Дело № 2 – 532/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2018 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Кивилевой А.А.,
с участием прокурора Скурко К.А.,
представителя ответчика и третьего лица Департамента культуры и молодежной политики администрации г.Перми Иванова А.С.,
представителя третьего лица Управления жилищных отношений администрации г.Перми Муравьевой Е.С.,
представителя третьего лица Департамента имущественных отношений администрации г.Перми Баланчук С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Перми о возложении обязанности,
установил:
прокурор Ленинского района г.Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г.Перми, ООО «Авиатор», с учетом уточнений просит обязать в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу ограничить доступ посторонних лиц в здание по <Адрес> (произвести заделку оконных и дверных проемов); в срок до ДД.ММ.ГГГГ. разработать научно-проектную документацию о приспособлении объекта культурного наследия регионального значения «Дом уездного земства», расположенного по <Адрес> для современного использования с обязательным обследованием несущих конструкций; в срок до ДД.ММ.ГГГГ. провести усиление несущих конструкций и ремонт крыши с устройством организованного водостока; в срок до ДД.ММ.ГГГГ. выполнить работы по устройству отмостки здания, ремонт помещений и лестниц, реставрацию (замену) оконных и дверных заполнений; в срок до ДД.ММ.ГГГГ. выполнить работы по реставрации фасадов (л.д. 128-130).
В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки установлено, что дом по <Адрес> находится в аварийном состоянии, доступ в него не ограничен, часть дома отсутствует после пожара, произошедшего в 2015 году. В соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» здание, расположенное по <Адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Дом уездного земства». Меры по ограничению доступа людей и животных, а также меры, направленные на сохранение памятника культурного наследия не приняты. Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. По информации УЖО от ДД.ММ.ГГГГ в доме полностью расселены жилые помещение, находящиеся в собственности муниципального образования город Пермь. Не расселено одно жилое помещение, находящее в собственности юридического лица ООО «Авиатор». Наличие свободного доступа в указанный аварийный жилой дом влечет нарушение прав неопределенного круша лиц на благоприятную окружающую среду, может повлечь дальнейшее разрушение памятника культурного наследия, возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с пожарами, совершением правонарушений и действий террористического характера, и как следствие причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Кроме того, в таких домах могут проживать лица без определенного места жительства, незаконные мигранты. Дальнейшее бездействие администрации г.Перми может привести к обрушению дома, причинению вреда гражданам, потере памятника культурного наследия.
Определением суда от 07.12.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент культуры и молодежной политики администрации г.Перми (л.д. 1).
Определением суда от 16.01.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края (л.д. 79-80).
Определением суда от 13.02.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент имущественных отношений администрации г.Перми (л.д. 104).
Определением суда от 29.03.2018г. произведена замена ненадлежащего ответчика – ООО «Авиатор» на надлежащего – Кузнецова Геннадия Николаевича.
Определением суда от 24.05.2018г. производство по делу в части исковых требований, заявленных к Кузнецову Г.Н. прекращено, в связи с отказом от иска в данной части.
Прокурор в судебном заседании на уточненных исковых требованиях к администрации г.Перми настаивала.
Представитель ответчика и третьего лица Департамента культуры и молодежной политики администрации г.Перми в судебном заседании исковые требования не признал, считает, что представленный акт не является заданием на реконструкцию, в связи, иск ничем не обоснован в части установления сроков.
Представитель третьего лица Управления жилищных отношений администрации г.Перми в судебном заседании с исковыми требования не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 72-74).
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений администрации г.Перми в судебном заседании в судебном заседании с исковыми требования не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 137-140).
Третье лицо Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края о месте и времени извещена судом, представитель в судебное заседание не явился, ранее представил письменный отзыв на иск, из которого следует, что исковыми требования согласен, просит их удовлетворить (л.д. 110-111).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд признает требования прокурора подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц.
В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями части 3 статьи 44 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (статья 4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (пункт 1 статьи 11 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Согласно ст.33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1). Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта (подпункт 10 пункта 2).
Пунктом 1 ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, закреплен в статье 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1). Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (пункт 2). Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (пункт 3). Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 4). После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 7). В соответствии с положениями статьи 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (пункт 1).
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (пункт 2).
На основании п.1 ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно п.9 ст.48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 11 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 07.05.2015 № 281-п утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Пермского края.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 19.04.2017 № 260-п от Министерства культуры Пермского края Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края переданы функции: органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края; в рамках реализации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, установленной законодательством; учредителя государственного краевого бюджетного учреждения культуры «Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)».
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Муниципальное образование город Пермь является собственником объекта недвижимого имущества – жилой дом, назначение: многоквартирный дом, площадь 1455,4 кв.м по адресу: <Адрес>, кадастровый номер объекта: №, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д.17-62).
На основании пункта 22 статьи 11 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150, к вопросам местного значения Пермского городского округа относится: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Пермского городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Пермского городского округа.
В соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» объект культурного наследия регионального значения «Дом уездного земства» включен относится к памятнику градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения.
В соответствии с распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. № многоквартирный <Адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно акта технического состояния культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что его техническое состояние в соответствии с ГОСТ-55567-2013 оценивается как аварийное; состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов объекта – аварийное; живопись – отсутствует, предметы прикладного искусства – отсутствуют; территория, двор, ворота и ограды – территория вокруг здания завалена снегом; надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте – отсутствуют; мемориальные доски – отсутствуют. С целью сохранения объекта и создания надлежащих условий для его использования собственнику (иному законному владельцу) объекта необходимо провести следующие работы по сохранению объекта: научно-проектная документация: приспособление для современного использования с обследованием несущих конструкций до ДД.ММ.ГГГГ.; усиление несущих конструкций до ДД.ММ.ГГГГ. при необходимости по результатам обследования; ремонт крыши с устройством организованного водостока до ДД.ММ.ГГГГ.; устройство отмостки до ДД.ММ.ГГГГ.; ремонт помещений до ДД.ММ.ГГГГ.; ремонт лестниц до ДД.ММ.ГГГГ.; реставрация (замена) оконных и дверных заполнений до ДД.ММ.ГГГГ.; реставрация фасадов до ДД.ММ.ГГГГ.; сезонное содержание территории – регулярно; ограничение доступа посторонних лиц в здание (заделка оконных и дверных проемов) до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 131-135).
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Постановления Правительства Пермского края от 07.05.2015 № 281-п, и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из того, что ответчиком допущены нарушения законодательства об объектах культурного наследия, на которого возложена обязанность по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Пермского городского округа, по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Пермского городского округа.
При этом, суд полагает, что администрация г.Перми является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку все помещения в данном доме переданы в муниципальную собственность, в том числе в соответствии с определением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении мирового соглашения, 2 комнаты в 13-комнатной квартире, принадлежащие Кузнецову Г.Н., безвозмездно переданы в собственность муниципального образования г.Пермь.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, и обязан выполнять требования к сохранению и содержанию объекта культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона №73-ФЗ. Таким образом, муниципальное образование г.Пермь в лице администрации г.Перми, выступая правообладателем объекта культурного наследия, с учетом функций, возложенных Уставом города, обязано выполнять требования к содержанию, сохранению и использованию объекта культурного наследия, предусмотренные Федеральным законом № 73-ФЗ.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что заявленные прокурором требования об установлении сроков выполнения мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Судом достоверно установлено, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <Адрес>, находится в ненормативном состоянии, что объективно подтверждается фотоматериалами (л.д.13-15), актом о пожаре (л.д.16), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которого доступ в здание не ограничен, оконные рамы частично разбиты и нависают над пешеходной дорожкой, фасад не закрыт, ограждения нет (л.д.78), а также актом технического состояния объекта, из которого следует, что заколочен только главный вход и часть оконных проемов (л.д.131-135).
Указанное обстоятельство существенно негативно отражаются не только на архитектурном облике г.Перми, но и способствует возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, совершением правонарушений и преступлений (приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <Адрес>, группой лиц совершены преступления, предусмотренные ч.1 ст. 105, ч.1 и ч.4 ст.111 УК РФ – л.д.80), действий террористического характера, и как следствие причинение вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем суд полагает, что заявленное прокурором требование об ограничении доступа посторонних лиц в здание по <Адрес> в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, направлено на устранение угрозы жизни и здоровью граждан, заявленный срок, с учетом объема работ (заделка оконных и дверных проемов) является разумным и обоснованным.
Иные сроки выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, установлены в акте также актом технического состояния объекта, каких-либо обоснованных возражений относительно данных сроков ответчиком и третьими лицами не представлено.
Таким образом, учитывая социальную значимость и характер опасности оставления дома в прежнем состоянии, суд удовлетворяет требования прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить на муниципальное образование г.Пермь, в лице администрации г.Перми обязанность:
- в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу ограничить доступ посторонних лиц в здание по <Адрес> (произвести заделку оконных и дверных проемов);
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать научно-проектную документацию о приспособлении объекта культурного наследия регионального значения «Дом уездного земства», расположенного по <Адрес> для современного использования с обязательным обследованием несущих конструкций;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести усиление несущих конструкций и ремонт крыши с устройством организованного водостока;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ. выполнить работы по устройству отмостки здания, ремонт помещений и лестниц, реставрацию (замену) оконных и дверных заполнений;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по реставрации фасадов.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий – подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>