайкин Н.М., за 1974 год лицевой счет открыт на С. Вал., значится Сарлайкин Н.М., за 1975 год лицевой счет открыт на Сарлайкин Н.М..
1969 год: июль – 0,5 ч/дн.;
1970 год: август - 1 ч/дн.;
1971 год: январь – 1 ч/дн.; август – 4 ч/дн., сентябрь – 9 ч/дн;
1972 год: март – 2 ч/дн., май – 2 ч/дн., июнь – 4,5 ч/дн., июль – 5 ч/дн., август – 8,5 ч/дн.;
1974 год: июнь – 4 ч/дн., июль – 21,5 ч/дн., август – 13,5 ч/дн., сентябрь – 5 ч/дн.
1975 год: июль – 17 ч/дн., август - 12 ч/дн., сентябрь – 7 ч/дн.
Согласно паспортным данным Сарлайкин Н.М. родился ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес> Марийской АССР.
Согласно свидетельству о рождении истца 1-ЕС № от ДД.ММ.ГГГГ его родителями указаны: ФИО2 – мать, ФИО1 – отец.
Согласно похозяйственной книги № д. <адрес> Еласовского сельского Совета за 1967-1969 г.г. Сарлайкин Н.М. действительно проживал в д. <адрес> Марийской АССР совместно со своими родителями ФИО2 и ФИО1
Трудовые книжки колхозникам были введены Постановлением Совета Министров СССР от 03 сентября 1964 года № 746. В соответствии с Примерным Уставом сельскохозяйственной артели, утвержденным СНК и ЦИК ВЕЛ (б) 17 февраля 1935 г., в члены сельхозартели (то есть на постоянную работу) могли быть приняты лица, достигшие 16-летнего возраста. Это означает, что работа в колхозе в качестве члена колхоза подлежит зачету в общий стаж, начиная с 16-летнего возраста. Кроме того, с согласия одного из родителей, на работу в колхоз по вольному найму может быть принято лицо младше 16 лет, при условии оставления образовательного учреждения в свободное от учебы время (каникулы), то есть работа носит временный характер. Периоды работы в колхозе детей в возрасте до 16 лет включаются в общий трудовой стаж при условии подтверждения, что человеко-дни либо трудодни, отработанные за указанные периоды времени были непосредственно записаны на детей или, что за данную работу дети получали соответствующую оплату в материальном или натуральном виде.
Из содержания справки № С-826 от 18 декабря 2019 года следует, что в книгах учета труда и расчетов с членами колхоза «Коммунизм» за 1969-1972, 1974-1975 г.г. содержится указание на имя истца как лица, фактически работающего в колхозе в эти периоды.
То обстоятельство, что учет отработанного истцом времени и начисленной заработной платы велся по лицевому счету его матери и отца, работавших в колхозе в спорные периоды, по мнению суда, не может негативно отражаться на пенсионных правах Сарлайкина Н.М., поскольку его вины в ненадлежащем оформлении работодателем учетных документов не имеется.
Факт работы истца в колхозе «Коммунизм» в спорные периоды подтверждается показаниями свидетелей ФИО3, ФИО4, которые пояснили, что Сарлайкин Н.М. действительно работал в колхозе «Коммунизм» Горномарийского района Марийской АССР в 1969-1972, 1974-1975 г.г. в период каникул.
В соответствии с п. 66 Правил подсчета и порядок подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.
Установлено, что поскольку Сарлайкин Н.М. родился ДД.ММ.ГГГГ, его возраст в спорные периоды составлял 11-17 лет.
Согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г. № 507 «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» предусматривалось, что на сельскохозяйственные работы в колхозы и совхозы в порядке мобилизации привлекались лица мужского пола в возрасте от 14 лет до 55 лет и лица женского пола в возрасте от 14 лет до 50 лет, а также учащиеся 6-10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ, студенты техникумов и ВУЗов.
Прежде действовавшее и подлежащее применению к спорным правоотношениям законодательство, предусматривающее порядок подтверждения трудового стажа, не содержало ограничений по возрасту.
При таких обстоятельствах юридически значимым при решении вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии периода работы на предприятии или в колхозе, является наличие доказательств выполнения этой работы, а не возраст заявителя. Установленные в законодательстве того времени запреты по приему в члены колхоза несовершеннолетних накладывали ограничения и имели негативные последствия при их несоблюдении для работодателей, но не для работников, допущенных к работе и фактически осуществлявших трудовую деятельность. Иное толкование и применение законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение, что недопустимо
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что факт работы истца в спорные периоды работы в колхозе «Коммунизм» является подтвержденным. Однако, принимая во внимание, что членом колхоза истец не являлся, работа носила временный характер в свободное от учебы время, трудовая книжка колхозника истцу не выдавалась, спорные периоды работы подлежат включению в страховой стаж в размере фактически отработанного времени согласно архивной справке № С-826 от 18 декабря 2019 года, в связи с чем исковые требования Сарлайкина Н.М. следует удовлетворить.
Ввиду включения спорных периодов работы в страховой стаж суд полагает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О страховых пенсиях» обязать ответчика произвести с 01 марта 2019 г. перерасчет размера ранее назначенной истцу страховой пенсии по старости. Исковые требования Сарлайкина Н.М. следует удовлетворить.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Сарлайкина Н.М. удовлетворить.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) обязанность включить в страховой стаж Сарлайкина Н.М. периоды его работы в колхозе «Коммунизм» Горномарийского района Марийской АССР за 1969 год: июль – 0,5 ч/дн.; 1970 год: август - 1 ч/дн.; 1971 год: январь – 1 ч/дн.; август – 4 ч/дн., сентябрь – 9 ч/дн; 1972 год: март – 2 ч/дн., май – 2 ч/дн., июнь – 4,5 ч/дн., июль – 5 ч/дн., август – 8,5 ч/дн.; 1974 год: июнь – 4 ч/дн., июль – 21,5 ч/дн., август – 13,5 ч/дн., сентябрь – 5 ч/дн., 1975 год: июль – 17 ч/дн., август - 12 ч/дн., сентябрь – 7 ч/дн., и произвести с 01 марта 2019 года перерасчет страховой пенсии по старости с учетом указанных периодов.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Сарлайкина Н.М. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Мельников С.Е.