Дело № 2-482/15
Решение
Именем Российской Федерации
г.Хасавюрт 2 сентября 2015 г.
Хасавюртовский районный суд РД в составе председательствующего – судьи Ибрагимова С.Р., при секретаре Байсолтановой Э.А., с участием представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> Омаровой А.А. и Абукарова У.А., представителя администрации муниципального образования «Хасавюртовский район» Биймурзаева З.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Хасавюртовский район» о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее Управление Роспотребнадзора по РД) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» (далее администрация МО «<адрес>») о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест, расположенных в <адрес>.
В обоснование исковых требований указало, что ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Хасавюрт провел проверку исполнения законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест на территории муниципального образования «<адрес>». Проверкой выявлены следующие нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства о санитарной очистке территорий населенных мест на указанной территории: не организована уборка территории МО «<адрес>» от твердых бытовых отходов и мусора; не обеспечивается сбор и вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г. № 4690-88; не разработан в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории МО «<адрес>», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.); стихийно организованы на окраине и недалеко от <адрес> свалки бытовых отходов; отсутствует договор на утилизацию мусора, полученного от жителей и потребителей услуг <адрес>, с организацией оказывающей данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
28.05.2014 г. выдано предписание № 23/097 от 28.05.2014г. об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Несмотря на ранее выявленные истцом нарушения, ответчиком требования вышеуказанных нормативно-правовых актов по организации санитарно-эпидемиологического законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест, не выполняются в полном объеме и по настоящее время.
Просит признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>» по санитарной очистке территорий населенных мест.
Обязать ответчика:
в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда организовать уборку территорий МО «<адрес>» от твердых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г. № 4690-88;
в срок до двух месяцев организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории МО «<адрес>», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.);
в срок до одного месяца ликвидировать стихийно организованные на окраине и недалеко от <адрес> свалки бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территорий, занимаемые указанными свалками, с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно образованных полигонах (свалках) на окраине <адрес>;
запретить размещать бытовые отходы, полученные от жителей и потребителей на стихийно образованном полигоне (свалке) недалеко от <адрес>;
в срок до двух месяцев заключить договор на утилизацию мусора, полученного от жителей и потребителей услуг в <адрес> с организацией, оказывающей данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
В судебном заседании представители истца Омарова А.А. и Абукаров У.А. поддержали иск в полном объеме, и просили его удовлетворить в полном объёме по основаниям подробно изложенным в нём.
В судебном заседании представитель ответчика Биймурзаев З.Г. не признал иск и пояснил суду, что совершение всех перечисленных представителями истца действий возложено на администрацию МО «<адрес>» лишь с 1 января 2015 г., а все протокола и остальные акты составлены в отношении администрации МО «<адрес>», а не в отношении ответчика. Кроме этого, все те акты проверок составлены на основании проверок, план проведения которых, до сведении ответчика не доводился, хотя это прямая обязанность истца.
Выслушав участвующих в деле представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.7 указанного закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.1.2, 1.8 и 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные Правила содержания территорий населённых мест» система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Планово-регулярная очистка должна проводиться по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждением санэпидслужбы. В каждом населённом пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Срок хранения отходов в дворовых сборниках в холодное время суток должен быть не более трёх суток, в тёплое время суток - не более одних суток.
Федеральным законом от 27 мая 2014 г. №136-ФЗ «О внесении изменений в ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» в ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Указанный закон вступил в силу со дня официального опубликования, с 27 мая 2014 г.
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. №165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 5 июля 2014 г., вышеуказанный Федеральный закон дополнен переходным положением о том, что только до 1 января 2015 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч.1 ст.14 и ч.1 ст.15 федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона №136-ФЗ.
Таким образом, с 1 января 2015 г. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, то есть в данном конкретном случае на администрацию МО «<адрес>»
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, ответчиком не представлено суду доказательств надлежащего исполнения им санитарно-эпидемиологических требований. Факт того, что до 1 января 2015 г. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относилась к вопросам местного значения сельского поселения МО «<адрес>» не освобождает ответчика от выполнения возложенных, в настоящее время, на него законодательством РФ обязанностей.
Анализ всех вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации Конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду вне зависимости от того на кого во временном интервале данная обязанность была возложена. Законодатель, с целью обеспечения охраны окружающей среды, обязывает, органы местного самоуправления, чтобы бытовые и промышленные отходы собирались, вывозились, утилизировались и перерабатывались.
Как видно из акта проверки, проведенной ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, администрация МО «<адрес>» осуществляет деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с нарушением требований СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». По результатам проверки, за неудовлетворительное состояние, несанкционированные свалки бытового мусора в черте населенного пункта <адрес>, в отношении главы МО «<адрес>» приняты меры административного воздействия – вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ от 11.08.2014 г. с наложением административного штрафа в размере 10000 руб.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ст.12 и 132 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу ст.9, 139 и 140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отсутствие физических, технических, финансовых средств не освобождает ответчика от обязанности надлежащим образом выполнять возложенные на него законом обязанности в полной мере обеспечить на территории поселения соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Несоблюдение установленных законодательством требований, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в который ответчику следует выполнить данные мероприятия, суд считает возможным установить ответчику срок исполнения решения суда. При этом, суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает необходимым установить разумный срок, который, по мнению суда, будет достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест, удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации МО «<адрес>» по санитарной очистке территорий населенных мест.
Обязать администрацию МО «<адрес>»:
в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в силу организовать уборку территорий МО «<адрес>» от твердых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г. № 4690-88;
в срок до двух месяцев организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории МО «<адрес>», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.);
в срок до одного месяца ликвидировать стихийно организованные на окраине и недалеко от <адрес> свалки бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территорий, занимаемые указанными свалками, с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно образованных полигонах (свалках) на окраине <адрес>;
запретить размещать бытовые отходы, полученные от жителей и потребителей на стихийно образованном полигоне (свалке) недалеко от <адрес>;
в срок до двух месяцев заключить договор на утилизацию мусора, полученного от жителей и потребителей услуг в <адрес> с организацией, оказывающей данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий № С.Р.Ибрагимов