Решение по делу № 33а-4081/2020 от 30.01.2020

Судья Бусыгин Д.А. УИД 16RS0051-01-2019-008175-67

№ дела в суде первой инстанции 2а-6902/2019

№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-4081/2020

Учет №020а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 февраля 2020 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гафиятуллина Ш.Ш.,

судей Галимова Л.Т., Сайдашевой Э.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайруллиной Э.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Тойминцевой Алены Николаевны на решение Советского районного суда города Казани от 20 сентября 2019 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска Тойминцевой Алены Николаевны к миграционному пункту отдела МВД России по Южно-Курильскому городскому округу, отделу МВД России по Южно-Курильскому городскому округу, Управлению МВД России по Сахалинской области о признании решения незаконным, его отмене и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тойминцева А.Н. (далее по тексту – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к миграционному пункту отдела МВД России по Южно-Курильскому городскому округу, отделу МВД России по Южно-Курильскому городскому округу, Управлению МВД России по Сахалинской области о признании решения незаконным, его отмене и понуждении к устранению допущенных нарушений.

В обоснование заявленных требований указано, что 14 марта 2019 года Тойминцева А.Н. заключила договор купли-продажи квартиры ...., расположенной по адресу: <адрес>. Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано 25 марта 2019 года, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

В целях регистрации осуществления полномочий собственника в отношении указанной квартиры административным истцом выдана доверенность представителю ФИО14. Для выполнения указанного поручения ФИО13. предоставлены полномочия по снятию и постановке на регистрационный учет любых лиц.

22 марта 2019 года ФИО15. подано заявление в миграционный пункт ОМВД Российской Федерации по Южно-Курильскому городскому округу с приложенным пакетом документов о регистрации в вышеназванном жилом помещении ФИО16., ФИО17. и несовершеннолетнюю ФИО18. К заявлению также были приложены нотариально заверенные заявления от ФИО19, ФИО20. с просьбой о постановке их на регистрационный учет по указанному адресу.

28 марта 2019 года ФИО21. направило дополнение к заявлению с пояснениями, из которого следует, что ФИО22. правомерно действовала по доверенности от имени административного истца, а также то, что личное присутствие ФИО23. невозможно по состоянию его здоровья.

Однако, 22 марта 2019 года ответом на заявление временно исполняющего обязанности начальника миграционного пункта ОМВД России по Южно- Курильскому городскому округу отказано в регистрации граждан на том основании, что правовые акты Российской Федерации не предусматривают возможности использования добровольного представительства и применения доверенности при прохождении данной процедуры регистрации.

По мнению административного истца такой отказ незаконный и нарушает ее права и законные интересы, поскольку закон не содержит каких-либо ограничений для представления интересов граждан на основании выданной в надлежащей форме доверенности.

Просила суд признать незаконным и отменить отказ миграционного пункта ОМВД России по Южно-Курильскому городскому округу в регистрации ФИО24., ФИО25., несовершеннолетней ФИО26. по месту жительства в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес>; возложить обязанность на миграционный пункт ОМВД России по Южно-Курильскому городскому округу зарегистрировать Мельникова О.А., Атюшеву И.А., несовершеннолетнюю Мельникову П.О. в указанном жилом помещении по месту жительства.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе по доводам административного иска ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 указанного Закона, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно. Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии со статьей 3 Закона от 25 июня 1993 года N 5242-I в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I, гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия.

Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года №984 утвержден административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее по тексту - Административный регламент).

Из пункта 48 Административного регламента следует, что заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Тойминцева А.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

22 февраля 2019 года административный истец выдала на имя ФИО27. доверенность, согласно которой представитель уполномочен на представление ее интересов в организациях и государственных органах, а также имеет право осуществлять соответствующие действия и полномочия, конкретно прописанные в данной доверенности.

22 марта 2019 года ФИО28. обратилась в миграционный пункт ОМВД РФ по Южно-Курильскому городскому округу с заявлением о регистрации в жилом помещении по указанному выше адресу ФИО29., ФИО30. и несовершеннолетнюю ФИО31 с приложением пакета документов в соответствии с Административным регламентом. При этом к данному заявлению также приложены нотариально заверенные заявления ФИО32., ФИО33. с просьбой о постановке их и несовершеннолетней ФИО34 на регистрационный учет по постоянному месту жительства по указанному адресу.

Согласно материалам дела в заявлении ФИО35 от 28 марта 2019 года, адресованное в миграционный пункт ОМВД РФ по Южно-Курильскому городскому округу указано, что при подаче соответствующего заявления представитель действовала законно на основании доверенности; личное присутствие ФИО36. при регистрации по месту жительства невозможно по состоянию его здоровья. Сведений о получении данного заявления адресатом, то есть ОМВД России по Южно-Курильскому городскому округу, не имеется.

22 марта 2019 года ответом ОМВД России по Южно-Курильскому округу отказано в регистрации данных граждан по месту жительства, в связи с тем, что заявление о регистрации по месту жительства подается лично гражданином и правовые акты Российской Федерации не предусматривают возможности использования добровольного представительства и применение доверенности при регистрации граждан по месту жительства.

Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при подаче заявления о постановке на регистрационный учет по постоянному месту жительства заинтересованные лица ФИО37., ФИО38., действующая также в интересах несовершеннолетней ФИО39. должны лично присутствовать при передаче заявления ответственному лицу, поскольку, обязанность по подаче таких заявлений возникает у граждан Российской Федерации после переезда на новое место жительство, в связи с чем пришел к выводу о законности принятого миграционным пунктом ОМВД России по Южно-Курильскому городскому округу оспариваемого ответа.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.

Их прямого толкования Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I следует, что гражданин, уже прибывший на новое место жительство, обращается с соответствующим заявлением о его постановке на регистрационный учет в уполномоченный орган (статья 6 Закона). Кроме того, согласно статье 2 названного Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Таким образом, постановка гражданина на регистрационный учет отражает факт его пребывания и факт его постоянного жительства на соответствующей территории. Статьей 6 определено, что гражданин, прибывший на новое место жительство обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации либо непосредственно в сам орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

Пунктом 48 Административного регламента также установлено, что гражданин лично предоставляет заявление о регистрации по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 17 июля 1995 года N 713" указал, что посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

Как верно отмечено судом первой инстанции, не представлено доказательств нахождения указанных лиц в Сахалинской области и в селе Крабозаводское Южно-Курильского района Сахалинской области в частности. Заявления ФИО40. и ФИО41 от 28 февраля 2019 года и 2 марта 2019 года не были направлены административным соответчикам, а были поданы представителем административного истца ФИО42 Сведения о том, что ФИО43., ФИО44. уполномочили ФИО45. обратиться в орган регистрационного учета с указанными заявлениями отсутствуют.

При этом, нотариальная доверенность от 22 февраля 2019 года № 77АГ 0706541, выданная административным истцом на имя ФИО46 уполномочила представителя снять административного истца с регистрационного учета по адресу: <адрес> и поставить ее на регистрационный учет по адресу: <адрес>. Полномочий на постановку иных лиц на регистрационный учет в жилое помещение по указанному адресу в соответствии с представленной доверенностью не имеется.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

При недоказанности административным истцом нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав, свобод и законных интересов, требования административного истца удовлетворены быть не могут.

Таким образом решение суда является законным и обоснованным, не подлежащем отмене.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения, поскольку не опровергают выводов решения суда, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Казани от 20 сентября 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Тойминцевой Алены Николаевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33а-4081/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Ли Е.В.
Атюшева И.А.
ОМВД РФ по Южно-Курильскому городскому округу
Мельников О.А.
Управление МВД РФ по Сахалинской области
Тойминцева А.Н.
миграционный пункт ОМВД РФ по Южно-Курильскому городскому округу
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сайдашева Э. Р.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
18.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее