Решение по делу № 33а-1836/2019 от 26.04.2019

Судья Лихачев А.В. Дело № 33а-1836/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2019 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Ивановой О.А.,

судей: Холиковой Е.А., Волынчук Н.В.,

при секретаре Зуйковой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области на решение Сычевского районного суда Смоленской области от 20 февраля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., объяснения представителя административного истца Администрации муниципального образования Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области Сопленковой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административного ответчика прокурора Сычевского района Смоленской области – прокурора Павленко Н.В. и Заболоцкой И.В. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

Администрация муниципального образования Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным представления прокурора Сычевского района Смоленской области об устранении нарушений требований законодательства, регулирующего предоставление муниципальных услуг, от (дата) , которым установлено, что Администрацией сельского поселения не исполняются требования Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», нормативный правовой акт по предоставлению муниципальной услуги «Совершение нотариальных действий на территории Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области» не принят, что нарушает права граждан и является недопустимым. В обоснование указала, что органы местного самоуправления не обязаны самостоятельно совершать нотариальные действия, предусмотренные законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса, а только могут воспользоваться таким правом. Поскольку органами местного самоуправления поселения не принималось решение о принятии муниципальным образованием на себя полномочий по совершению нотариальных действий, Администрация Караваевского сельского поселения не вправе совершать нотариальные действия, в связи с чем, необходимости разрабатывать регламент по предоставлению нотариальных услуг не имеется. Полагает, что требование в оспариваемом представлении о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц с приложением копии приказа о назначении дисциплинарного взыскания не соответствует требованиям Закона о прокуратуре. Просила возложить на прокуратуру Сычевского района Смоленской области обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Администрации Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области.

В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области Сопленкова А.В. поддержала административный иск по доводам, изложенным в нем, в полном объеме.

Представитель административного ответчика прокурора Сычевского района Смоленской области – помощник прокурора Сычевского района Смоленской области Говрюсев М.В. предъявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Решением Сычевского районного суда Смоленской области от 20 февраля 2019 г. в удовлетворении административного иска Администрации муниципального образования Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области отказано.

В апелляционной жалобе Глава муниципального образования Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области Жукова В.А. выражает несогласие с решением суда. Просит его отменить как незаконное и необоснованное; признать незаконным представление прокуратуры Сычевского района Смоленской области об устранении нарушений требований законодательства, регулирующего предоставление муниципальных услуг, от (дата) ; возложить на прокуратуру Сычевского района Смоленской области обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Администрации Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области.

В судебных заседаниях суда апелляционной инстанции представитель административного истца Администрации муниципального образования Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области Сопленкова А.В. поддержала апелляционную жалобу в части требований об отмене решения Сычевского районного суда Смоленской области от 20 февраля 2019 года и признании незаконным представления прокуратуры Сычевского района Смоленской области об устранении нарушений требований законодательства, регулирующего предоставление муниципальных услуг, от (дата) .

Представители административного ответчика прокурора Сычевского района Смоленской области – прокуроры Павленко Н.В. и Заболоцкая И.В. полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Рассмотрев на основании ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленные в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В п. 3 указанной статьи закреплено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24 Федерального закона о прокуратуре).

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 № 84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой Ирины Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер, и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Федерального закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

К нарушителю срока направления ответа может быть применена административная ответственность, предусмотренная ст. 17.7 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из ответа на вопрос 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государст­венными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) ква­лификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государствен­ного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государст­венными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения прокурором Сычевского района Смоленской области обжалуемого представления послужило выявление факта отсутствия разработанного Администрацией муниципального образования Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области административного регламента по предоставлению на территории сельского поселения услуг по совершению нотариальных действий.

Разрешая спор по существу, судом первой инстанции сделан вывод о том, что бездействие Администрации Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области, выражающееся в непредоставлении жителям поселения муниципальной услуги по совершению нотариальных действий ущемляет гарантированные конституционные права на равный доступ к осуществлению нотариальных действий.

Судебная коллегия с данными выводами согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

В соответствии с абз. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.

Согласно ст. 37 Основ в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах: 1) удостоверять завещания; 2) удостоверять доверенности; 3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им; 4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; 5) свидетельствовать подлинность подписи на документах; 6) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; 7.1) удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи; 8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; 9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; 10) удостоверяют время предъявления документов; 11) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; 12) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

Законодательными актами Российской Федерации главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений, главам местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления муниципальных районов может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.

Пунктом 2 ст. 9 Устава Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области, принятого решением Совета депутатов Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области от (дата) , предусмотрено право органа местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области, в том числе, на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в сельском поселении нотариуса.

Судебная коллегия полагает, что указанными нормативными правовыми актами предусмотрено право сельского поселения на совершение нотариальных действий, но не обязанность по их совершению в случае отсутствия в сельском поселении нотариуса.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Доказательств нарушения законных прав и интересов жителей Караваевского сельского поселения, необходимости совершения нотариальных действий главой местной администрации поселения либо специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселения прокурором не представлено.

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено, что у жителей Караваевского сельского поселения имеется возможность обратиться за совершением нотариальных действий в нотариальную контору г. Сычевка Смоленской области либо оформить вызов нотариуса на дом. Как пояснил представитель административного истца, расстояние между Караваевским сельским поселением и г. Сычевка составляет <данные изъяты>.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Устава Караваевского сельского поселения Сычевского района Смоленской области субъектами правотворческой инициативы по внесению в Совет депутатов проекта Устава сельского поселения, решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения, а также проектов иных решений Совета депутатов являются, в том числе, прокурор Сычевского района Смоленской области, инициативные группы граждан.

Доказательств обращения граждан Караваевского сельского поселения или прокурора Сычевского района Смоленской области в Совет депутатов Караваевского сельского поселения с правотворческой инициативой о внесении в Устав сельского поселения изменений в части обязательного оказания органом местного самоуправления услуги по совершению нотариальных действий в связи с отсутствием нотариуса в сельском поселении в материалах дела не имеется.

Не имеется также сведений и об обращении прокурора в Министерство юстиции Российской Федерации с требованием принять меры по обеспечению наличия нотариуса в Караваевском сельском поселении.

Прокурор Сычевского района Смоленской области в п.п. 2, 4 обжалуемого представления требует рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, приложив копию приказа о назначении дисциплинарного взыскания. Указанное требование носит императивный характер и не соответствует требованиям закона, не содержит конкретных требований для дальнейшего исполнения.

В рассматриваемом случае прокурор вправе был предложить Администрации Караваевского сельского поселения рассмотреть вопрос о привлечении сотрудников Администрации к дисциплинарной ответственности, однако в представлении было заявлено требование, которое не предполагало наличие возможности у органа местного самоуправления самостоятельно решить данный вопрос, отнесенный законом к его компетенции.

На основании изложенного, прокурором не представлено доказательств обоснованности и законности обжалуемого представления об устранении нарушений требований законодательства, регулирующего предоставление муниципальных услуг, от (дата) .

Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Сычевского районного суда Смоленской области от 20 февраля 2019 г. подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сычевского районного суда Смоленской области от 20 февраля 2019 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования:

Признать незаконным представление прокурора Сычевского района Смоленской области об устранении нарушений требований законодательства, регулирующего предоставление муниципальных услуг от (дата) .

Председательствующий:

Судьи:

33а-1836/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО Караваевского сельского поселения Сычевского района
Ответчики
Прокурор Сычевского района Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Холикова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
28.01.2020Передача дела судье
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
20.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
29.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее