ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-954/2022
№ дела суда 1-й инстанции 2-198/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 13 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Авериной Е.Г. и Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района г. Волгограда, обратившегося в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО1, к государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району г. Волгограда» о признании отказа в назначении социальных выплат незаконным, возложении обязанности, по кассационному представлению прокуратуры Волгоградской области, поступившей с делом 21 сентября 2021 г., на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 21 января 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 19 мая 2021 г.,
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав прокурора Стрелковского С.Н., поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия
установила:
прокурор Ворошиловского района г. Волгограда, действуя в интересах несовершеннолетних Пухачева С.П., Черных И.М., обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда» (далее - ГКУ «ЦСЗН по Ворошиловскому району Волгограда») о признании отказа в назначении социальных выплат незаконным, возложении обязанности на ГКУ «ЦСЗН по Ворошиловскому району Волгограда» произвести денежные выплаты на несовершеннолетних Пухачева С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Черных И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании заявления Черных А.О. №807306598 от 30 мая 2020 г.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 21 января 2021 г. в удовлетворении указанных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 19 мая 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационном представлении и.о. прокурора Волгоградской области С.В.Чиженькова просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 19 мая 2021 г., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Черных А.О., представитель ответчика ГКУ «ЦСЗН по Ворошиловскому району Волгограда», надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты, скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что Черных А.О. (Пухачева) является матерью несовершеннолетних Пухачева С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Черных И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
11 декабря 2019 г. между Черных М.П. и Пухачевой А.О. заключен брак, ДД.ММ.ГГГГ установлено отцовство Черных М.П. в отношении ребенка заявителя - Пухачева И.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством об установлении отцовства № № от ДД.ММ.ГГГГ
30 мая 2020 г. Черных А.О. обратилась в ГКУ «Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда» с заявлением №807306598 о получении выплаты, предусмотренной Порядком, утвержденным Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24 апреля 2020 г. № 798 (далее - Порядок) на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
23 июня 2020 г. ГКУ «Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда» отказало в предоставлении компенсации в связи с превышением среднедушевого дохода семьи Черных А.О. величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области.
На основании ответов на межведомственные запросы, поступивших при рассмотрении заявления Черных А.О., ГКУ «Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда» были получены сведения о доходах членов семьи Черных А.О., указанных в ее заявлении - супруга Черных М.П., которые составили 539 764 рубля 64 копеек, которые были учтены при расчете среднедушевого дохода семьи Черных А.О., полученных за период с ноября 2018 г. по октябрь 2019 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи заявления, 30 мая 2020 г., Черных М.П. являлся членом семьи Черных А.О., поскольку состоял в браке с заявителем и установлено его отцовство в отношении ребенка заявителя - Черных И.М., в связи с чем, ответчиком правомерно учтены его доходы за период ноябрь 2018 г.- октябрь 2019 г. при определении размера среднедушевого дохода семьи Черных А.О. Поскольку размер среднедушевого дохода семьи, учитываемый ГКУ «Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда» превышал величину прожиточного минимума, ответчиком обоснованно отказано в назначении спорной выплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оспариваемые судебные постановления приняты с нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, части 1 и 2), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Приведенные положения Конституции Российской Федерации предопределяют создание системы социальной защиты тех категорий граждан, которые в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств нуждаются в государственной поддержке. Обеспечение эффективности функционирования этой системы, в том числе посредством правового регулирования общественных отношений по предоставлению гражданам мер социальной защиты, отнесено к полномочиям федерального законодателя, который при определении мер социальной защиты располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе самостоятельно избирать и изменять формы, порядок и условия их предоставления, однако при этом он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах - как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 502-О, от 03 апреля 2014 г. N 686-О).
Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).
Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей установлены Указом Президента РФ 20 марта 2020 г. №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Указ Президента РФ).
Пунктом 1 Указа Президента РФ с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее по тексту - основные требования).
Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 16 основных требований).
В пункте 21 Основных требований перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи.
При этом в пункте 26 Основных требований установлено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199, установлен Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24 апреля 2020 г. № 798 (далее - Порядок).
Ежемесячная денежная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г. (пункт 1.4 Порядка).
В силу пункта 2.1. Порядка в редакции, действующей на момент спорных правоотношений сторон, ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается семьям, имеющим детей в возрасте от трех до семи лет включительно, со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Волгоградской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Согласно пункту 2.2 Порядка, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 2.5 Порядка).
Пунктом 2.3. Порядка определен перечень лиц, которые не включаются в состав семьи при определении среднедушевого дохода: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; лица, отбывающие наказание в виде лишении свободы и лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда; лица, находящиеся на полном государственном обеспечении; дети, в отношении которых родители лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах.
Согласно статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации членами семьи являются: супруги, родители дети (усыновители и усыновленные).
Судом установлено, что при определении размера совокупного дохода семьи Черных А.О. за период ноябрь 2018 г. - октябрь 2019 г., ответчиком в него включены также доходы Черных М.П., в связи с тем, что на момент обращения он являлся супругом заявителя и отцом ее несовершеннолетнего ребенка Черных И.М. и был указан Черных А.О. в заявлении о назначении социальных выплат на несовершеннолетних детей в качестве члена ее семьи.
Между тем, выводы судебных инстанций о том, что на дату подачи заявления 30 мая 2020 г., в состав семьи входил также Черных М.П., следовательно, его доходы также должны учитываться при определении размера совокупного дохода семьи, основан на ошибочном толковании ном материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Права и обязанности супругов, включая и обязанность материально поддерживать друг друга, возникают со дня государственной регистрации заключения брака (пункт 2 статьи 10 и пункт 1 статьи 89 Семейного кодекса РФ, глава III Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").
Брак между Черных А.О. и Черных М.П. заключен только 11 декабря 2019 г., то есть после окончания периода, за который по смыслу пункта 2.2. Порядка должен быть произведен расчет совокупного дохода семьи.
При разрешении исковых требований судом первой инстанции оставлено без внимания, что в период с ноября 2018 г. по октябрь 2019 г. Черных М.П. не являлся супругом Черных А.О., т.е. не являлся членом ее семьи и не включается в период исчисления суммы подушевого дохода семьи за тот период.
В соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения.
Поскольку в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, судебные акты нельзя признать законными, согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ указанное обстоятельство является основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить его в соответствии требованиями действующего законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 19 мая 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.Г. Аверина
Е.С. Егорова