Решение по делу № 2-1322/2019 от 11.04.2019

Дело №2-1322/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2019 года                                                       город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,

при секретаре судебного заседания – Панове А.А.,

с участием:

представителя истца – Галанцева Г.В.,

ответчика – Арутюнян О.В.,

представителя ответчика – Сазонова А.В., представителя третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – Пивоваровой В.Е.,

третьего лица – Арутюняна А.С.,

прокурора – Вебера А.А.,

представителя Департамента образования и науки города Севастополя – Ушаковой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Арутюнян Ольге Викторовне, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - 1 отдел (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент образования и науки города Севастополя, Арутюнян Артур Степанович, с участием прокурора Ленинского района города Севастополя в соответствии с частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о выселении из жилого помещения, по встречному исковому заявлению Арутюнян Ольги Викторовны к Министерству обороны Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - 1 отдел (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права пользования жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с исковым заявлением к Арутюнян О.В., в котором просило признать ответчика утратившей право пользования жилым помещением – квартирой <адрес> в городе Севастополе, выселить Арутюнян О.В. из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Исковые требования обоснованы тем, что ответчик в числе членов семьи военнослужащего Арутюняна А.С., будучи женой последнего, обеспечена спорным жилым помещением – квартирой <адрес> в городе Севастополе. Впоследствии Арутюнян А.С. сдал данное жилое помещение, поле чего ему и двум его детям по договору социального найма от 07 июня 2012 года предоставлена трехкомнатная квартира <адрес> Данная квартира приватизирована Арутюняном А.С. Арутюнян О.В. указанным жилым помещением не обеспечивалась, поскольку не имела гражданства Российской Федерации. В 2015 году Арутюнян А.С. уволен с военной службы. В 2015 году брак между Арутюняном А.С. и Арутюнян О.В. расторгнут. Вступившим в законную силу судебным постановлением в удовлетворении искового заявления Арутюнян О.В. о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации отказано. Таким образом, в настоящее время в спорном жилом помещении проживает бывшая супруга военнослужащего, не имеющая на то законных оснований, добровольно покинуть жилое помещение отказывается.

Арутюнян О.В. подала встречное исковое заявление в Министерству обороны Российской Федерации, в котором просила признать за ней право пользования жилым помещением – квартирой № <адрес> в городе Севастополе.

Требования встречного искового заявления мотивированы тем, что в соответствии с законодательством, действовавшим на территории города Севастополя в момент заселения Арутюнян О.В. в спорное жилое помещение, Арутюнян О.В. не может быть выселена из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Кроме того, на Арутюнян О.В. переоформлен лицевой счет, она несет бремя содержания спорного жилого помещения, с ней проживает несовершеннолетняя внучка.

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 20 июня 2019 года встречное исковое заявления принято для совместного рассмотрения с первоначальным исковым заявлением.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации на основании доверенности Галанцев Г.В. в судебном заседании поддержал доводы и требования первоначального искового заявления, просил отказать в удовлетворении встречного искового заявления.

Арутюнян О.В и ее представитель на основании доверенности Сазонов А.В. поддержали доводы и требования встречного искового заявления, в удовлетворении первоначального искового заявления просили отказать, в том числе по основанию пропуска срока исковой давности.

Согласно изложенной в судебном заседании позиции представителя третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на основании доверенности Пивоваровой В.Е. требования первоначального искового заявления являются законными и обоснованными, а в удовлетворении встречного искового заявления должно быть отказано.

Третье лицо Арутюнян А.С. в судебном заседании указал на то, что в спорном жилом помещении произведена реконструкция, в результате которой площадь жилого помещения значительно увеличилась, в связи с чем получение истцом по первоначальному исковому заявлению имущества с произведенными улучшениями, без учета прав лиц, осуществивших такое улучшение, не может быть сочтено обоснованным.

Согласно изложенному в судебном заседании заключению прокурора первоначальное исковое заявление является законным и обоснованным, предусмотренных законом оснований для удовлетворения встречного искового заявления не имеется.

Представитель Департамента образования и науки города Севастополя разрешение вопроса оставила на усмотрение суда.

Суд на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих деле.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.

Судом установлено, что на основании выданного Арутюняну А.С. 1997 отделением Морской инженерной службы КЧФ Министерства обороны РФ ордера от 15 сентября 2009 года на состав семьи: супруга Арутюнян О.В., дочь ФИО11, сын ФИО12, была предоставлена служебная 3-х комнатная квартира <адрес> в городе Севастополе.

До выдачи указанного ордера, а именно 29 июля 2009 года между Министерством обороны РФ в лице командира (начальника) войсковой части , балансодержателем в лице 1997 ОМИС, эксплуатирующей организацией, с одной стороны, и Арутюняном А.С., с другой стороны, заключен договор найма специализированного жилого помещения – квартиры <адрес> в городе Севастополе.

По условиям указанного договора квартира предоставлялась Арутюняну А.С. в качестве служебного жилья на период с 9 июля 2009 года по 25 июня 2011 года.

Решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 24 марта 2011 года начальник 1997 ОМИС был обязан принять от Арутюняна А.С. денежные средства в размере, эквивалентном стоимости причитающейся ему и членам его семьи (дочь и сын) – гражданам Российской Федерации доли жилой площади, и выдать ему справку о внесении стоимости доли жилья в денежном эквиваленте и сдачи доли жилья.

Указанное решение суда вступило в законную силу и было исполнено.

Приказом командующего Черноморским флотом от 12 мая 2011 года квартира <адрес> в городе Севастополе исключена из числа служебных помещений.

При рассмотрении дела судом установлено, что брак между Арутюняном А.С. и Арутюнян О.В. расторгнут.

Арутюняну А.С. по договору социального найма от 07 июня 2012 года на состав семьи: дочь ФИО11, несовершеннолетний сын ФИО12, был обеспечен квартирой по линии Министерства обороны РФ по избранному месту жительства: <адрес>.

Впоследствии данная квартира была приватизирована Арутюняном А.С. и продана. При этом, им и членами его семьи – дочерью ФИО11 и сыном ФИО12 по договору купли-продажи от 25 марта 2016 года приобретена доля жилого дома, расположенного по <адрес>.

Таким образом, семья Арутюняна А.С. была обеспечена жильем по линии Министерства обороны РФ.

Приказом командующего Черноморским флотом от 18 сентября 2015 года Арутюнян А.С. уволен с военной службы.

Согласно предоставленным в материалы дела документам в настоящее время спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны Росси, приказом Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2019 года № 227 включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.

29 сентября 2015 года, 15 марта 2019 года ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в адрес Арутюнян О.В. направляло уведомления с просьбой добровольно покинуть спорное жилое помещение в срок до 29 октября 2015 года и до 01 апреля 2019 года соответственно.

Арутюнян О.В. проживает в спорном жилом помещении, данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с положениями ст.ст. 2, 3, 15 Федерального закона N 76-ФЗ 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих», положениями Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N 1280 «Об утверждении Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем наряду с самим военнослужащим, относятся совместно проживающие с ним члены его семьи.

В силу ст. 3 Федерального закона N 76-ФЗ 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Этой же нормой материального права установлены правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Статьей 2 Федерального закона N 76-ФЗ 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Согласно п. 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Содержание указанной нормы права указывает на то, что члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а одним из условий обеспечения военнослужащего жилым помещением с учетом членов его семьи является их совместное проживание.

Данная норма материального права корреспондирует с положениями Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N 1280 «Об утверждении Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», изданного в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма.

Пунктом 1 названной Инструкции предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому, наряду с иными документами, прикладываются копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации.

Право на получение жилых помещений от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, имеют исключительно военнослужащие как специальные субъекты данного права. Член семьи военнослужащего является адресатом данного права при наличии совокупности условий, в числе которых законодатель определяет нуждаемость членов семьи на основании ст. 51 ЖК РФ; близкое родство; совместное проживание с военнослужащим (п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего», ст. 31, 69, 51, 57 ЖК РФ).

Право членов семьи военнослужащего производны от права самого военнослужащего на получение жилья и при утрате такого статуса они не обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жильем за счет средств Минобороны России.

Согласно п. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Служебные жилые помещения статьей 92 ЖК РФ отнесены к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В силу ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Исходя из вышеприведенного правового регулирования следует сделать вывод о том, что после расторжения брака между Арутюняном А.С. и Арутюнян О.В., ответчик Арутюнян О.В. перестала быть членом семьи военнослужащего, вместе с тем, только совместно проживающие с военнослужащим члены его семьи могут претендовать на социальное жилье при наличии нуждаемости, в связи с чем основания признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий за счет Минобороны России отпали.

Кроме того, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 23 июля 2016 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Арутюнян О.В. к Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру <адрес> в порядке приватизации отказано.

Судебная коллегия в апелляционном определении указала, что каких-либо доказательств предоставления спорной квартиры Арутюнян О.В. в порядке, предусмотренном ст. 49 ЖК РФ, для постоянного проживания по договору социального найма, и что она в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по какому-либо основанию, истицей в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.

Фактическое проживание истицы в квартире, не свидетельствует о предоставлении ей данного жилого помещения на условиях договора социального найма.

Спорная квартира является собственностью Российской Федерации, предоставлялась во временное пользование бывшему супругу истицы, членом семьи которого она являлась, в связи с прохождением военной службы в качестве служебного жилья.

Сам по себе факт утраты квартирой статуса служебного жилья, как устранение препятствия в возможности его приватизировать, в данном случае, не свидетельствует о безусловном праве истицы на получение его в собственность, как бывшего члена семьи военнослужащего. Как уже указывалось, для реализации такого права необходима совокупность условий, которых в данном случае не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу ч. 2 ст. 209 этого же кодекса после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Аналогичные разъяснения даны в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении».

Приведенные положения процессуального закона и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.

Суд также отмечает, что право пользования относящейся к специализированному жилому фонду спорной квартирой иными лицами, в том числе несовершеннолетними, так же как и право Арутюнян О.В., являлось производным от права Арутюняна А.С., самостоятельного права на спорную жилую площадь, отдельно Арутюняна А.С., указанные лица не приобрели, в связи с чем доводы Арутюнян О.В. о необходимости сохранения за ней права пользования спорным жилым помещением по причине проживания с ней несовершеннолетней внучки судом отклоняются, соответственно исковые требования о признании Арутюнян О.В. утратившей право пользования спорным жилым помещением суд считает подлежащими удовлетворению.

Оснований считать включение спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям неправомерным у суда не имеется, поскольку взамен сданной ранее полученной спорной квартиры Арутюнян А.С. на состав семьи обеспечен жилым помещением.

Кроме того, пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.

В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса РФ, ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Поскольку спорное жилое помещение является служебным, находится в собственности Российской Федерации, Арутюнян О.В. членом семьи военнослужащего не является, не проходит службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, договор найма на основании которого семья Арутюнян А.С. либо Арутюнян О.В. могли проживать в спорном служебном жилом помещении на новый срок не заключался, суд приходит к выводу, что Арутюнян О.В. без законных оснований занимает квартиру <адрес> в городе Севастополе, а поскольку в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освободила указанное жилое помещение, она подлежит выселению из квартиры.

Не может являться препятствием для выселения Арутюнян О.В. из спорного жилого помещения и произведенные ею совместно Арутюнян А.С. улучшения указанного недвижимого имущества (реконструкция). От наличия либо отсутствия согласия собственника жилого помещения на производство таких улучшений зависит лишь возможность получения соответствующего возмещения стоимости этих улучшений.

Что касается денежных средств внесенных во исполнение решения Новороссийского гарнизонного военного суда от 24 марта 2011 года, то такое внесение было связано лишь с необходимостью для Арутюняна А.С. сдачи спорной квартиры, и не предполагало возникновения правоотношений купли-продажи. Кроме того, денежные средства вносились Арутюняном А.С., в то время как стороной по настоящему гражданскому делу является Арутюнян О.В., не являющаяся членом семьи Арутюняна А.С., в связи с чем обстоятельства внесения Арутюняном А.С. денежных средств правового значения для разрешения данного спора значения не имеют.

Поскольку в материалы дела не предоставлено доказательств отнесения Арутюнян О.В. к одной или нескольким категориям лиц, приведенных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, у истца по первоначальному исковому заявлению не имеется обязанности предоставить Арутюнян О.В. другое жилое помещение, в связи с выселением из спорной квартиры.

Не может суд счесть обоснованным и заявление стороны ответчика по первоначальному исковому заявлению о применении срока исковой давности ввиду следующего.

В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.

Как уже было указано, частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.

По смыслу приведенных выше норм права, наличие оснований для прекращения договора найма служебного жилого помещения не влечет за собой автоматическое прекращение договора по указанным основаниям. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем и членами его семьи, при отказе от которого граждане подлежат выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья. При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения.

Поскольку спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а ордер на служебное жилое помещение, на основании которого Арутюнян О.В. продолжает занимать служебное жилое помещение, не прекратил своего действия, то оснований для применения срока исковой давности в рассматриваемом споре у суда не имеется.

Таким образом, суд считает требования первоначального искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, предусмотренных законом оснований для удовлетворения встречного искового заявления суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

РЕШИЛ:

исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к Арутюнян Ольге Викторовне о выселении из жилого помещения удовлетворить.

Признать Арутюнян Ольгу Викторовну утратившей право пользования жилым помещением – квартирой <адрес> в городе Севастополе.

Выселить Арутюнян Ольгу Викторовну из жилого помещения – квартиры <адрес> в городе Севастополе.

В удовлетворении встречного искового заявления Арутюнян Ольги Викторовны к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением отказать.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путём подачи апелляционной жалобы сторонами и другими лицами, участвующими в деле, а также лицами, вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, или принесения апелляционного представления прокурором в течение месяца со следующего дня после принятия решения в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 16 июля 2019 года.

Председательствующий –

2-1322/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Арутюнян О.В.
Другие
ФГКУ "Крымское территоиальное управление имущественных отношений" МО РФ
Арутюнян А.С.
Департамент образования города Севастополя
1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
11.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2019Передача материалов судье
15.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.05.2019Предварительное судебное заседание
22.05.2019Предварительное судебное заседание
20.06.2019Судебное заседание
11.07.2019Судебное заседание
16.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее