Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР”
ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
в„– 88Рђ-18753/2020
г. Москва 21 августа 2020 года
Судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу административного ответчика администрации Костромской области на апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2020 года о взыскании судебных расходов по административному делу по административному иску Скворцова Василия Вавельяновича и Кулагина Олега Вильгельмовича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 3а-8/2019),
установил:
вступившим в законную силу решением Костромского областного суда от 12 апреля 2019 года удовлетворены требования Скворцова В.В., Кулагина О.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, установлена по состоянию на 15 декабря 2016 года в размере 24 598 000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, установлена по состоянию на 15 декабря 2016 года в размере 24 198 000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, установлена по состоянию на 15 декабря 2016 года в размере 24 921 000 рублей; кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, установлена по состоянию на 1 марта 2016 года в размере 36 730 000 рублей.
25 октября 2019 года Скворцов В.В. и Кулагин О.В. обратились в суд с заявлением о взыскании в солидарном порядке с административных ответчиков – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области) и администрации Костромской области судебных расходов в пользу Скворцова В.В. в сумме 117 200 рублей, в пользу Кулагина О.В. в сумме 66 000 рублей.
Определением Костромского областного суда от 20 февраля 2020 года заявление удовлетворено частично, с ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области в пользу Скворцова В.В. взыскано 72 900 рублей, из которых 30 000 рублей – расходы на оплату услуг по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, 12 000 рублей – расходы на оплату услуг представителя, 900 рублей – оплата государственной пошлины, 30 000 рублей –расходы по оплате услуг эксперта; в пользу Кулагина О.В. с ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области взыскано 42 000 рублей, из которых 12 000 нрублей – расходы на оплату услуг представителя, 30 000 рублей – расходы по оплате услуг эксперта.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2020 года указанное определение отменено, заявление Скворцова В.В. и Кулагина О.В. о взыскании судебных расходов удовлетворено частично, постановлено взыскать с администрации Костромской области в пользу Скворцова В.В. в счет возмещения судебных расходов 72 900 рублей, в пользу Кулагина О.В. – 42 000 рублей.
В кассационной жалобе администрация Костромской области просит отменить указанное апелляционное определение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Скворцова В.В. и Кулагина О.В. о взыскании судебных расходов с администрации Костромской области. Полагает, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права.
С учетом доводов кассационной жалобы и изученного административного дела, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Удовлетворяя частично заявление о взыскании судебных расходов с ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, как с органа, утвердившего результаты кадастровой оценки, суд первой инстанции указал, что расхождение между рыночной и кадастровой стоимостью земельного участка более чем в два раза свидетельствует о повлекшей нарушение прав заявителя ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к объекту недвижимости.
Суд апелляционной инстанции, отменяя определение суда первой инстанции и принимая новое определение о взыскании судебных расходов с администрации Костромской области, согласился с выводом о наличии оснований для частичного взыскания судебных расходов, указав, что выводы суда первой инстанции в части возложения бремени по несению расходов на ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции нарушений действующего законодательства допущено не было и оснований для отмены апелляционного определения не усматривается.
Так, в соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующей общие для всех категорий административных дел правила распределения судебных расходов, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, касающихся освобождения от возмещения издержек льготных категорий граждан (статья 107 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и лиц, освобожденных судом от оплаты расходов исходя из их имущественного положения (часть 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 31 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов. Поскольку главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· правовой позиции Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенной РІ постановлении РѕС‚ 11 июля 2017 РіРѕРґР° в„– 20-Рџ «По делу Рѕ проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 Рё пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, частей 1 Рё 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ жалобами гражданки Рќ.Р‘. Слободяник Рё федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, РІ пользу которой вынесено решение СЃСѓРґР°, Рё РЅР° основании того судебного акта, которым СЃРїРѕСЂ разрешен РїРѕ существу; РїСЂРё этом процессуальное законодательство РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод СЃСѓРґР° Рѕ правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, непосредственно связан СЃ содержащимся РІ резолютивной части судебного решения выводом Рѕ том, подлежит ли РёСЃРє удовлетворению, поскольку только удовлетворение СЃСѓРґРѕРј требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через СЃСѓРґ Рё влечет восстановление нарушенных прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ, что РІ силу статей 19 (часть 1) Рё 46 (части 1 Рё 2) Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє необходимости возмещения судебных расходов. Возложение РЅР° налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных СЃ установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости РІ размере, равном его рыночной стоимости, если РІ результате массовой кадастровой оценки РѕРЅР° была определена ошибочно, РЅРµ только сужает реальную доступность правосудия, РЅРѕ Рё СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕ финансово обесценить значение соответствующего судебного решения СЃ точки зрения соотношения бремени судебных расходов СЃ ожидаемыми налоговыми выгодами РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ возможным изменением налоговой базы РїРѕ соответствующему налогу РЅР° недвижимое имущество.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, следовательно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21 января 2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» допускает взыскание судебных издержек, понесенных заинтересованными лицами (статья 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, в пользу этих лиц, исходя из их фактического процессуального поведения.
При рассмотрении дела судами установлено, что понесенные административными истцами судебные расходы являлись обоснованными и необходимыми для обращения в суд с заявлением о реализации прав при рассмотрении дела в суде.
РР· решения СЃСѓРґР° РѕР± удовлетворении заявления РѕР± установлении кадастровой стоимости равной рыночной РѕС‚ 12 апреля 2019 РіРѕРґР° РІРёРґРЅРѕ, что утвержденная кадастровая стоимость превышала рыночную более чем РІ РґРІР° раза, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, судами правильно указано, что это свидетельствует РѕР± ошибке, допущенной РїСЂРё формировании методики определения кадастровой стоимости РїСЂРё применении Рє СЃРїРѕСЂРЅРѕРјСѓ земельному участку.
При определении размера сумм, подлежащих взысканию в счет оплаты услуг представителя, судами учтены принцип разумности и справедливости, характер и объем выполненной представителем работы.
Согласно положениям статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности под утверждением результатов определения кадастровой стоимости понимается утверждение заказчиком как кадастровой стоимости, так и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2013 года утверждены постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года № 543-а.
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости рассчитана с применением удельного показателя, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года № 543-а.
В соответствии с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222, орган кадастрового учета определяет кадастровую стоимость объекта недвижимости путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь объекта оценки.
Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области.
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области является самостоятельным юридическим лицом, к полномочиям которого отнесены действия только по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости применительно к положениям статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, в отсутствие полномочий по утверждению результатов государственной кадастровой оценки.
При рассмотрении дела не было установлено, что названным органом допущены ошибки при проведении расчетов по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о взыскании судебных расходов с администрации Костромской области, так как результаты оспариваемой кадастровой стоимости были определены с применением удельных показателей, утвержденных постановлением администрации Костромской области.
Доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, но не опровергают их.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Костромской области без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Сорокин