Дело №2-1819/2023
91RS0003-01-2023-001262-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Джанкой 14 июня 2023 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего – судьи Синицыной О.П.
При секретаре – Ткаченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия,
установил:
истец ФИО1 обратилась в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым с исковыми требованиями к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия, мотивировав свои требования тем, что ПФ при назначении пенсии по инвалидности не был учтен размер заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, поскольку в справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным сектором Администрации города Джанкоя, отсутствуют денежные единицы. Считает, что действия ответчика являются неправомерными. На основании изложенного, просит обязать пенсионный фонд учесть суммы заработной платы за указанный период, пересчитав размер по инвалидности с момента назначения таковой.
Определением Центрального районного суда города Симферополь РК от ДД.ММ.ГГГГ данное дело направленно по подсудности в Джанкойский районный суд РК.
Ввиду того, что споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются, Джанкойским районным судом РК данное гражданское дело принято к производству и рассматривается по существу.
Истец ФИО1 в суд не явилась, предоставила заявление о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в суд не явился, предоставил ходатайство, в котором также просил рассматривать дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно части первой статьи 25.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по инвалидности лицу, признанному инвалидом, назначается со дня его признания инвалидом без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.
В соответствии со ст. 11 Закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периода начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности за пределами Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Так, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем пенсии по инвалидности (л.д.30).
Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. (л.д.30), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб. (л.д.29).
В соответствии с п. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при расчёте размера пенсии гражданина для определения размера страховой пенсии применяются нормы действующих до вступления в силу вышеуказанного закона других законов в части оценки пенсионных прав, а именно: Федерального закона от 21 июля 1997 года №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», Федерального закона от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 30 Закона № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 года расчётный размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов-Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в ее составе новых субъектов с 18.03.2014 года.
Особенности реализации прав граждан на пенсионное обеспечение устанавливаются Федеральным законом от 21.07.2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и голода федерального значения Севастополя», в соответствии со статьей 5 которого, гражданам, являвшимся получателями пенсий на 31.12.2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000-2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 01.01.2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.
В случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины-гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 01.01.2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице-купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Среднемесячный заработок подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом свидетельскими показаниями среднемесячный заработок граждан не подтверждается.
Согласно положениям статьи 11 Федерального конституционного закона №-ФКЗ до ДД.ММ.ГГГГ действовали условия переходного периода.
После же ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и <адрес> значения Севастополя пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для исчисления пенсии истец ФИО1 в установленном законом порядке предоставила в Пенсионный фонд, выданную ей архивным сектором администрации города Джанкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.86).
Однако, указанная выше справка не принята Отделом ПФ в связи с тем, что в ней не указаны денежные единицы, в которых ФИО1 начислялась и выплачивалась заработная плата (л.д.6-7).
Действительно, как следует из представленной архивной справки №Р-13/02.5-32 от ДД.ММ.ГГГГ, архивным сектором администрации города Джанкой, о заработной плате ФИО1 за период с января 1994 года по декабрь 1996 года вид денежных единиц, в которых производились начисления, не указан.
Однако, исследовав представленную архивную справку, а также копию трудовой книжки истца, учитывая, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что документы Государственной налоговой инспекции по городу Джанкой были переданы именно в том виде и с теми сведениями, которые указаны в представленной истцом архивной справке, суд приходит к выводу о том, что ненадлежащее оформление работодателем документов, необходимых для назначения пенсии, определения ее размера, не может служить основанием для отказа в перерасчете таковой, исчислении пенсии в соответствии с действующим законодательством на основании оформленных работодателем документов, содержащиеся в которых сведения не опровергнуты.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №208-ФЗ от 21.07.2014 года (далее — Закон №208-ФЗ), с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 вышеуказанного Закона №400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 36 Закона №400-ФЗ устанавливает, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу положений ст. 30 Закона №173-Ф3 страховая часть пенсии за период работы до 01 января 2002 года исчисляется, исходя из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с Указанием Министерства социальной защиты РФ от 20 августа 1992 года №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», при оформлении справки о заработной плате в заработок для исчисления пенсии включаются все виды заработной платы, на которую начисляются страховые взносы, кроме заработной платы за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплат единовременного характера. При этом, если предприятие, в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы.
В действующих в настоящее время п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ и Федеральном законе №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» данное положение в целом сохранено.
В соответствии со ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее Соглашение от 13 марта 1992 года) пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года).
В соответствии с п. 10 Указания Министерства социальной защиты РФ от 18 января 1996 года №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (далее - Указания от 18 января 1996 года) в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие выплаченные суммы заработка исключаются из подсчета.
Приложением №1 к Указанию Министерства социальной защиты РФ от 18 января 1996 года №1-1-У установлено, что до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица - купон, а с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта - карбованец.
В соответствии с Указом Президента Украины от 07 ноября 1992 года №549/92 «О реформе денежной системы Украины» с 23 часов 12 ноября 1992 года единственным средством платежа на территории Украины являлся украинский карбованец, который действовал до 02 сентября 1996 года, после чего введена национальная валюта - гривна.
Вместе с тем, специальной нормой, действующей на территории Республики Крым - ст. 5 Закона №208-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03 июля 2016 года №235-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», предусмотрено, что среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсии пересчитывается в рубли по курсу 1:1. Среднемесячный заработок подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно письму Министерства социальной защиты РФ от 31 января 1994 года №1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99-104 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. В случае, если в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии). Курс валюты публикуется в «Российской газете».
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке истца серии №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в Государственной налоговой инспекции по Джанкойскому району (л.д.53).
Из представленной истцом архивной справки о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что данные об ее заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года внесены в них на основании документов Государственной налоговой инспекции по городу Джанкою, а конкретно, из лицевых счетов рабочих и служащих.
Таким образом, из анализа указанных выше правовых норм и установленных судом обстоятельств по делу, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ года заработная плата начислялась и выплачивалась истцу в карбованцах, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года – в гривне, что в полной мере соответствует наименованию и периодам оборота денежных единиц на территории Украины.
Исходя из этого, основания для отказа в принятии указанной выше архивной справки о заработке истца к исчислению и для определения размера ее страховой пенсии у ответчика отсутствовали.
Помимо этого, как следует из предварительного расчета ПФ, при включении в расчет пенсии суммы заработной платы по спорной архивной справке, наибольший коэффициент заработной платы определен за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где отношения заработков составит – 1,173, величина ИПК – <данные изъяты>, размер страховой пенсии изменится в сторону увеличения и составит <данные изъяты> руб. (л.д.29).
Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований истца в части понуждения к принятию периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в действующих валютах на тот период времени и о наличии правовых оснований для перерасчета пенсии, и таковая подлежит перерасчету с момента ее назначения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, заявленные требования в части понуждения к принятию период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год является нецелесообразным, поскольку, как следует из предварительного расчета для увеличения размера пенсии достаточно при принятия к учету заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, как являющейся наиболее выгодным при в соотношении заработка и размера индивидуального пенсионного коэффициента.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд –
решил:
исковые требования ФИО1 к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия, - удовлетворить частично.
Обязать Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Республики Крым принять к исчислению среднемесячного заработка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учетом сведений о заработной плате, содержащихся в архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным сектором администрации города Джанкой, в которой суммы заработной платы считать указанными за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в карбованцах, пересчитав ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсии по инвалидности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В иной части – оказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.П. Синицына
Полный текст решения изготовлен 19.06.2023 года.